
Не меньше сверхдержавы
Экономическая программа Владимира Путина – лекарство от мировых финансовых потрясений
Экономическая программа Владимира Путина, основанная на «трех китах»: масштабности новых индустриальных и инновационных проектов, среднем классе и развитии инфраструктуры, способна вывести страну на мировой уровень конкурентоспособности и застраховать ее от мировых финансовых потрясенийВыдвижение премьера Владимира Путина кандидатом в президенты, а президента Дмитрия Медведева кандидатом в премьеры очевидно не приведет к перевороту в стране.
Как отмечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров, «опыт последних лет показывает, что и Путин, и Медведев проводили очень скоординированную политику, никаких трений, никаких существенных расхождений в социально-экономической области между ними не было. В этой ситуации от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Можно рассчитывать, что они будут проводить такую же скоординированную политику и в будущем».
Определенность же с кандидатом в президенты, возможно, уже сейчас несколько повысит инвестиционную привлекательность России и замедлит отток капитала. Поскольку именно «неопределенность в преддверии выборов» экономисты и инвестбанкиры называли одной из главных причин инвестиционной стагнации и оттока денег за рубеж.
В то же время в непростой период мировой финансовой нестабильности, когда «крупнейшие экономические центры планеты продолжают генерировать системные проблемы», озвученная премьером Путиным амбициозная, масштабная и конкретная программа экономических действий может стать реальной преградой на пути нового экономического кризиса и, мало того, при ее буквальном исполнении способна вывести страну в международные лидеры, одну из крупнейших экономик мира – потенциал для этого есть.
Экономическая программа Владимира Путина построена на «трех китах», которые в разное время показывали достойный результат в других мировых державах.
Первый «кит» – опора на средний класс. «Мы всегда говорили о необходимости создать в России и укреплять по-настоящему массовый средний класс. Сегодня этот класс – это прежде всего те люди, которые тащат на себе всю страну. Кто это? Это предприниматели, создающие реальные товары и услуги, это квалифицированные врачи, учителя, преподаватели вузов, рабочие и инженеры, деятели науки и культуры, труженики села – на них, по сути, все держится. Это люди, созидающие будущее», – заявил премьер.
Без упора на средний класс слезть с нефтяной иглы и зависимости от мировой конъюнктуры не удастся. Средний класс – это средний бизнес. Это сотни и тысячи новых сильных экономических игроков. Эти игроки не будут связаны ни с административной рентой, ни с экспортом сырья. Они создадут массовый и подкрепленный их собственной экономической мощью запрос на улучшение качества экономики и всего государства в целом.
Именно на взращивании среднего класса строилась экономическая мощь США и европейских стран в былые годы.
Второй «кит» – масштабность новых индустриальных и инновационных проектов, двукратное увеличение темпов роста экономики страны. Фактически Путин объявил о радикальном изменении концепции развития страны: нам надо не просто удерживать экономику от спада, сохранять то, что есть, а войти в пятерку крупнейших экономик мира, то есть стать конкурентными на мировом уровне.
«Чтобы быть застрахованными от любых потрясений, нам нужно быть сильными. Поэтому объективное требование одно – темпы нашего развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Нужно вновь вернуться к тому, что было совсем недавно, несколько лет назад, до кризиса, и раскрутить маховик экономического развития темпов роста до 6–7% в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира – абсолютно реальная задача, – причем это должен быть не сырьевой, а качественно иной рост, построенный на инвестициях, передовых технологиях, на повышении эффективности, создании современной индустрии. Как говорится, страна живет, когда работают заводы, но работать они должны на новой технологической базе и в абсолютно новой бизнес-среде. В промышленности, в бюджетном секторе будет кардинально обновлено или создано не менее 25 млн современных рабочих мест, по сути, модернизировано каждое третье рабочее место. Это наша общенациональная задача на ближайшие 20 лет. Убежден, ключевой, движущей силой проектов развития должен стать именно российский бизнес, и прежде всего то поколение предпринимателей, которое все увереннее заявляет о себе, создает конкурентные производства, внедряет инновации, становится лидером и на российском, и на мировом рынке», – заявил Путин. Стоит отметить, что на протяжении последнего десятка лет ставка делалась на несколько крупных прорывных проектов («Роснано», ВСТО, Сочинская олимпиада, «Сколково» и т. п.), теперь же премьер признает, что штучные «мегапроекты» не обеспечивают критической массы для развития национальной экономики. Ставка делается уже не на размер, а на количество прорывных проектов и численность кадров, в таких проектах задействованных. Строя в тридцатые годы сотни новых заводов ежегодно, Советский Союз обеспечил себе прорыв к статусу супердержавы. Если мы сможем сегодня так же запустить «конвейерное производство» перспективных компаний и проектов, возможно достижение аналогичных результатов.
И, наконец, третий «кит» – ставка на инфраструктуру. По словам Путина, «за ближайшие 10 лет мы в два раза увеличим объемы дорожного строительства в стране». Тут достаточно привести один единственный пример. Китай, который активно вкладывался в развитие инфраструктуры, пережил кризис 2008 года не спадом, а довольно «крутым» подъемом экономики, поскольку инфраструктура задействует наиболее значимые сектора экономики и обеспечивает спрос на продукцию множества предприятий страны.
Темпы увеличения ВВП Китая по итогам 2009 года составили 8,7%. В первом квартале 2010 года рост китайской экономики ускорился: ВВП возрос на 11,9%, а промышленное производство – на 19,6%.
Возникает вопрос – насколько реально реализовать все заявленное. За четыре года премьерской работы Владимир Путин обрел богатый опыт освоения экономической жизни страны со всеми ее особенностями, перекосами и проблемами не в теории, а на практике. Практически ежедневные поездки по стране, погружение в устройство работы сотен предприятий, каждого сектора экономики, работа «в поле» с бизнесом дают надежду ответить на вопрос положительно.