Не "месть", а диалог
Латвия опасается тесного сотрудничества России и НАТО
Главными событиями последнего времени, в отношении которых латвийским политикам придется определиться, были новые отношения между Россией и США, создание в Риме "Совета двадцати" (НАТО - Россия) и, как следствие, новый темп в налаживании единого – теперь уже не только экономического, но и военного и политического - пространства России и Евросоюза. В общем, если "завтра" Латвия будет все-таки принята в элитные натовский и евросоюзный клубы, то обнаружит, что за клубным столом уже сидит столь нелюбимая ею Россия. Не только нелюбимая, но и пугающая.Олимпийское спокойствие
Однако мы видим, что у латвийских политиков неприятные, казалось бы, для них перемены в европейской и мировой политике вызывают даже оптимизм. "Латвия, – с чувством глубокого удовлетворения заявляет г-жа Вике-Фрейберга, – как страна, находящаяся между Россией и западным миром, только выиграет от того, что будет развиваться нормальное сотрудничество между Россией и НАТО, между Россией и США".
То есть мы видим, Латвия сохраняет олимпийское спокойствие при том, что даже европейские лидеры впали в панику от перспективы быть задвинутыми на задворки истории. И это при том, что у Евросоюза есть возможность перехватить у Соединенных Штатов инициативу дружбы с Россией и самим воспользоваться геополитическими, интеллектуальными и экономическими ресурсами последней. А почему так спокойна Латвия?
"Страховка " для Латвии
Возможно, разгадка находится в тексте соглашения о "Совете двадцати", в который объединенными усилиями Германии, претендующей на роль лидера в Центральной и Восточной Европе, а также новых членов НАТО – Чехии, Польши и Венгрии – были внесены некие "страховочные" пункты. Их суть в том, что любое государство – член НАТО может снять с обсуждения в "Совете двадцати" любой вопрос и перенести его на обсуждение в основной совет НАТО. Поэтому, как полагают эксперты, балтийские государства в случае их вступления в блок будут иметь право вето на "обсуждение любого вопроса" с участием России в "Совете двадцати".
Похоже, именно эта "страховка" дает латвийским политикам повод для оптимизма, так как они в недалеком, возможно, будущем получат возможность не только отыграться на "своих" русских, но и отомстить России как государству. Нельзя забывать, что Латвия уже показала себя и России, и Европе с НАТО как любительницу экстремальных видов политического спорта, поминутно нарушая права нацменьшинств и права человека на глазах изумленного человечества.
"Нам сверху видно все"
Однако натовские эксперты не пропустили мимо своего внимания ни сами "страховочные" пункты соглашения, ни радость, которую по их поводу выражают прибалты. Так, координатор от США международного неправительственного комитета "Восточная Европа и Россия в НАТО" Айра Страус считает эти "страховочные" пункты огромной ошибкой. "Позволяя любой малой стране", – пишет Страус, – "давать волю своим предрассудкам и уничтожать возможность диалога с Россией, такая "страховка" вместо умаления опасности лишь подвергает безопасность Запада еще большему риску. Это означает, что какое-нибудь прибалтийское государство может наложить вето на право НАТО обсуждать с Россией вопрос о том, как им вместе противостоять поистине огромным новым угрозам".
Механизмы отрезвления
Вряд ли Брюссель смирится с таким положением. Во-первых, с учетом того, что, как пишет г-н Страус, "новоявленные члены испытывают негативные чувства к России, которые выходят за пределы разумного", "изначальные" члены НАТО могут лишить новоявленных членов возможности налагать вето в "Совете двадцати". Айра Страус напоминает в этой связи, что внутри собственно НАТО вето является привилегией, а не правом стран-участниц, и, следовательно, балтийские страны вполне могут лишиться этой привилегии. Во-вторых, НАТО может ускорить реформу процедур принятия решений, которую предложил генсек лорд Робертсон, что позволит "поддержать дисциплинирующее воздействие коренных членов альянса на более распущенных новых членов, которые одновременно на практике настроены наиболее антироссийски, хотя этого и не видно по их риторике".
Новое неравенство
Подробности процедурных реформ в НАТО, как говорится, письмом. А вот на педалируемое в аналитических материалах натовских экспертов разделение на "коренных" членов альянса и "новочленов" стоит отметить. Похоже, натовские лидеры решили примерить на себя идею британского премьера Тони Блэра, предложенную последним для ЕС, – создать внутри альянса "руководящий и направляющий" орган по типу ооновского Совбеза, в который могут войти, например, США, Великобритания, Франция и Италия. Этот орган может провести в жизнь принцип оруэлловского "Скотного двора": "Все животные равны, но некоторые равнее".
Что делать?
"Коренные" члены альянса прекрасно понимают, что "совершенно неприемлемо, чтобы новоявленные члены могли налагать вето на сотрудничество между Россией и старыми членами НАТО". Более того, недопущение России к работе в Совете после того, как была создана и восторженно принята "двадцатка", приведет к тому, что ситуация в Европе станет даже сложнее, чем была до подписания Римской декларации. И это, по мнению натовских экспертов, грозит уже разрушением собственно НАТО. Так что лучше малым странам – новочленам НАТО сидеть в будущем расширенном Совете (если он будет расширен) тихо-тихо. Сегодня, когда Россия оказалась для США – номера один в НАТО – даже более надежным партнером, чем Европа, нецелесообразно "дразнить гусей".