logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Людмила Лукашева,Екатеринбург

Не проспать бы Россию...

Миграционная политика России до конца не определена

О том, что в России за 10 лет так и не создали сколь-нибудь внятной миграционной политики, говорилось давно. Каждый раз после смены миграционного руководителя от него ждали именно этого. Программа ожидалась как формула успеха работы с мигрантами. Но время шло, исчезали руководители, вслед за ними и само ведомство, а ничего не менялось. Получив функции упраздненного ведомства, параллельно кадровым перестановкам миннацовцы занялись законотворчеством. Теперь уже им было поручено написать новую концепцию федеральной миграционной политики и распланировать миграционный бюджет на три ближайших года.

По проекту, целью миграционной политики РФ провозглашалось действие, обозначенное словом "регулирование". То есть Россия обрекалась на новый виток многочисленных конфликтов, перестроек и ограничений прав человека.

Регулировать нашим чиновникам проще и привычнее. Это заложили в свой проект и авторы новой концепции миграционной политики России. Поскольку среди приоритетов миграционной политики – создание иммиграционной инспекции (ИИ) и увеличение числа пунктов иммиграционного контроля (ПИК), первичного (и вторичного!) приема беженцев (ППП), и Центр временного развития (ЦБР), а также мероприятия по "ловле" и депортации граждан, незаконно проникающих в Российскую Федерацию.

Вообще чтение новой концепции навевает мысль о том, что писалось это для маленькой благополучной страны, где нет проблем с демографией, занятостью населения и обустройством территорий. И чтобы оградить сытых жителей от голодных мигрантов, эта страна сознательно создает трудности въезжающим.

Вызывают удивление и выводы авторов проекта о том, что потоки вынужденной миграции пошли на убыль, а политическая и экономическая обстановка в странах ближнего зарубежья нормализовалась, потому все русские живут нормально и не собираются переезжать в Россию.

Ни слова в новой концепции о том, что исторически Россия была страной крестьянской, а выживание в ней было возможно преимущественно общинами. А раз об этом нет в преамбуле, то и цифры, показывающие отношение государства к общино-компактным поселениям и организованному переезду в Россию, прежние.

Другую философию предложили новой концепции лидеры переселенческих объединений, собравшиеся в Брянске на заседание Совета. Эту формулу они взяли из трудов Михайло Ломоносова "Сбережение российского народа" – и прибавили к ней "укрепление российской государственности". Именно это должно быть в основе деятельности власти, бизнеса и гражданского общества России. Именно этот критерий лучше всего определит эффективность работы многочисленных ведомств и структур. Исходя из понятной даже ребенку философии, выстроили и приоритеты: содействовать организованному общинному переселению граждан, завершить строительство компактных поселений и продолжить создание новых в сельских территориях и малых городах.

По-другому зазвучала идея Центров временного размещения (ЦВР). Раньше там годами бездельничали переселенцы, превращаясь в тунеядцев и попрошаек. Общество заинтересовано, чтобы эти центры создавать на базе тех самых общин, компактных поселений или общественных объединений, которые наработали положительный опыт обустройства переселенцев.

Надо сказать, что эти предложения давно проверены практикой. Независимо от финансов и "внимания властей" переселенцы пашут землю, выращивают скот, строят дома, лечат людей и работают во властных структурах России. Не прошли даром и усилия многочисленных миссий и просветительских международных организаций, которые обучали переселенцев приемам достижения положительных результатов в отношениях с властями, газетчиками и местным населением. И так случилось, что уровень образованности и профессионализма волонтеров иных общественных организаций на голову выше, чем у сотрудников местных госструктур. А к выполнению государственного социального заказа общественность так и не допускают. А конкурса на замещение госпостов так и нет. Это также осложняет отношения переселенцев и властей.

Государственные служащие нередко творят произвол над теми, кого должны опекать. Открыто на самых высоких уровнях бывший руководитель бывшей миграционной службы Свердловской области заявлял, что они дают статус вынужденного переселенца одному из четырех обратившихся. На деле эта погоня за статистикой приводила к тому, что члены одной и той же семьи оказывались разделенными на тех и других. И даже после решения суда миграционные чиновники не спешили соглашаться, подавая кассационную жалобу.

Пока государственная миграционная служба Свердловской области делила переселенцев на "вынужденных" и "экономических", воевала с "чересчур самостоятельными" общественными объединениями и прикармливала угодных, флагман российской индустрии, знаменитый Уралмаш обогнал всех миграционных теоретиков и практиков. В кратчайшие сроки здесь была создана целая рекрутинговая служба, которая работает по мини-миграционной программе. Ежедневный мониторинг позволяет отслеживать и корректировать деятельность по привлечению и обустройству иностранных рабочих из стран СНГ. Уже создано несколько компактных мини-поселений для переселенцев из Казахстана и Киргизии, прорабатывается система социальных поощрений для индивидуального строительства и закрепления на заводе. В том числе ведется квотирование учебных мест для переселенческой молодежи, заключаются соглашения со школами и училищами о ведении особой программы для детей из СНГ, направленной на выравнивание уровней знаний.

В рамках социального партнерства защищено чувствуют себя переселенцы в Каменске-Уральском, третьем по величине промышленном городе Свердловской области. Здесь муниципалитет не только взял на себя затраты по содержанию общественной приемной организации переселенцев, но и безвозмездно передает ей под жилье целые дома. Вот она, воплощенная в практику идея - "жилищные субсидии стенами", которую никак не хотели воспринимать областные миграционные чиновники.

Классическим примером обустройства переселенцев в сельской местности по формуле "жилье через работу" является опыт поселка Рассвет Камышловского района Свердловской области и совхоза "Богатырь" Курганской. В обоих случаях переселенцы составили костяк, который вывел из экономического тупика местные хозяйства. Так, в "Богатыре" переселенцы заняли все ключевые посты, привлекли к экономической деятельности областную миграционную службу. А в "Рассвете" безо всяких чиновников, на собственные деньги, заработанные в многопрофильном кооперативе "Интерьер", переселенцы обустроили целый поселок городского типа. Умудрились построить особняки и в соседних деревнях рабочих и служащих своего кооператива.

Самостоятельно, без посредников разрешают уральцы и конфликты, без которых не обходится ни одно общество. Полтора года в Минфедерации раздумывают, как поступить с руководителем бывшей миграционной службы Свердловской области, на деятельность которого жалуются переселенцы. Весной этого года лидеры регионального общественного движения Союз переселенческих организаций Урала предложили... провести конкурс на замещение этой вакантной должности, предоставив возможность нескольким кандидатам в открытой борьбе доказать свою профпригодность.

К сожалению, чиновники оказались не готовы к такому повороту событий и предпочли "без лишних глаз" решить этот вопрос. Тем самым очередной раз доказав свою слабость к "регулированию" и "единоличному управлению" и заложив "мину замедленного действия" в отношения между назначенным руководителем и переселенческой общественностью.

Проект миграционной политики России пока не принят. Его текст обсуждается. Вносятся коррективы. И есть надежда, что на этот раз мы не прозеваем и не проспим возможность сделать Россию роднее.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie