Нефтяной капкан для Вашингтона
США пока еще сильно зависимы от аравийской нефти
Родина святых мест ислама и одновременно террора, сосредоточие богатейших месторождений "черного золота", женщин в парандже и принцев-плейбоев: нигде более не переплетаются так причудливо средневековье и современность. Спецслужбы США обвиняют правящий дом Саудидов в причастности к экспорту идей исламского экстремизмаи фундаментализма.
История всего XX-го столетия практически представляет собой историю нефтяных концессий, разработок и борьбы за это стратегическое сырье. Физический контроль нефтяных месторождений зачастую становился самодостаточной целью войны. Неслучайно Гитлер рвался к советской кавказской нефти.
Границы ближневосточных государств сегодня определены в соответствии с их бывшим колониальным прошлым – ранее это были мандатные области прежних колониальных держав – Франции и Великобритании. Зоны влияния, опутанные сетью железных дорог, соединяющих нефтяные концессии с их портами вывоза нефти, определились в конце концов в результате нефтяных соглашений, достигнутых в 1920 г. между Францией и Великобританией в Сан-Ремо.
И конечно особняком стоят США. Во время Второй мировой войны Вашингтон обеспечивал 90% всей потребности союзников в горючем. Нефтяные концессии на Аравийском полуострове были получены американцами еще в 30-е годы. В виду дефицита горючего определяющим в госполитике США предвоенного и военного периодов стал девиз "Дешевая арабская нефть". 12 марта 1947 г. был подписан договор между американским нефтяным консорциумом Aramco, включавшим 4 нефтяных концерна, и королем Саудовской Аравии Абд аль Азизом ибн Саудом о "дальнейшем сотрудничестве" в области нефтеразработок.
Сегодня все отчетливее видно, что монархия все в большей степени подвержена внутриполитической дестабилизации, чем когда бы то ни было. Активизация исламистской оппозиции против лояльной к США правящей династии, замешанной в экспорте идей радикального ислама, а также сильные колебания цен на нефть на мировом рынке обусловили внутренние проблемы Саудовской Аравии и могут оказаться судьбоносными для всего дома Саудидов.
Отношения между США и Саудовской Аравией вышли осенью 2001 г. к своему кульминационному моменту. Ввиду того, что 15 из 19 террористов-самоубийц, участвовавших в атаке на Нью-Йорк и Вашингтон, имели саудовские паспорта. Общественное мнение в США настроено весьма категорично по отношению к королевству. На дипломатическом уровне обе стороны пытаются свести к минимуму вред, нанесенный взаимоотношениям двух стран вследствие этого факта. Партнерство, пережившее 70 лет ближневосточных нападок, сегодня стоит перед серьезным испытанием, и дальнейшая его судьба зависит от развития внутренней ситуации на полуострове.
Военнослужащие на американской базе ВВС США "Принц Султан" в столице Эр-Рияде давно привыкли к тому, что в стране их пребывания запрещен алкоголь, под угрозой ареста им возбраняется совершать религиозные службы, если, конечно, они не мусульмане. Запрещен флирт с замужними и женатыми: уличенному в подобном преступлении иностранцу грозит наказание плетьми, обвиненный же араб, как гражданин королевства, может быть казнен (забит камнями). Для женщин-военнослужащих, покидающих базу, в обязательном порядке предусмотрен платок, покрывающий голову. И постоянный страх перед возможным терактом.
Бен Ладен – одно имя этого человека уже призывает к обостренному чувству опасности. Поэтому неудивительно, что, когда вблизи базы "Принц Султан" на всеобщее обозрение был выставлен рекламный щит, многие американцы испытали настоящий шок: "Security upgrades by Binladen Group" ("Служба безопасности бен Ладена"). Саудиды не видят ничего особенного в том, что охрана американской военной базы предоставлена членам семьи их наипервейшего врага. "Усиленная безопасность янки – от бен Ладена и с помощью бен Ладена" – парадокс.
По мнению авторитетного издания "Вашингтон Пост", все говорит о том, что многочисленные родственники бен Ладена (а их сегодня более 50, все – потомки предпринимателя-мультимиллионера Моххамеда бен Ладена) хотят быть по обе стороны баррикад, "воздвигнутых" Усамой: они и строили американские базы на территории королевства, они же и пускали их на воздух.
Правомерно ли обвинять их в фанатизме? Не более чем всех остальных граждан удивительного, пуританского королевства в сердце Аравийской пустыни, во многом определившей нрав ее обитателей. Здесь не много возможностей организовать свой досуг, ибо отсутствуют дискотеки, балет и кино. И это притом, что Саудовская Аравия сегодня – самое "молодое" государство мира: по статистике, 65% граждан – молодые люди в возрасте до 25 лет. Прирост населения в 21-миллионной стране составляет 3,5% – больше, чем где бы то ни было. Если ты не любитель публичных казней (одно из немногих "развлечений*', которых ежегодно совершается более ста в- основном через отсечение головы), то ты обречен на скуку и прозябание. Между прочим, воры, которым за их проступок отрубают руку, пользуются всеми благами цивилизации, включая суперсовременную медицинскую технику и какие угодно дорогие лекарства – уродливое смешение варварства и "человеколюбия".
Саудовская Аравия, родина Мекки и Медины, двух святынь ислама. В ее пустыне в VII веке проповедовал Пророк Моххамед. Никакая иная страна в мире не располагает на сегодня большими запасами нефти, чем королевство(25% мировых), и никакое другое государство не импортирует в таких количествах оружие. Никто, тем более на арабском Востоке, не поддерживает столь тесных "дружественных" связей с Вашингтоном, как Саудовская Аравия.
В 1933 г. король Абд аль Азиз ибн Сауд заключил альянс с Вашингтоном. На основе исторических предпосылок в конце 30-х годов американцы и англичане проявляли недюжинный интерес к нефтяным концессиям в регионе. Так называемая "Great Game" вызвала соревнование геологов и авантюристов, а также и на самом высшем политическом уровне – британского премьера Уинстона Черчилля и американского президента Теодора Рузвельта.
Главный мотив для вождей бедуинов отдать предпочтение американцам в нефтяном бизнесе был простым. Вашингтон "выигрывал" в географическом плане, поскольку был значительнее удален от полуострова, нежели Лондон, который не скрывал своих экспансионистских устремлений (полуостров всегда интересовал англичан как "свободный и выгодный плацдарм на Индию").
Белый Дом и Саудиды – после окончания нефтяного эмбарго в 1974 г. - счастливейшее соединение двух правящих элит по интересам, почти симбиоз, ибо ни те, ни другие не мыслят себе существование иначе (столь значительны интересы). США обеспечивают защиту от нападения извне и уберегают почти 5000(!) принцев правящей династии, коррумпированной до мозга костей, от любой критики. Пока все "стабильно", Вашингтону мало дела до прав человека, о которые в этой стране вытирают ноги, до отсутствия в стране демократических учреждений (партий, профсоюзов, свободной прессы), до всемирного экспорта исламистско-экстремистской идеологии и т.д.
Зато в ответ на такую любезность "старшего брата" младший, т.е. Эр-Рияд, обеспечивает постоянный поток доступной нефти и весьма существенно финансирует оружейные концерны США: на штурмовики F-15, самолеты-разведчики "Авакс", танки М-1 "Абраме" и другие проекты "правители пустыни" перечислили только в последнее десятилетие около 30(!) млрд. долларов.
Однако последние события грозят спровоцировать появление трещин в доселе прочном фундаменте взаимной "дружбы". Как выяснилось, в теракте непосредственно участвовали (помимо закулисного кукловода Усамы) 15 (из 19) граждан Саудовской Аравии. Большинство убийц происходили из южной провинции Азир. Кроме того, более сотни подозреваемых аравийцев, сражавшихся в рядах талибов и "Аль Каиды", содержатся сегодня на американской базе Гуантанамо. Это более 70% всех находящихся там пленных.
Как быть с этими фактами, сегодня ломают головы в Белом Доме Поставить бывших "друзей" и стратегических союзников в "ось зла"? В данном переплетении нефтедолларов, власти, безопасности речь идет, прежде всего, о стабильности ресурсов, ранее вызывавшей никаких сомнений. 11 сентября выявило уязвимость США, которые сегодня получают 22% всей своей нефти из Залива. А потому кровавый конфликт с Эр-Риядом, "пропажа" значительного количества ресурсов стали бы для Вашингтона катастрофой. Что, конечно же, осознают в Белом Домe. И хотя на официальном уровне обе стороны еще стараются внешне уравновесить положение, "кооперируются", как называется это на сухом дипломатическом языке, за кулисами же разворачивается нешуточная дискуссия на тему дальнейшей стратегии в отношении подобных "союзников".
Опасность также в том, что "мировая колонка" уязвима извне. Для террористов было бы несложно, захватив самолет, нанести удар, скажем, по нефтяному терминалу Раз Танура (крупнейший в королевстве).
Правительство Саудовской Аравии ответило отказом на просьбу американских коллег заблокировать счета лиц, подозреваемых в терроризме, и предоставить подробную информацию о происхождении людей, участвовавших в угоне самолетов в прошлом году.
Сегодня уже многое говорит за то, что принцы Эр-Рияда хотят оградить себя от риска быть свергнутыми или уничтоженными повстанцами, в связи с чем они развязывают руки могущественным аравийским религиозным вождям для набора боевиков из-за границы и готовы платить деньги радикалам для собственной защиты. В этой связи в близком Бушу-младшему консервативном "Уолл Стрит Джорнал" комментатор Ральф Петере отмечает: "Нельзя идти на компромисс с государством, которое упрямо пособничает террористам. Королевство сегодня представляет огромную опасность для всех без исключения государств".
Как будут развиваться взаимоотношения Вашингтона и Эр-Рияда покажет уже ближайшее будущее. Взрывоопасная обстановка в регионе, рост числа исламских фундаменталистов и шаткое положения династии Саудидов с ее неопределенной политикой могут вкупе оказаться капканом для Вашингтона, который пока еще сильно зависим от аравийской нефти.