Хлебные крошки

Статьи

Россия
История
Россия
Виталий Журавлев

Некоторые исторические аспекты цивилизационной основы Русского государства

"А докудова вас Бог помилует, свободит от бед"

(выступление на Всероссийской научной конференции «Нравственное государство как императив государственной эволюции» 27 мая 2011 г. в РАН)





Политика государственного суверенитета и многополярности предполагает существование целостной цивилизационной идеологии. Россия, по основным параметрам (истории, языку, культуре, Православной вере, этническому составу населения, его антропологическим характеристикам и т.д.), относится к восточно-православной цивилизации - Русскому миру и в этом контексте является Русским государством. 



Русский мир обладает своими культурными кодами, которыми обозначается система культурных символов, в таких сферах как: религия, традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада, представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д. Русский мир как Русская цивилизация означает признание исторической непрерывности русской государственности, начиная со времени Киевской Руси - Московского царства - Российской империи - Советского Союза - и заканчивая нынешней Российской Федерацией и интеграционными процессами постсоветского пространства. 



Идеология должна отражать базовые идеи и объективную реальность. Цельная идеология, в широком смысле, это трёхуровневое мировоззрение. Первый уровень отвечает на основные вопросы смысла человеческого существования - что такое человек, зачем он живёт, как он связан с окружающим миром, с другими людьми. Это религиозно-философская проблематика, выходящая за пределы эмпирического опыта. Второй уровень является опирающейся на базовые ценности первого уровня общей социальной теорией. Второму уровню соответствует социальная философия и макроструктурные социологические теории, которые рассматривают и задают ориентиры исторического развития. Третий уровень представляет собой основные принципы организации жизни общества в отдельных сферах, таких как принципы государственного управления.



Обозначенные подходы не являются оторванной от реальной политики абстракцией. Они воспроизводились на всём протяжении русской и мировой истории и сохраняли свою преемственность, с поправкой, естественно, на конкретные обстоятельства. Обратимся к некоторым важным сюжетам становления нашего Отечества. Рассмотрим, как формировалось Русское государство в период становления доктрины Третьего Рима, дальнейшего утверждения Православия, связанную с ними геополитическую евразийскую доктрину, которая в итоге привела к возникновению из относительно небольшого в XV-XVI в. периферийного Московского царства крупнейшей в мировой истории континентальной Российской Империи. Релевантно для постижения мотивов и целей исторических деятелей той эпохи обратиться к документальным источникам. 



Иван IV Васильевич Грозный (25.09.1530 г. -18.03.1584 г.) воспроизводит историю Русского государства, возводя его истоки, помимо собственно Руси и восточных славян, также к Римской империи, народам северо-запада Европы и Византии. 



В послании дворянину княжества Литовского, князю А. Полубенскому (1577 г.), И. Грозный пишет, что римский император Август владел «всей вселенной». Август «поставил брата своего Пруса в город, называемый Мальборг, и в Торунь, и в Хвойницу, и в преславный Гданьск на реке, называемой Неман, которая течет в море Варяжское». Потомок Пруса в четырнадцатом колене, Рюрик, пришел и начал княжить на Руси и в Новгороде, назвался великим князем и нарек этот город Великим Новгородом. Сын его Игорь переселился в Киев и там установил скипетр российского царствования и брал дань с греков и жил в Переяславле Дунайском, где находятся Бен и Бедна (Вена). Великий государь Ярослав завоевал Чудскую землю, то есть Ливонию, поставил город, названный по его имени Юрьевом, а теперь называемый Дерптом. Великий царь и великий князь Владимир Мономах воевал в византийской Фракии и приобрел царский венец. Великий князь Александр, одержал на Неве победу над немцами римской веры. Великий князь Димитрий, одержал за Доном великую победу над безбожными агарянами (татарами). Великий государь Иван Васильевич, дед Ивана Грозного, - собиратель Русской земли. Великий государь, царь всея Руси Василий, отец Ивана Грозного приобретатель исконных прародительских земель, передал Ивану Грозному по наследству скипетр Российского царства. 



Во втором своём послании шведскому королю Юхану III (1573 г.) Иван Грозный отмечает, что «с великим государем Георгием-Ярославом во многих битвах участвовали варяги, а варяги - немцы; и раз они его слушали, значит, были его подданными. Что же касается печати Римского царства, то у нас есть своя печать от наших прародителей; а римская печать нам также не чужда: мы ведем род от Августа-кесаря».



Для И. Грозного вопросы исторической преемственности и легитимности очень важны. Точности излагаемых событий, естественно с учётом доступных тогда источников, русский царь уделяет большое внимание, и его утверждения, например, о связи Ярослава с варягами подтверждаются современными историческими исследованиями.



  Известно, что при Великом князе киевском Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Русь установила дипломатические отношения со Швецией, Норвегией, Данией, Германией, Польшей, Венгрией, Францией, Англией и Византией. Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии - Ирина). Сестра Ярослава Мудрого Мария вышла замуж за польского короля Казимира. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за норвежским принцем Гаральдом Смелым, дочь Анастасия - за венгерским королём Андреем I. Сын Всеволод женат на греческой царевне. Есть сведения о родственных связях Ярослава с английскими королями. Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у князя Ярослава. 



Что касается ещё более отдалённых во времени событий, то и здесь можно привести интересные исследования, которые показывают, что в период II в. до н.э. - I в. н.э., возникла культура эстиев, называемая также западно-балтийской культурой. 



I-II вв. н.э. знаменовал начало эпохи римского влияния в Юго-Восточной Балтии. В 12 г. до н.э. римский флот под командованием Друза совершил океанское плавание, посетив Балтику, и достигнув северной оконечности Ютландии. В 8 г. до н.э. территория между Рейном и Эльбой была официально включена в состав Римского государства На рубеже н.э. легат Августа Домиций Агенобарб совершил рейд в глубину германской территории. Он форсировал Эльбу, заключил союз с жившими на ее правом берегу племенами и попытался учредить у них культ Августа. Активное продвижение римлян на европейском направлении остановило уничтожение в 9 г. н.э. за Рейном трех легионов во главе с Публием Квинтилием Варом. При преемнике императора Августа Тиберии также предпринимались отдельные походы вглубь европейской территории. 



Таким образом, подтверждается тезис Ивана Грозного об активном римском влиянии во времена Августа на побережье Балтийского моря, откуда позднее, через восемь веков с половиной веков или 14 поколений, - как утверждает Иван Грозный, вышел варяжский князь Рюрик, считающийся одним из основателей Древнерусского государства.



Отметим, что в это же время, на границе н.э., состоялось переселение германских племен готов из Скандинавии в междуречье Одера и Вислы, что привело к вытеснению и частичной ассимиляцией германцами западных балтов. В III веке н.э. готы двинулись на юг в сторону Дуная и дошли до Северного Причерноморья, где создали свое государство. 



Период в истории народов Европы с 793 по 1066 гг. принято называть эпохой викингов. Одновременно с завоеваниями и колонизацией многих территорий именно в эту эпоху формировались торговые связи в пределах Балтийского региона, шел активный обмен культурными ценностями между отдельными территориями и народами. Идентичные понятия «варяги» или «викинги» распространялись, в силу культурной идентичности, не только на жителей Скандинавии, но и всей Балтии.



В IX в. термин «эстии» для жителей юго-восточной Балтики сменяется новым этнонимом «пруссы». Прусские земли в период максимального могущества простирались от Вислы до Немана. Древнерусские летописи говорят как о том, что Рюрик был призван новгородцами из Пруссии, так и о том, что древнерусские знатные роды - прусского происхождения. Историки предполагают, дружина князя Рюрика получила владения, закрепив за ним свое родовое название - Русь. Первоначально русами звались только представители знатной военной верхушки - витязи (сканд. wiking было заимствовано пруссами как witingis, после чего у русских трансформировалось в «витязь»). Позднее это название распространилось на весь народ. Русский историк В. Ключевский отмечает, что в XI и XII веках слово «Русь» стало обозначать территорию подвластную русским князьям.



Иван Грозный, приводя историческую аргументацию цивилизационной близости Русского государства к древней Римской империи и северной Европе, одновременно выделяет наиболее значимые события и знаковых исторических деятелей русской истории: Рюрика, Игоря, Ярослава, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, а также своих прямых предков - собирателей Русской земли.



Идеологический стержень и смысл существования Русского государства, своей внешней и внутренней политики Иван Грозный видит в Православии.



В вышеупомянутом послании А. Полубенскому, И. Грозный пишет, что Господь отвергает безбожное царство: согласно Евангелию высокое для людей мерзость для Бога. Ситуация кардинально меняется с эпохи римского императора Константина Великого (286-337 гг.) - «царя правды христианской, соединившего священство и царство воедино, и с этого времени повсюду умножились христианские царства».



В ответе протестантскому проповеднику Яну Роките (1570 г.) И. Грозный излагает некоторые основы Православного учения. 



Захотел Бог помиловать заблудшего человека и воплотился в человека от Пречистой Девы Марии. До того царствовала смерть, но после воплощения Христа этого дерзновения смерть не имеет, ведь Господь наш Иисус Христос обновил новый удобный путь делающим благо и верующим в правду спасения и князь мира сего не имеет над ними никакой власти. Поэтому и смерти среди них места нет. А если кто самовольно предаст себя князю мира сего и соблазнам его последует, те по собственной воле попадут в царство смерти. 



Иконам честь воздавая, поклонимся, - пишет Иван Васильевич,- но образам Христа и Богородицы, а не краскам и доскам поклонимся. И на первое место ставим поклонение не материи иконы, а образу, запечатленному в ней. 



В 1582 году в Москву, выполняя посреднические функции урегулирования конфликта Русского государства с королём Польским и великим князем Литовским Стефаном Баторием, прибыл посланник папы Григория XIII Антонио Поссевино. Антонио сделал попытку убедить Русского царя в правильности латинской веры. Ссылаясь на первенство апостола Петра и решения Флорентийского собора 1439 г., он сулил сделать Ивана Грозного восточным императором, если тот отступит от Православия. 



И. Грозный ответил папскому посланнику, что воспитан в той вере, которая одна является истинной, и не должно её менять. Близок день суда, когда Господь решит, наша или латинская вера основывается на истине. Мы приняли христианскую веру, когда брат апостола Петра Андрей пришел в наши земли, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире. И храним мы ее в чистоте, - говорил И. Грозный. Проповедовали все апостолы и никто не был выше другого. От них пошли епископы, архиепископы, митрополиты и многие другие в наших владениях. Верит он не в греков, а во Христа. Что касается власти над Востоком, то это божья земля и ее по своему соизволению господь даст, кому захочет. Папа мнит себя богом. Но мы хотим, - утверждает русский царь, (хотя между нами и вами и существуют некоторые расхождения в вере) иметь дружбу, братство и единение с ним и прочими христианскими государями.



Православное сознание естественным образом у И. Грозного распространяется на государственное управление, на принятие политических решений. При этом он остаётся прагматиком, здравый смысл не покидает его. Царь чётко разделяет нравственные максимумы христианства и реальные условия государственной политики.



В послании «Об измене клятвопреступников - князя Андрея Курбского с товарищами» (1564 г.) Грозный пишет: не видишь разве, что власть священника и управителя с царской властью не совместима? Одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах других людей; одно дело - отшельничество, одно дело - монашество, одно дело - священническая власть, а другое дело - царское правление. Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие?



В качестве примера нерациональности и пагубности прямого смешения государственной и духовной власти Царь приводит Византию, которую, как известно, часто потрясали церковные расколы. Он риторически вопрошает: что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам?



Обращаясь к одному из лидеров «боярской оппозиции» тогдашней Руси князю А. Курбскому, выступавшего против централизации власти и изменнически перешедшего на сторону литовцев, И. Грозный высказывает краеугольное положение своей внутренней политики: не может осуществиться ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. В таких условиях, - полагает И. Грозный, все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней.



Чтобы государство было эффективным, по мнению Царя, мы вольны награждать своих холопов, вольны и казнить. Когда встречаем людей, которые служат честно и не забывают порученной службы, то награждаем их великим жалованьем; те же, которые оказывают противодействие, приемлют казнь по своей вине. Кровью же мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет.



Вся вертикаль политической системы, как следует из тезисов И. Грозного, является следствием и отражением Небесного порядка. 



Вот русские предстатели, - говорит он: Михаил, Гавриил и другие бесплотные силы; молятся за нас перед Богом пророки, апостолы, святители и мученики, добродетельные и святые и молчальники - мужчины и женщины. 



Русский царь свидетельствует о себе:

Я верю в Страшный Суд, когда все души и тела всех людей, царей и нищих, будут собраны, судимы за свои дела и разделены на две части по их делам. Я знаю и верю, что те, кто живет злой жизнью и преступает Божьи заповеди, не только там получают кару, но и здесь испивают чашу ярости Господней за свои злодейства и испытывают многообразные наказания, а, придя на тот свет, в ожидании праведного Господнего суда претерпевают горчайшее осуждение, а после осуждения - бесконечные муки. Я знаю, что Христос владеет и распоряжается всем на небе, земле и в преисподней и карает мучениями непокорных. Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности.



Таким образом, из анализа текстов видно, что Русский государь Иван Васильевич Грозный обладает ясным системным мировоззрением, вытекающим из политической и духовной истории Руси. Он видит Русское государство как Русь Православную. Православие он характеризует как христианство, которое хранится со времён апостола Андрея Первозванного и князя Св. Владимира на Руси в истинной чистоте. При этом Русский государь готов иметь дружбу, братство и единение с другими христианскими государями, несмотря на различия в вероучении. Влияние Православия не должно переходить непосредственно в сферу государственного управления, а иметь, прежде всего, духовно-нравственное измерение. 



Истоки Русского государства в соответствии с взглядами И. Грозного, восходят, помимо славянских центров в Киеве и Новгороде и др., также к народам северо-западной Европы, жившим на территории Пруссии. Апосредственно, через древнюю историю, государственность Руси имеет мистическую связь и с Римской империей времён Августа, проводившего, как подтверждают исследования, активную политику на европейском направлении. Русская история непрерывна, из поколения в поколение передаётся по наследству религия, территория, политика. Условием сохранения и развития Русского государства является самодержавие и жёсткая вертикаль власти. При этом сам Царь несёт ответственность перед вечностью не только за себя, но и за своих подданных.



В Духовной грамоте, адресованной сыновьям (1572 г.), Иван Грозный завещает государственную идеологию. «Се заповедаю вам, да любите друг друга, и бог мира да буди с вами. То всего больше знайте: Православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти. А сами живите в любви. А воинству, поелику возможно, навыкните. А как людей держати, и жаловати, и от них беречися, и во всем их умети к себе присвоивати, и вы б тому навыкли же. А людей бы есте, которыя вам прямо служат, жаловали и любили, их ото всех берегли, чтобы им изгони ни от кого не было, и оне прямее служат. А каторыя лихи, и вы б на тех опалы клали не вскоре, по разсуждению, не яростию. А всякому делу навыкайте, и божественному, и священническому, и иноческому, и ратному, и судейскому, московскому пребыванию, и житейскому всякому обиходу, и как которыя чины ведутся здесь и в-ыных государствах, и здешнее государство с иными государствы что имеет, то бы есте сами знали. А докудова вас бог помилует, свободит от бед, и вы ничем не разделяйтесь, и люди бы у вас заодин служили, и земля бы заодин, и казна бы у вас заодин была, ино то вам прибылняе». 



Данное «крепкое» наставление, надо полагать, предназначено не только историческим современникам, но и политическим лидерам грядущей России.



Отметим, что идеология государственного строительства России с национально-религиозной основой характерна не только для политической элиты XVI в. В той или иной форме, такая идеология была на протяжении всей истории востребована среди государственных деятелей, духовных лиц, писателей и интеллектуалов. Так, схожие идеи приводятся в письме от 6 мая 1924 г., выдающегося военного и государственного деятеля царской России генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса. Он пишет про упорство и настойчивость исторической борьбы, ведущей начало от познания людьми добра и зла. Это борьба начал Антихриста с началами Христа. И в этой борьбе русскому народу, с образованием его в Х веке, была предназначена великая, Святая и славная задача быть воинами Христа, блюстителем и проводником в мире начал учения Христа.



Не было, - отмечает генерал, в Европе и Азии народа, который не пытался бы уничтожить Россию, стереть ее с лица земли, поколебать в ней Христианскую веру, умалить значение ее идеологических начал. От диких татарских племен до культурных европейцев, от древнего Израиля до новоиспеченной живой церкви, все народы мира, окружавшие Россию, все иные религиозные исповедания, не исключая и неправославных христианских, с одинаковым ожесточением пытались попрать, унизить Россию Христа или путем порабощения ее силой, или путем необъяснимой, садической нетерпимости к ее национально-религиозным началам государственного строительства.

Но тщетно...



На наш взгляд, актуальность исторических религиозно-философских оценок в сфере духовных и нравственных ценностей, принципов государственного управления, личных качеств политических лидеров сохраняется во многом и для современной России.





ЛИТЕРАТУРА



1.Иван IV Грозный, Сочинения, С.-Пб., «Азбука классики», 2000

2.Иван Грозный. Ответ Яну Роките., http://www.hrono.info/dokum/grozyanu.html

3.Иван Грозный. Послание Полубенскому., http://hronos.km.ru/dokum/15770709.html

4.Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России /Moscovia Беседы о вере с царем Иоанном Васильевичем., http://www.hrono.info/libris/lib_p/possevin.php

5.Духовная грамота царя Ивана Васильевича., http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm

6.Иван Грозный. Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников - князя Андрея Курбского с товарищами., http://samoderjavie.ru/node/290

7.Парфенов В.Н. CONSILIUM COERCENDI INTRA TERMINOS IMPERII (к проблеме преемственности европейской политики Августа и Тиберия. //«Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов, 2002.// http://ancientrome.ru/publik/parfenov/parfenov03.htm

8.Тюрин Е.А. Вооружение всадников самбийско-натангийской и прусской культур I-VI вв. н.э., http://www.simvolika.org/mars_037.htm

9.История Пруссии., http://kenig.amazonit.ru/index1.html

10.История Восточной Пруссии., http://konig750.narod.ru/history/history2.htm

11.Политическое завещание генерала М.К. Дитерихса., http://www.rusk.ru/st.php?idar=315487 /из книги "Генерал Дитерихс", М., Посев, 2004 г.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie