logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Сергей Анатольев

Немеркнущий свет Радонежа

Слово о Преподобном Сергие Радонежском

8 октября (по новому стилю) преставился, как записал хронист, игумен Троицкой обители Преподобный Сергий. Шел 6900 г. от Сотворения мира по принятому тогда на Руси летоисчислению или 1392 г. от Рождества Христова. Не порывая с соотечественниками, с православным людом живой связи, ушел к Богу самый чтимый святой Земли Русской. "Какой подвиг так освятил это имя?" – вопрошает В.Ключевский в "историческом портрете" современника пяти великих князей, державших стол в Москве, и сам же историк отвечает. Послушаем его в нашем пересказе с цитированием автора. Он родился, когда, "живо было впечатление ужаса" от Батыева нашествия и постоянных набегов татар. "Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение... Панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера... Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения... Пробьет урочный час, он соберет свои растерянные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую год временно прямую историческую дорогу''. Далее в своем "портрете" автор называет этих "нескольких великих людей" нашей средневековой истории, духовных и светских; среди них – Сергий из подмосковного Радонежа. Вместе с великими современниками он принялся за "общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства... Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство... русское общество должно было встать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий... Самым сильным был живой пример. Он начал с самого себя". Практическая школа инока пользовалась главными житейскими науками – умением отдавать всего себя коллективу, навыком к усиленному труду, привычкой к порядку в занятиях, помыслах, чувствах. Эта школа, умножаясь в новых пустынных обителях русского севера учениками Сергия, "незаметно изменяла направление умов, перестраивала весь нравственный строй души русского человека ХIV века". Есть большой, неоспоримый вклад Сергия в том, что "народ собрался наконец с духом, встал на поработителей… пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями". Главного вождя "великих борцов 1380 г." лесной инок благословил на подвиг. Русское монашество не было отрицанием мира. И до преподобного Сергия монастыри на Руси возникали в городах или вблизи их; церковное служение Богу совмещалось с летописанием, собиранием и перепиской книг, просвещением (здесь и начальная: школа, и вуз), здравоохранением – больничным делом, призрением старых и калек. Здесь накапливались практические знания по агрокультуре, многим ремеслам, создавались арсеналы боевого оружия – ведь каждый монастырь был одновременно и крепостью. Преподобный Сергий дал жизнь монастырям в лесной глухомани, ждавшей топора и сохи. Они, по Ключевскому, становились опорными пунктами крестьянской колонизации, служили для переселенца-хлебопашца хозяйственными руководителями, ссудной кассой, приходской церковью, приютом; вокруг них оседало бродячее население. А нетерпеливые сердцем с благословения старцев шли на юг, за Оку, на татар, или за Волгу – на борьбу с лесом и болотом. "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее... Этим настроением народ жил целые века; оно помогло ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок". Вот почему "государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования" поклониться гробу Св. Сергия, который "не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания". И наконец, храня благодарную память, о нем, "мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас... Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим свой нравственный запас без остатка, не пополняя его".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie