Неолиберальный план развития Грузии провалился
Михаил Саакашвили прячется в президентском дворце, где отключено электричество
Несколько лет назад в России появилась книга молодого либерального экономиста о том, почему у Грузии все получилось... Сегодня Михаил Саакашвили прячется в президентском дворце, где отключено электричество. Власть в стране он фактически потерял, и произошло это потому, что его экономическая политика закончилась полным крахом.
В 2003 году в Грузии произошли перемены. С помощью общественного движения к власти пришел молодой амбициозный политик западной школы – Саакашвили. Все ожидали от него рецептов вывода страны из затяжного социально-экономического кризиса. И у нового президента имелся план. Он не просто состоял в следовании неолиберальным рецептам, основанным на «Вашингтонском консенсусе» – финансовой и товарной открытости страны при атаке на социальную сферу. Грузия должна была стать рынком дешевой рабочей силы и комфортных для западных корпораций правил игры. План не был собственно грузинским. Он должен был принести немало выгоды американскому бизнесу.
Транснациональные корпорации в преддверии кризиса 2008 года испытывали потребность в рынках все более дешевой рабочей силы. Китаю уже недоставало низкооплачиваемых работников, зато он давал образец жесткого контроля над ними. Либералам из окружения Саакашвили часто приписывают стремление построить в Грузии развитую демократию, но они реально смогли создать лишь авторитарную систему. После 2003 года они разрушили социальную сферу страны. Медицина стала платной. Трудовое право было упразднено. Всюду на Западе Грузия рекламировала себя как страна с дешевой, бесправной и не требующей от бизнеса социальных издержек рабочей силой. Буклеты гласили: вы можете уволить всякого сразу, как только захотите.
Население терпело. Оно ожидало экономического роста. Правительство стремительно готовило климат для инвесторов в полном соответствии со стандартами МВФ и ВТО. Под контролем западных специалистов была даже создана грузинская фондовая биржа. Борьба с коррупцией, ужесточение наказаний и уменьшение бюрократических преград велись не для комфортной жизни граждан, а для удобства их эксплуатации. Коррупция не была побеждена, она была лишь централизована – замкнута в границах высшего руководства. Бюрократия стала более жесткой, а «прозрачность» полицейских участков не помешала позднее совершению в них пыток и убийств. К 2008 году казалось, что Грузия вполне подготовилась к приему инвестиций. Однако погода на мировом рынке резко испортилась.
Кризис глобальной экономики ударил по Грузии с неожиданной стороны. Саакашвили мечтал взять под контроль регионы на севере страны, чтобы не иметь «дыр» на границе и лучше контролировать рабочую силу. Однако операция оказалась неудачной: вмешательство России привело к военной катастрофе режима. Очень скоро выяснилось, что иностранные инвестиции не придут в Грузию. С кризисом им стало много даже имеющихся производств. С этого времени, как бы красиво ни писали о Саакашвили зарубежные либералы, его власть стала все больше опираться на насилие. Даже биржа отказалась работать и дает смешные обороты. Недовольство дошло до предела, и... президент вынужден был укрыться в своем новеньком дворце. Он проиграл выборы и утратил доверие.
Неолиберальный план развития Грузии провалился. На недавно прошедшей в Тбилиси конференции международной научной инициативы «Пост-глобализация» это признали все. Страна ищет новый путь. Каким он будет? Вопрос непростой, и полного ответа на него еще нет. Однако большинство населения понимает, что для развития Грузии нужно сближение с соседними странами, а вовсе не слепое следование за Вашингтоном. И все же, почему у Грузии не вышло? Могло ли получиться? Авторам либеральных книг о мнимых успехах Саакашвили было комфортно писать о нем, их хорошо принимали власти, им показывали витрину – «демократию» и «рыночное чудо». К действительности она имела мало отношения. Уже в 2009–2011 годах страна отторгала социально-экономическую политику Саакашвили изо всех сил. Однако власти упорно держались за неолиберальные принципы, хотя всем было ясно: хозяйственная система работает все хуже. Развязка была неминуема.
Последней попыткой привлечь инвесторов в Грузию стало разрешение продажи земель иностранцам. Но здесь получился лишь скандал. Новые власти заморозили продажи, чтобы не допустить хищническое использование почв и без того малоземельной страны. Сейчас они ищут пути реорганизации сельского хозяйства и новые рынки для своей качественной продукции. «Успехи» времен Саакашвили оставили хвост из множества тяжелых проблем. Решить их будет непросто, и дело это не произойдет скоро.