logo

Хлебные крошки

Статьи

Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Дмитрий Тымчук

Неопределенность Виктора Януковича

Выбор за президентом

Украинский президент Виктор Янукович, похоже, даже в нынешних воистину экстремальных для него условиях не собирается придать четкость своему расплывчатому внешнеполитическому курсу. В ситуации, когда на «европейском направлении» у украинской власти поневоле «друзьями» стали те в ЕС, кто меньше гнобит Киев, явно стоило ожидать, что В. Янукович во время этой неопределенности с Евросоюзом наконец определит для себя четкие ориентиры в отношениях с Россией.

Тем более что с новым президентом РФ Владимиром Путиным он знаком давно и достаточно хорошо. Однако вместо этого украинская сторона ограничилась высокими и не менее туманными декларациями.

В условиях, когда в ЕС на фоне все более громко объявляемых бойкотов стала формироваться команда европейцев, призывающая воздержаться от жесткой критики и дать Киеву шанс «исправиться», В. Янукович ни полусловом не дал понять, как он лично оценивает возникшие проблемы в отношениях Украины с Евросоюзом и какие видит сценарии развития событий. К середине мая, когда бойкот европейцев стал слишком явным, украинская власть в лице президента лишь сдержанно прокомментировала эту ситуацию в том смысле, что в европейской интеграции возглавляемой им державы настала некая пауза. Так Виктор Федорович и сказал во время расширенных украинско-молдавских переговоров, состоявшихся в ходе рабочего визита в Украину президента Республики Молдова Николае Тимофти: «Сейчас, я бы сказал так, Европейский союз предложил паузу, и я так понимаю, что она пойдет на пользу и Украине, и ЕС». Президент Украины указал, что это время будет использовано для решения существующих проблем между Украиной и ЕС и что далее отношения будут развиваться в правовой плоскости. «Политизация этого вопроса, она, конечно, носит временный характер», – отметил он.

Украинский президент вместо оценки ситуации, пусть жесткой, критической и принципиальной или, наоборот, мягкой «извиняющейся», но все же в итоге понятной, по сути, заявляет, что бойкот его страны со стороны европейцев «пойдет на пользу и Украине, и ЕС». Заявление, признаем, абсолютно бессмысленное. Какую пользу получили Киев и Брюссель от срыва Ялтинского президентского саммита и какую они получат от намечающегося бойкота Евро-2012 в Украине – непонятно. Как бессмысленно и указание на то, что «политизация» сугубо по смыслу политического, и никакого иного, вопроса носит «временный характер». Как будто со временем большая политика исчезнет из проблемы, которая по определению относится к сфере этой самой большой политики.

Надежды на то, что проблемы с ЕС толкнут В. Януковича на определенность в отношениях с РФ после визита украинского руководителя в Россию и встречи с российским коллегой В. Путиным в рамках неформальной встречи в верхах стран СНГ, также рассеялись. Эта поездка Виктора Федоровича всего лишь ярко продемонстрировала: украинской власти, впавшей во внешнеполитический ступор, нечего сказать как осадившим её европейцам, так и российской стороне.

Теоретически у Януковича в данной ситуации было два пути. Первый – заявить о том, что при всей жесткой критике и выпадах со стороны ЕС Украина остается верной европейскому выбору и предложить президенту РФ строить диалог, искать пути развития взаимовыгодных отношений и решать двусторонние проблемы, исходя из этого факта. Тем более что российское руководство вполне конкретно озвучивает свои пожелания по отношению к внешнеполитическому курсу Киева, традиционно признавая право Украины на самостоятельный выбор. Такой выбор явно заставил бы ЕС совершенно по-иному взглянуть на европейские устремления украинского руководства и мощно повлиял бы на позицию нынешних самых жестких европейских критиков Януковича, а последнему позволил бы расставить акценты в развитии дальнейших отношений с Россией. По крайней мере, В. Путин понял бы, какова позиция Киева, и мог бы выработать собственную позицию в отношении Украины.

Второй – признать свою евроинтеграцию неудачей, поставить на ней крест и в отношениях с ЕС «остаться друзьями». И сразу, не откладывая дело в долгий ящик, предложить российскому руководству вместе обсудить возможные пути интеграции Украины в рамках СНГ и Таможенного союза. Этот путь позволил бы Януковичу конструктивно решить самый болезненный и актуальный для Украины вопрос – о цене на российский газ. Этот шаг при всей дальнейшей критике в самой Украине и на Западе помог бы решить весьма важную для украинской власти в преддверии выборов проблему – вернуть Партии регионов тот электорат, который она столь успешно разбазаривала всё последнее время.

И более того: для самого Януковича это был бы мощный задел на будущее, на следующие президентские выборы. Поскольку понятно, что обеспечить рост экономики и, как следствие, решить нарастающие со скоростью снежной лавины социальные проблемы в стране невозможно без решения вопроса цены на российский газ. В то время, как решив их, правящая Партия регионов нашла бы поддержку не только среди утраченных бывших сторонников, но и в среде очень многих «изначальных» противников.

Оба этих пути, понятно, спровоцировали бы резонанс как в украинской политической среде и обществе, так и со стороны третьих игроков. Но, по крайней мере, и украинцы, и эти самые внешние игроки поняли бы, в чем состоит позиция украинской власти и как себя вести с Украиной. Но Виктор Янукович выбрал третий путь. Точнее не выбрал, а просто ничего не сделал. После его поездки в Россию ни на йоту не добавилось ясности в тех внешнеполитических и экономических вопросах вокруг Украины, которые с каждым днем обретают все большую остроту.

Неопределенность Виктора Януковича имела следствием страх или нежелание проявить свое мнение даже по самым общим вопросам во время встречи с Владимиром Путиным. При этом, повторяя лишь явно заранее заученные тезисы, украинский президент говорил странные вещи, отраженные в фрагменте, размещенном на официальном сайте президента РФ. Вот глава Российского государства констатирует: «За прошлый год темпы роста товарооборота между Россией и Украиной были гораздо выше, чем любые другие темпы роста экономических связей России с другими странами… Впереди только Китай, Германия, Нидерланды. Это очень хороший показатель». А Виктор Федорович ему в ответ: конечно же, Владимир Владимирович, «мы с Вами много раз обсуждали эту тему и в 2010-м, и в 2011 годах». Как умудрился Янукович «много раз» обсуждать с Путиным итоги 2011 года в позапрошлом, 2010 году (как и в 2011-м) – покрыто мраком тайны.

После встречи Янукович также умудрился добрых минут 20 рассказывать журналистам об итогах переговоров и при этом не выдать ни единой новости. Он говорил лишь то, что мы уже слышали десятки раз: «Сегодня ситуация является такой, что Россия есть и остается нашим главным партнером, и нам нужно думать, как жить сегодня, завтра и послезавтра, поэтому переговоры переговорами – мы работаем с Туркменистаном, и Азербайджаном, потому что нас не устраивает цена на российский газ… Как только мы получим нормальную цену, необходимости такой не будет. Пока сложилась ситуация, которая загоняет нас в такой тупик, я бы не сказал, что в глухой угол, но мы обязаны заниматься диверсификацией». По его словам, когда Украина будет иметь альтернативные источники поставок газа, можно будет выбирать из тех, кто даст лучшую цену. Ну и традиционное: мол, Украина не отказывается от сотрудничества с российскими партнерами, которые понимают, что «мы не имеем таких денег, чтобы платить за такой дорогой газ».

Эти жалкие попытки шантажа России с оперированием понятиями «диверсификация» и «альтернативные источники» уже столь приелись, что не вызвали ровным счетом никаких эмоций. Уж кто-кто, а Янукович должен помнить, что у него в запасе осталось не так много времени до президентских выборов и без решения энергетических проблем ему можно даже не мечтать о следующем сроке. Тогда как самые оптимистические планы по этим самым «альтернативным источникам» способны начать воплощаться не менее чем через три года. Янукович же ведет себя так, как будто оперирует десятилетиями.

То же касается и вопроса, который интересует российский «Газпром» и решение которого могло бы как-то повлиять на цену на газ из РФ: имеется в виду судьба украинской ГТС. Янукович и здесь лишь повторил старую киевскую поговорку о том, что украинская власть выступает за трехсторонний – Украина–Россия–ЕС – газотранспортный консорциум. С этими заявлениями, как помним, Киев также носился весь прошлый год. Давно пришла пора каких-то конкретных решений, переговоров с Москвой и Брюсселем, создания рабочих групп, обсуждения хотя бы базового видения трех сторон, выработки схемы и анализа законодательной базы. Но в пожеланиях Банковой столь мало конкретики, что это не оставляет Москве никаких шансов выработать и озвучить собственную позицию.

Что касается Таможенного союза, то Янукович вместо четкого ответа о видении украинской властью места Украины в ТС рассказывал о «взаимодействии между Украиной и странами Таможенного союза во многих отраслях экономики». По его словам, «Содружество Независимых Государств останется той общей площадкой, которая позволит нам эффективно развивать многостороннее сотрудничество с учетом интересов всех государств-участников и членства отдельных стран в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и Евразийском экономическом союзе».

Это также выглядит очень странно. От Януковича ждут определенности в отношениях с Таможенным союзом и ЕврАзЭС, а вместо этого он апеллирует к третьей площадке – СНГ. Учитывая, что это межгосударственное образование демонстрирует кризисность и активно ищет пути переформатирования и повышения собственной эффективности предложение вести диалог именно через него, а не напрямую выглядит несколько нелепо.

Таким образом, совершенно очевидно, что внешнеполитическая неопределенность украинской власти достигла своего апогея. Чтобы выработать какую-то позицию в диалоге с Россией, она, очевидно, хочет предварительно понять, что же творится на европейском направлении. Судя по всему, на Банковой до сих пор не осознали всю серьезность намерений ЕС и уверены, что нынешние «нелады с Европой» пройдут сами собой, стоит лишь «взять паузу» и отмолчаться. И только потом, поняв, что наклевывается по вектору евроинтеграции, продолжать диалог с Москвой.

 Но в данной ситуации украинская сторона не учитывает одного важнейшего фактора: для подобных игр нужно время, которое есть и у России, и у Европы, но нет у самого украинского президента…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie