logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика
Ближнее зарубежье

Валерий Александров

Неразменная монета Габалы

Необходимо определение новых "правил игры"

Москва и Баку никак не могут достичь договоренности по вопросу о Габалинской радиолокационной станции (РЛС), которую Россия арендует у Азербайджана. Руководство этой закавказской республики уже не раз публично высказывало недовольство размером существующей сегодня арендной платы, и недавно МИД Азербайджана вновь поднял вопрос о необходимости ее повышения. Эта проблема – одна из наиболее важных и сложных в отношениях между двумя государствами.

Сооружение Габалинской РЛС началось еще в период противостояния СССР и США, в 1976 году. Через десять лет станция была поставлена на боевое дежурство. До распада СССР она была важнейшим элементом советской системы противоракетной обороны (ПРО). РЛС была способна фиксировать полеты летательных аппаратов в широком диапазоне от Северной Африки до Пакистана. После распада Советского Союза начался непростой период дележа общего имущества, включая военные объекты. В переговорах между Азербайджаном и Россией по поводу Габалинской станции возникло немало как юридических, так и политических проблем. Однако в итоге Москва и Баку нашли компромиссное решение. Договор 2002 года определял Габалинскую РЛС как собственность Азербайджана, отданную в аренду России. Ежегодная плата за аренду составляет $7 миллионов.

С момента заключения договора прошло 10 лет, но ценность этого военного объекта отнюдь не уменьшилась и остается столь же высокой, как и в советское время. Например, Габалинская станция может одной из первых зафиксировать ракетные пуски с территории Ирана – страны, обстановка вокруг которой в последнее время предельно обострилась. В поле зрения РЛС попадают также территории Турции, Ирака, Индии, стран Ближнего Востока. Отсюда и интерес к данному объекту как со стороны самих государств Кавказского региона, так и со стороны США и их союзников.

Проблема Габалинской РЛС приобретает сейчас новое звучание в связи с тем, что в нынешнем году истекает срок арендного договора. Следовательно, необходимо определение новых "правил игры". В конце прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил состав группы по переговорам об аренде РЛС. Баку считает, что плата за аренду станции не соответствует важности этого объекта. Так, в ноябре 2011 года заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов заявил: "С одной стороны, выплаты неадекватны ценности и важности РЛС для интересов России, региональной и международной безопасности. С другой стороны, выплаты не соответствуют рискам и угрозам Азербайджана, позволяющего функционирование этой РЛС на своей территории". Незадолго до этого министр обороны России Анатолий Сердюков заявил о том, что Москва уже подготовила свои предложения по модернизации станции, включающие не только технические, но и экологические мероприятия.

Заинтересованность России в сохранении аренды РЛС понятна в свете проблемы размещения американской ПРО в Европе и отсутствия подвижек в переговорах России и США по этой проблеме. Вот почему было бы важно иметь габалинскую "карту" (весьма полезную и в связи с ситуацией вокруг Ирана) в своем резерве. Надо отметить, что Габалинская РЛС имеет помимо глобального и региональное измерение. После известных событий в Южной Осетии 2008 года Россия фактически прервала отношения с Грузией. Армения по-прежнему остается главным стратегическим союзником Москвы в регионе. Но взаимодействие с этим союзником, ввиду отсутствия общей границы и враждебности грузинской стороны, сильно затруднено. Поэтому сохранение военного объекта в Азербайджане дает России дополнительную возможность воздействия на внешнеполитические приоритеты Баку. Не следует также забывать, что партнерство Москвы и Баку имеет еще и внутриполитическое значение, ибо азербайджанский участок государственной границы проходит по соседству с Дагестаном, на сегодня самым нестабильным регионом России.

Внимание США (и НАТО) к радару в Габале тоже вполне понятно. Включение этой РЛС в систему американской ПРО в Европе сделало бы ее практически неуязвимой от ракетной угрозы со стороны Ирана. Кроме того, минимизация российского военного и политического присутствия в бывших советских республиках рассматривается в Вашингтоне и Брюсселе как символ укрепления национальной безопасности. Поэтому не случайно, что в начале 2012 года Азербайджан посетила делегация представителей Госдепа и Пентагона, которая среди прочего обсуждала и перспективы РЛС.

Естественно, в данной ситуации Баку пытается извлечь максимальную для себя выгоду. Конечно, Азербайджан заинтересован в повышении арендной платы. Но дело здесь не только в деньгах. Денежное обеспечение играет в данном случае роль инструмента для реализации геополитических интересов. Баку будет стараться продавить решение с выгодой для себя, зондируя те пределы уступок, до которых Москва может дойти. Не исключено, что и карабахская тема станет в габалинском контексте предметом обсуждения. По мнению, азербайджанских экспертов, Баку вряд ли пойдет навстречу США в вопросе об РЛС в ущерб России. Скорее всего, состоится сложная серия переговоров и закулисных торгов. Что касается Москвы, то она помимо финансовых вопросов, будет, вероятно, выдвигать на переговорах проблему гарантий функционирования станции в российских интересах.

Не следует забывать и еще об одном "игроке". Это – Иран, который уже неоднократно заявлял, что любое проникновение на Кавказ "нерегиональных игроков" противоречит его национальным интересам и может вызвать ответную реакцию. Вряд ли в Баку не понимают это, отвечая на те или иные американские аргументы. Скорее всего, азербайджанская дипломатия предпочтет не дразнить Тегеран резкой сменой партнеров по эксплуатации РЛС.

Значение проблемы Габалинской РЛС резко возрастает в связи с обострившейся ситуацией в регионе, конфликтом между США и Ираном. Случись военные действия, они неизбежно повлекут за собой повышение значимости и Азербайджана в целом, и Габалинской РЛС как для Вашингтона, так и для Тегерана. И для Баку это - еще один козырь в переговорах с Москвой по поводу новых условий аренды расположенной в горах Большого Кавказа станции, которая столь важна для интересов не только России и Азербайджана, но, как мы убедились, и целого ряда других стран.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie