Незабываемая встреча с Шаляпиным
Русские корни знаменитой шведской балерины Эллен Раш помогли ей встретиться с Федором Шаляпиным
Русские корни знаменитой шведской балерины Эллен Раш помогли ей встретиться с Федором Ивановичем Шаляпиным. Произошло это в далеком 1931 году, но балерина всю жизнь помнит этот великий для нее день.— Гастролей Шаляпина ожидали в Стокгольме с большим нетерпением, — рассказала корр. ИТАР-ТАСС Эллен Раш. — Не просто ожидали, а готовились к ним, как к великому празднику. Что уж говорить о нас, молодых артистах балета, работавших в Королевском театре, где должен был выступать Шаляпин.
Эллен Раш прекрасно помнит тот момент, когда она на сцене, рядом, видела перед собой великого певца.
Во время оперы Борис Годунов, в которой певец демонстрировал верх сценического искусства, мы сидели не дыша, если не были заняты в массовых сценах. Я была одета бедным мальчиком, на которого Шаляпин, очевидно, не обращал никакого внимания. Но у меня был свой интерес: я хотела попросить у него автограф. Мама научила меня, как надо обратиться к маэстро на русском языке, что я и сделала. К моей радости, кроме автографа, я получила еще и длинный ответ, из которого не поняла ровным счетом ничего. В полном молчании в благодарность я сделала книксен в своих мальчишеских штанишках.
Это лишь эпизод из жизни выдающейся балерины, но какой! Мы встретились с ней в самом центре Стокгольма, в Музее танца, рядом с хорошо ей знакомым Королевским театром. И повод был более чем подходящий: в музее проходила выставка, посвященная 75-летию со дня кончины Сергея Дягилева, который, кстати, часто бывал и в шведской столице. В музее хранится уникальная коллекция костюмов из спектаклей Русского балета Сергея Дягилева — более 200 оригинальных работ. Балерина в качестве гида знакомила нас с представленцыми на выставке костюмами, подчеркивая, что в некоторых она танцевала и сама. Она немного говорит по-русски, посколькy своим происхождением она обязана не только Швеции, но И России.
Ее родители познакомились в Петербурге в 1918 году. Мать, Зинаида Жолтановская, родилась в 1898 году в Одессе, училась в Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Там и познакомилась с Эриком Вильямом Рудольфом Рашем, который приехал в Россию из Швеции попытать счастья в нефтяном бизнесе, но после революции 1917 года надежды рухнули. Молодая пара выбралась из охваченной революцией России через Крым.
Эллен Женевьева Раш родилась в Женеве в 1920 году, но родители вскоре переехали в Стокгольм. Девочка начала заниматься балетом в 7 лет — в балетной школе при Королевском оперном театре, где затем работала много лет.
В 1937 году в Стокгольме гастролировал Балет Монте-Карло с русскими артистами. Михаил Фокин поставил балет Игоря Стравинского Жар-птицу, привез его в шведскую столицу, где было решено балет укрепить и ввести в него молодых щведских артистов. Так Эллен Раш посчастливилось принять участие в этой прекрасной постановке.
В 1940 году в Швецию приехал известный русский пианист и дирижер Исай Добровейн, который возглавил Гетеборгский симфонический оркестр, он стал также дирижером и художественным руководителем Королевской оперы в Стокгольме. В это время были осуществлены постановки балетов Лебединое рзеро, Спящая красавица, в которых блистала Эллен Раш, ставшая вскоре прима-балериной театра.
Балерина много работала с русскими артистами, в Париже были незабываемые встречи и репетиции вместе с Сергеем Лифарем. Русские корни значат для меня очень многое, — сказала нам Эллен Раш.
Она долго не расставалась с фотографией Ф.И.Шаляпина, подписанной певцом. Но с годами драгоценный подарок пропал. В одном из писем в 1923 году из Лондона Федор Иванович писал: Жаль, что нынче не придется попасть в суровую с виду, но добрую сердцем Скандинавию. Как поживает незабываемый и добрый Раш? Шлю ему мой привет.
— Я совершенно уверена, что во время гастролей в 1922 году в Стокгольме Федор Шаляпин встречался с моими родителями, нашей многочисленной родней. Певца хорошо знал также и брат моего отца Герман Раш, они были знакомы еще по Петербургу. Так что обращение в письме Шаляпина относится к моим родственникам. Я в этом совершенно уверена, — подчеркнула Эллен Раш.