Николай Яворский – основатель балетной школы в Гаване
Он был первым учителем целой плеяды выдающихся кубинских артистов
В 1931 году гаванское Общество музыкального искусства ("Сосьедад Про-Арте Мусикале", СПАМ) учредило при принадлежавшем ему театре "Аудиториум" платные курсы чтения и декламации, игры на гитаре, а также собственную балетную школу. За всю историю Кубы школа СПАМ стала первым учебным заведением, профессионально и целенаправленно занявшимся преподаванием классического танца. Руководить школой пригласили случайно оказавшегося в Гаване русского эмигранта Николая Яворского.Николай Петрович Яворский родился в Одессе 23 февраля 1891 года. В юности он брал уроки классического танца у солиста Одесского театра Казимирова. В годы первой мировой войны Яворский – офицер-артиллерист, затем в гражданскую сражался против Красной Армии в составе Вооруженных Сил Юга России. Эмигрировав из страны, будущий балетмейстер вначале жил в Белграде, где танцевал на сцене Белградского народного театра. Потом было участие в "Русской частной опере в Париже". И, наконец, Гавана.
С первого дня организации школы Николай Яворский активно принялся за работу. Первые уроки у заслуженного иностранного преподавателя, выступавшего на знаменитых сценах Европы и Америки, надолго врезались в память его кубинских учеников. Многие из них стали впоследствии одними из первых фигур кубинского национального балета, среди них – выдающаяся кубинская балерина Алисия Мартинес (Алонсо). Он стал настоящим подвижником развития балета на Кубе благодаря присущим ему дисциплине, настойчивости и энтузиазму. 29 декабря 1931 года в "Аудиториуме" с большим успехом прошло первое публичное выступление учениц Николая Яворского. 9 января 1932 года в том же театре состоялось повторное выступление учеников Яворского с прежней программой. Юные кубинские артисты вновь не подвели своего русского учителя и закрепили прошлогодний успех. Первый сезон балетной школы СПАМ завершился 1 июня 1932 года, когда столичные газеты опубликовали сообщение о наборе учеников на следующий год. А первым кубинским балеринам предстояло готовиться к новым постановкам и совершенствовать свое мастерство под неустанным руководством любимого преподавателя.
Ключевым спектаклем следующего сезона Общества музыкального искусства стала постановка полной версии балета П.И. Чайковского "Спящая красавица". Премьера состоялась 26 октября 1932 года. Яворский адаптировал сложную хореографию М.Петипа к скромным пока еще техническим возможностям своих подопечных. Принцессу танцевала безусловная фаворитка учителя Дельфина Перес. Алисия Мартинес, которой едва исполнилось 11 лет, выступала в соло Голубой птицы. По воспоминаниям очевидцев, она прекрасн справилась с этой сложной мужской партией. Костюмы и декорации кубинского художника Рохелио Далмау, с этого дня оформлявшего практически все балетные спектакли СПАМ, добавили постановке изящества и очарования. Фоторепортажи о премьере долго не сходили со страниц модных иллюстрированных журналов "Сосьяль" и "Картелес".
Следующие несколько лет деятельности балетной школы СПАМ прошли под знаком развития творческого потенциала прежних и новых учеников и учениц. К 5 ноября 1933 года Яворский подготовил новую концертную программу, вновь представленную зрителям театра "Аудиториум". На глазах совершенствовавшая свою технику Алисия Мартинес выступала в хореографических этюдах на музыку разных композиторов. В тот вечер отличились и некоторые из учениц Яворского последнего набора: сестры Ольга и Элена Томсон, Хосефина де Карденас, Карола Панераи. В следующем году были поставлены "Голубой Дунай", "Полька-кокет", "Половецкие пляски". Спектакли стали свидетельством дальнейшего творческого роста целой плеяды молодых артистов.
Примерно в то же время, пользуясь краткой остановкой в Гаване одного из бывших директоров "Русской частной оперы в Париже" Василия Григорьевича Воскресенского, руководившего в те годы труппой "Бале рюс де Монте-Карло", Николаю Яворскому удалось договориться о включении наиболее способных своих учеников в состав русской труппы. Там они смогли бы окончательно утвердиться как профессиональные танцовщики, приобрести опыт выступлений за рубежом и серьезно повысить технический уровень своей подготовки. Первой в Европу, согласно подписанному в Гаване контракту, в конце марта 1935 года отправилась Дельфина Перес Гурри. Примерно тогда же Гавану покинула и Марта Эндрюс, которой предстояло выступать в Нью-Йорке в ансамбле известного испанского "байлаора" Висенте Эскудеро.
Оценивая в ретроспективе работу Яворского в балетной школе СПАМ, можно сказать, что его педагогическая деятельность достигла кульминации к весне 1937 года. 10 мая его ученики представили на сцене театра "Аудиториум" "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Впервые в своей артистической карьере Алисия Мартинес исполняла партию Одетты-Одиллии. Последней крупной работой Яворского для гаванского Общества музыкального искусства стала постановка балета-юморески "Времена года", скомпонованного на музыку Крейслера, Делиба, Чайковского и некоторых других композиторов, поставленного его учениками 1 марта 1938 года. Завершив очередной курс обучения весной 1939 года, Яворский навсегда расстался с гаванским Обществом музыкального искусства. За годы работы в СПАМ через его школу прошло около полутора тысяч учеников, многие из которых уже тогда не без успеха начали карьеру профессиональных танцовщиков.
Освободившись от опеки СПАМ, Яворский развернул активную деятельность на создание собственной балетной школы, основной задачей которой должно было стать создание профессиональных балетных трупп, состоящих из кубинских артистов. Балетная студия Николая Яворского была торжественно открыта 27 июня 1939 года. Уже к осени 1940 года она могла похвастаться определенными успехами. 12 ноября ее ученицы выступали в балетной программе, приуроченной к открытию выставки автомобилей в фешенебельном гаванском отеле "Националь". Выпускницы Яворского показали хореографическую фантазию на афрокубинские темы "Бабалао" в исполнении Маргариты Лекуона, а также балет-композицию "Автомобили люкс" на музыку разных композиторов. 27 декабря того же года на арендованной сцене театра "Аудиториум" ученицы школы Яворского совместно с Гаванским хоровым обществом Марии Муньос де Кеведо поставили большую программу, составленную из балетных номеров вперемежку с выступлениями хора.
В 1941 году Яворский оставил свою гаванскую студию на попечение Марты Эндрюс и уехал в Сантьяго-де-Куба, где ему предложили возглавить балетную школу. В последние месяцы своей жизни он руководил балетной школой в маленьком городке Мансанильо. Там он и умер 9 октября 1947 года.
Николая Яворского нельзя отнести к звездам мирового балета первой величины, однако необходимо признать его неординарные педагогические заслуги как первого учителя целой плеяды выдающихся кубинских артистов.