logo

Хлебные крошки

Статьи

Михаил Петров
Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Михаил Петров

Носорог в гостях у Мишки

"Русский вопрос" как инструмент политической борьбы в Эстонии

Эстония живет ожиданием муниципальных выборов, которые состоятся в октябре. Муниципальные выборы обыкновенно приводят к обострению партийных разногласий и острой конкурентной борьбе, отягощенной, как правило, "русским вопросом".

Носорог принужден оправдываться

Недавний визит в Москву представительной делегации Центристской партии Эстонии во главе с ее лидером Эдгаром Сависааром стал темой очередного политического скандала. В российской прессе сообщалось, что спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов и Эдгар Сависаар как будто считают необходимым формирование единой позиции в вопросах исторической памяти, поскольку их обоих беспокоит тенденция переоценки истории Второй Мировой войны.

Политические конкуренты Эдгара Сависаара, которого в Эстонии называют Носорогом, уцепились за это сообщение и немедленно обвинили его в том, что он солидаризировался с Россией по вопросу о неприемлемости осуждения коммунизма наравне с фашизмом. Сависаар принужден был оправдываться:

"Если в Эстонии еще остались честные журналисты, то они поймут, что мне присвоены слова, которые мне не принадлежат. <…> Я, конечно, не считаю верной историческую концепцию Марта Лаара и не принадлежу к числу ее сторонников. Думаю, что выводы по поводу Второй Мировой войны в Европе уже давно сделаны и нет причин их пересматривать"

Бывший министр внутренних дел, а ныне вице-председатель Центристской партии Айн Сеппик был принужден высказываться менее дипломатично, и заявил, что Эстония все же была оккупирована. Однако он добавил, что это неоднозначная проблема, поскольку в 1940 году была применена "очень тонкая технология".

Теперь Сависаара вежливо просят по итогам визита отчитаться перед парламентской комиссией по внешней политике. За вежливым приглашением маячит перспектива парламентского запроса в министерство иностранных дел о праве лидера Центристской партии, мэра Таллинна Эдгара Сависаара осуществлять самостоятельную внешнюю политику, отличную от политики правящей коалиции. Ссылки на приграничное сотрудничество, совместное с Москвой членство в союзе городов, европейские тенденции и рекомендации во внимание приняты не будут. Накануне выборов Сависаара будут сечь и очень больно, однако ни "Кремль", ни "Москва", ни Грызлов с Лужковым не смогут ему ничем помочь. Не поможет и мишкин визит на открытие площади имени Патриарха Алексия II в таллиннском районе Ласнамяэ, который состоится 30 сентября.

"Очень тонкая технология"

Осуждение коммунизма наравне с нацизмом и тема "оккупации" стран Балтии в 1940 году это детские – с короткой ручкой! – грабли, на которые прибалтийская политика, а теперь еще и Европейский союз тупо наступают за разом раз. Детские грабли штучка коварная – хотя по лбу и не бьет, но эффективно вышибает одновременно и слезу и глаза из орбит, и в зобу дыхание спирает, и помутнение в мозгу вызывает. И надо заметить, что Россия реагирует на очередную эрекцию граблей довольно стандартно, что позволяет прибалтам после некоторого болевого шока вновь и вновь приводить грабельки в боевое положение.

В последнее время в России появилась тенденция отделять солдатский подвиг от личности и амбиций "вдохновителя побед". Распространилось мнение, что русский солдат Европу освобождал, а Сталин его руками Европу закабалял, т.е. оккупировал. Представление, слегка видоизменившись, пришло к нам из времен хрущовской оттепели. Вот в качестве иллюстрации несколько запоминающихся строк из поэмы Твардовского "Теркин на том свете":

– С чьим ты именем, солдат, Пал на поле боя. Сам не помнишь? Так печать Донесет до внуков, Что ты должен был кричать, Встав с гранатой. Ну-ка?

– Без печати нам с тобой Знато-перезнато, Что в бою – на то он бой - Лишних слов не надо.

Что вступают там в права И бывают кстати Больше прочих те слова, Что не для печати...

В Европе и США, разумеется, не для внутреннего употребления, считается, что в 1945 году одна тоталитарная идеология – коммунизм одержала победу над другой тоталитарной идеологией – нацизмом. Во внутреннем употреблении имеет хождение миф о том, что нацизм был побежден Англией и США при незначительной помощи СССР, преследовавшего в борьбе с нацизмом собственные тоталитарные цели. Оба подхода – новый российский и старый западный – циничны и безнравственны, потому что не учитывают цивилизационного значения победы над нацизмом.

В 1945 году Россией в очередной раз была остановлена традиционная европейская экспансия на Восток. Именно эта тенденция объясняет соглашательскую политику Англии и Франции на переговорах с Германией и политику "умиротворения" Гитлера. Именно по этой причине Чехословакию и Польшу отдали на растерзание Гитлеру: диктатору нужен был широкий коридор на Восток (в Россию) и чешские производственные мощности, и он их получил вместе с румынской нефтью и продовольствием из Болгарии.

Чтобы решить эту проблему окончательно и бесповоротно Россия могла бы потребовать от стран Балтии и Польши учреждения международного Третейского суда, который бы вынес окончательное суждение по вопросу о пакте Молотова-Риббентропа, Мюнхенском сговоре и прочих вывертах западноевропейской политики середины ХХ века. Что удерживает российское руководство от столь решительного шага? Смею полагать, что это двойственность в подходе к оценке солдатского подвига и амбиций генералиссимуса Сталина: стремление угодить "демократической" Европе принижением и осуждением роли Сталина, но при этом никого не обидеть дома.

Мировая история, как правило, выбирает наиболее короткий и эффективный путь для достижения, стоящих перед ней целей, потому история делает самое себя не всегда чистыми руками из того материала, который имеется под рукой. Именно поэтому полезно было бы собрать компетентную международную комиссию, которая бы отделила современную Россию и от режима большевиков, который не имеет никакого отношения к коммунистической идеологии, и от уравнивания коммунизма с нацизмом. Ведь получив равенство, трудно будет удержаться от того, чтобы потом не подверстать к равенству социализм, троцкизм, маоизм, лейборизм и т.д.

Понятно, что уравнивание коммунизма и нацизма страны Балтии намерены использовать исключительно против России. Цепочка простая: объявление коммунизма, которого, кстати, никогда в России и не было, преступной идеологией, принуждение России к официальным извинениям за преступления "коммунистов", признание добровольного вхождения в состав СССР аннексией, освобождение от нацизма в 1944 году – оккупацией и, наконец, официальное требование о возмещении ущербов, причиненных "аннексиями" и "оккупациями".

Кстати сказать, хваленая американская демократия не менее тоталитарный и преступный режим, чем режимы большевиков и нацистов. На его совести не только Вьетнам и Корея, но еще Филиппины, Босния, Сербия, Ирак, Афганистан, тюрьмы Абу-Грейб и Гуантанамо и много чего еще. Западным странам легко было осудить национал-социализм, судить же "демократию" "демократы" не в состоянии. Буш и его администрация – военные преступники, но назвать вещи своими именами, ни у Европы, ни у России духу не хватает. США, однако же, не постеснялись в свое время объявить бывшего союзника по антигитлеровской коалиции "империей зла".

Постыдная история

Недавно в русскоязычной эстонской прессе появилось интервью с генеральным директором полиции безопасности Эстонии Райво Аэгом. Гендиректор озвучил новые государственные подходы к вопросам применения "тонких технологий". Цитата будет длинной:

"Если же говорить об истории… Тот факт, что Эстония независима с 91-го года, отрицать очень трудно. У человека с менталитетом что-то не в порядке, если он утверждает, что Эстония по-прежнему входит в состав Советского Союза. Если же мы говорим о теме оккупации, то здесь две вещи: или человек не знает истории, или он упрямо отказывается ее признать. И что же тому причиной? Либо это политические настроения, либо это во многом обусловлено, так сказать, чувством стыда. Вы же не хотите принадлежать к группе, которая совершила определенные преступления в истории. Проще отрицать эти факты. Но я считаю, что во многом в данной ситуации речь все-таки о незнании истории".

Достоверно известно, что из числа русскоязычных общественных деятелей только бывший школьный учитель Олег Морозов некогда публично отрицал распад СССР и независимость Эстонской Республики. Время примирило его с эстонским государством и даже позволило ему легализоваться в Эстонии согласно эстонской процедуре. Так о чем это Райво Аэг? Да, все о том же: об отношении личности к истории.

Согласно гендиректору полиции безопасности лица, отрицающие факт оккупации Эстонии, либо не знают своей истории, либо стыдятся ее, либо имеют антиэстонские политические настроения. Незнание истории и политические настроения не комментируется никак, зато чувство стыда объясняется нежеланием части "отрицалова" принадлежать к группе, совершившей определенные преступления в истории.

Напоминать гендиректору о преступлениях совершенных эстонцами в рядах организации самообороны "Omakaitse" и полицейских батальонов, приданных Waffen SS, как-то даже и неприлично. Между тем на счету "Omakaitse" не менее шести тысяч этнических эстонцев (!), убитых во второй половине 1941 года за симпатии к советской власти, плюс участие в уничтожении евреев сразу в четырех польских городах, и зачистка концлагеря в эстонском местечке Клоога – казнь не менее двух с половиной тысяч евреев из разных стран Европы. Данные взяты из доклада международной комиссии по расследованию преступлений совершенных в ходе советской и нацистской оккупаций. Патроном комиссии был ныне покойный президент Эстонской Республики Леннарт Мери. Так что рапорт комиссии это источник, вполне заслуживающий доверия.

Весьма любопытный взгляд на вопросы интеграционного процесса Райво Аэг связал с лояльностью русской общины. Это едва ли не первое признание того факта, что в Эстонии существует именно русская община, а не русскоязычное население:

"Но сказать, что русская община в Эстонии вся состоит из нелояльных Эстонской Республике людей, невозможно, это не подтверждено ни одним фактом. И чем больше будет идти процессов интеграции — тем меньше будет вопросов: есть лояльность или нет? Мы все-таки предполагаем, что если человек — будь он русской национальности или с российским гражданством, каких-то иных национальностей или гражданств — выбрал эстонское государство своим местом жительства, основал тут свой дом, обзавелся семьей, работает здесь, хочет жить в безопасной среде, это означает и то, что он к этой среде лоялен".

Райво Аэг подтвердил то, о чем давно говорят представители общины – о лояльности адаптированных русских по отношению к стране проживания. Однако адаптация в системе государственных институций, например, в качестве постоянно проживающего лица без гражданства, еще не означает автоматической лояльности по отношению к политическому режиму. Можно искренне любить свою родину – именно родину, в которую врос могилами предков, и не разделять политические амбиции отечества, на деле принадлежащие узкой группе националистически настроенных идеологов, защищенных государственными обязательствами и конституционными обетованиями. Лояльность отнюдь не означает рот на замке.

Не забыл гендиректор Аэг передать привет и российскому Мишке – лучшему другу эстонского Носорога:

"Я думаю, ни одно из других государств, по крайней мере, по соседству с нами, не имеет на сегодня никаких стремлений влиять на внутриполитическое развитие Эстонии. Это все-таки на сегодня исходит только с российской стороны. Если смотреть в аспекте научно-технической разведки, то в Эстонии есть области, которые на мировом уровне очень высоко представлены <…>"

Намек на высокую степень осведомленности эстонской контрразведки настолько прозрачен, что комментариев не требует.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie