logo

Хлебные крошки

Статьи

Новый Год
Традиции
Общество
Россия

Сергей Сокуров

Новогодние приключения

календарей

Ивановы хитрости

Не так умом и сердцем, как уставшим желудком, памятен всем нам январь нескончаемыми торжествами и гуляниями, среди которых есть такой полузагадочный праздник - Старый Новый год. Только вслушайтесь: "старый новый"! Все-таки, хотя мы и "самая читающая в мире страна", да читатель у нас невнимательный и забывчивый. Ведь и не особенно копаясь в отечественной истории, можно найти по меньшей мере еще два "старых новых года" - 1 марта и 1 сентября.

Мартовский отменил Иван III накануне 7000 года по "византийскому летоисчислению" (от Сотворения Мира), принятому Русью вместе с христианством из Константинополя. Историки утверждают, что Государь Всея Руси перенес смену лет с начала весны на начало осени по рассуждению исключительно хозяйственному; мол, отчитываться по итогам года сподручней, когда с полей снят урожай. Кончил дело, и гуляй себе на здоровье, провожай старый год, встречай новый, неси в кабак заработанные денежки! Мне же кажется, что причина здесь в другом. Как ни храбр был Великий князь Московский, пересидевший хана Ахмата на Угре, да его тоже страшила смена тысячелетий (с седьмого на восьмое), с чем был связан в сознании православных Конец Света. Предсказание родилось в давние времена: Господнее мироздание, созданное за семь дней, столько же и просуществует, ибо, по Псалтыри, "тысяча лет для Бога яко день един". Вот и оттягивал первый из Иванов Васильевичей роковой день, сколько сил хватило (а хватило до конца августа), потом махнул рукой: двум смертям не бывать!..

Мода на конец света

Возможно, было по-иному. К примеру, обнадежил его придворный фрязь, что не так страшен черт и так далее. Этих фрязей, как звали наши предки итальянцев, крутилось тогда в Москве немало. Доверял им государь, видя дела рук их: новый Кремль, бронзовые пушки, цветное стекло, российское серебро, найденное ими в горах на севере, а главное, - привезенную из Италии невесту, греческую царевну Софью. Не замухрышку. Последнего императора племянницу. Допустим, некий фрязь утешил: "У нас в Риме, сказывают, в свое время 1000-й год еще как боялись, но пронесло, вишь, живы". Старый князь вспомнил читанное в летописях, как католики-"латинцы" тряслись от страха, когда на Руси беспечально протекал 6507 год в счастливое княжение Владимира Святого. Ведь фрязи и прочие немцы считали года от Рождества Христова, у них кончался 999 год, а за ним (ходили упорные слухи, питаемые магией трех нулей) ждет людей Страшный Суд. Да, тогда пронесло. Может быть и сейчас Бог помилует?

Помиловал грешных. Но христиане всех конфессий как бы вошли во вкус: подавай им Конец Света, Страшный Суд! И не при смене тысячелетий, а чаще. Чего долго ждать, томиться!? Здесь "надеялись" на 7007, 7070, 7077 годы; там "делали ставку" на 1700, 1707, 1770, 1777 года, а некоторые загадали аж на общий уже для всех христиан 2192 год, подсчитав, что именно тогда "Сотворенному Миру" исполнится ровно 7700 лет. Можно догадаться, в этих подсчётах главную роль играет "семёрка", цифра "подозрительная".

Не дождётесь!

Почему же Свет (или Мир, как хотите) уцелел тогда и, скорее всего, останется при своих интересах через 183 года, считая от 1 января 2009 года? Поскольку церкви и академии наук уходят от внятного ответа на сей сакраментальный вопрос, попытаемся разобраться в нем самостоятельно. Конец Света (и по слухам, и согласно прессе всех времен) явление единоразовое и одновременное во всех частях обитаемого Мира. Тот, кто задумал его, не учел, что последователи Христа время своего бытия будут отсчитывать не согласно от одного события, а вразлад. Вот и получилась несостыковка: в Риме, Париже, Лондоне, Кракове с тоской провожают 999 год, а в Константинополе, Киеве и Новгороде (Москвы тогда не было) радуются, что до 7000-го еще далеко. При таком разнобое Страшный Суд просто не мог состояться. По той же причине и при Иване III.

Правда, оставалась надежда на русского царя Петра, который так возлюбил Запад, что родной для подданных, православный 7208 год обменял на 1700-й, "латинский", да еще смену лет перенес с сентября на начало января, чем вслед за предшественником своим на великокняжеском троне приговорил нас, ныне живущих, отмечать "второй Старый Новый год" (напомню, первый - 1 марта). Он же, Петр Алексеевич, и "третьим" нас наградил, лишив при этом уже замаячившего на горизонте Конца Света. Недаром Петр прозван Великим! Год-то православные получили 1700-й, да 1 января в нем началось сразу (по привычке) после 31 декабря, в то время как в любимой царем Европе уже шла вторая декада января. Говоря научным языком, Россия, перейдя на летоисчисление "от Р. Х.", продолжала пользоваться Юлианским календарем, в то время как в Европа с 1582 года перешла на Григорианский. Вновь несовпадение времени в разных частях христианского Мира, пусть теперь всего на одиннадцать дней, разрушило планы тех, кто мечтал или, наоборот, боялся участвовать в Страшном Суде.

На благо всего просвещённого человечества

Ладно, побалагурили и хватит! Настроимся на серьезный лад, поскольку сейчас оперировать придется больше цифрами, чем словесами.

В 45 году до н. э. Цезарь утвердил календарь, скромно назвав его Юлианским (далее ЮК). По нему средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического (он же солнечный) года. Когда к 1582 году разница между ними составила уже 10 дней, что стало нарушать точность определения церковных праздников, папа Григорий XIII спохватился и в том же году ввел календарь своего имени - "новый стиль".

Успехи науки тогда позволили сделать календарь более точным. Длина года в нем, в среднем, составляла 365,2425 суток; это лишь на 26 секунд больше солнечного года. А накопившуюся разницу в 10 дней папа ликвидировал росчерком пера и властью, дарованной ему Богом и людьми. Когда подобную власть в России взяли большевики, они также предпочли Григорианский календарь (далее ГК) Юлианскому. Тогда разница между ними составила уже, как свидетельствует "СЭС" за 1989 год, 13 дней. Поэтому первому февральскому дню 1918 года было присвоено значение 14 февраля. Не будем ностальгировать! Григорианский календарь более точен, в нем меньше високосных годов. Просвещенное человечество в большинстве своем с этим согласно. Но, к сожалению, просвещенному человечеству не совсем верно внушили, что для пересчета дат с ЮК на ГК необходимо для событий XVIII столетия прибавлять 11 дней, ХIХ - 12, ХХ - 13.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

На самом деле после 1582 года, как утверждает Исторический календарь, изданный в Москве в 1992 году, необходимо к 10 дням прибавлять по одному дню каждые 133 года. Выходит, с 1715 года разница между датами ЮК и ГК увеличивается на 11 дней, после 1848 года - на 12 дней, а прибавлять 13 дней следует только после 1981 года, а не с начала ХХ века. Наверное, по этой причине с наступлением ХХI столетия нам не рекомендуют ученые мужи прибавлять 14 дней. Еще большая неразбериха получилась с датами ЮК, отмеченными в документах и хрониках ранних (до 1582 года) веков.

В том же Историческом календаре сообщается о Куликовской битве на листке 22 сентября, где отмечено: 8 сентября по старому стилю. Верно, "по старому стилю", но при пересчете на ХIХ век. А битва та состоялась в 1380 году. Отнимаем от 10 дней в году 1582 столько дней, сколько необходимо с учетом каждых названных выше 133 года. Получается среднее между восемью и девятью днями. Значит, при пересчете на ГК Куликовская битва состоялась 15 или 16 сентября по новому стилю. Таких ошибок в наших исторических и неисторических календарях масса; вернее, они состоят из сплошных ошибок, когда дело доходит до пересчета с одного календаря на другой. А "массовый читатель" проверить не может. Он верит печатному слову, учится на нем и только крякает с досады, когда замечает разночтения.

Оптимистический эпилог

Пора ставить точку. Тема эта обширная, а наш читатель и так утомлен обилием цифр, запутался в них. Зато теперь, беря в руки тот или иной календарь, он будет более внимателен к датам и при желании способен в уме произвести собственный подсчет. Ни одно из знаний, согласитесь, не может быть лишним.

Погодите, слышим голос неудовлетворенного, а как с Концом Света!? Отвечаем: скорее всего, не состоится, если мы, люди, сами его не организуем доступными средствами (а средства уже есть!). Ведь в отличие от средневековья, сегодня большинство людей в Страшный Суд не верят. А без веры, сами понимаете, никаких серьезных дел не бывает. Одна говорильня!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie