Новый премьер Абхазии
Прошлогодняя смена главы правительства непризнанной Республики и значительное обновление его состава имели далеко идущие последствия
Как известно, Вячеслава Цугбу сменил на посту премьер-министра бывший генеральный прокурор Республики и личный представитель президента на переговорах по урегулированию грузино-абхазского конфликта Анри Джергения.Поддержанное большинством населения Республики, это решение президента Абхазии Владислава Ардзинбы значительно усилило его позиции. Давний соратник главы РА, Анри Джергения не новичок в абхазской политике. Его четкая пророссийская ориентация и бескомпромиссная позиция по вопросу о независимости Республики хорошо известны. Именно поэтому смена премьер-министра выглядит хорошо продуманным и решительным ходом В.Ардзинбы, нацеленным на укрепление системы исполнительной власти и оздоровление обстановки в Республике.
Основными причинами, по которым выбор президента остановился на кандидатуре Анри Джергения, являются общность их позиций по вопросам абхазской государственности и несомненный авторитет нового премьера как в самой Абхазии, так и среди представителей абхазской диаспоры. Немаловажен и большой опыт А.Джергения, приобретенный им на высоких государственных постах.
Благодаря участию в переговорах по урегулированию грузино-абхазского конфликта в качестве представителя В.Ардзинбы, он хорошо известен в кругах российской политической элиты. Можно надяеться, что подобный дипломатический опыт Анри Джергения будет реально способствовать дальнейшему развитию российско-абхазских контактов и двусторонних экономических связей.
К моменту начала вооруженного конфликта А.Джергения уже работал генеральным прокурором Абхазии, что позволяет грузинской стороне рассматривать его в качестве легитимного должностного лица. Это немаловажно для продолжения грузино-абхазских переговоров.
Кроме того, во время конфликта 1992-1993 гг. нынешний премьер-министр не участвовал в боевых действиях. Противники Анри Джергения ставят это обстоятельство ему в вину. Однако в действительности это, скорее, достоинство, так как сугубо мирная биография существенно облегчает не только диалог с Грузией, но и возможность установления контактов и ведения диалога с западными государствами, в том числе по вопросу привлечения в экономику Абхазии зарубежных инвестиций.
С назначением А.Джергения связывали надежды на продолжение курса на развитие связей с Россией, укрепление суверенитета Абхазии, а также восстановление разрушенной экономики и борьбу с преступностью. Первые шаги нового премьера подтвердили их обоснованность. Были приняты первоочередные меры по повышению уровня жизни населения – увеличены заработные платы и пенсии, разработаны основные положения программы по оздоровлению и развитию экономики.
О принципиальной значимости кадровых перестановок в абхазском правительстве говорит и резко отрицательное отношение оппозиции к назначению Анри Джергения. Несговорчивость противников В.Ардзинбы – одна из причин, по которой стабилизация обстановки в Абхазии и налаживание мирной жизни могут вновь отодвинуться на неопределенное время. Оппозиция подвергает абхазское руководство резкой критике, обвиняет его в коррупции и неспособности эфективно управлять Республикой.
Помимо этого проверенного временем средства внимание оппозиционеров привлекли и некоторые лидеры российской абхазской диаспоры, в среде которой имеются их сторонники. В качестве одного из наиболее активных противников нынешнего президента Абхазии и возможного претендента на эту должность называется, например, бывший чиновник средней руки грузинской компартии Александр Анкваб.
С 1993 года он проживает в Москве, где, имея российское гражданство, занимается предпринимательством и является одним из лидеров московской абхазской диаспоры. По мнению некоторых аналитиков, эта фигура наиболее предпочтительна и для нынешнего грузинского руководства – Тбилиси связывает с Анквабом и рядом лидеров оппозиции надежды на возвращение Абхазии в состав Грузии.
Беспочвенны они или обоснованны, покажут уже парламентские выборы. В зависимости от того, победят на них сторонники президента или оппозиции, станет ясно, чей курс поддерживает большинство населения Абхазии – на сохранение и укрепление независимости Республики или на ее возвращение в состав Грузии.