О дегенерации, «Центре согласия» и русских
Национальная элита в Латвии
Процесс формирования правящей коалиции, который мы сейчас наблюдаем – это следствие саморазрушения нации и политической дегенерации, считает известный латышский публицист и фотограф Марцис Бендикс. А «Центру согласия» крайне выгоден переход из стана радикалов в «обычные левые» партии, с которыми он теперь ассоциируется в глазах обывателей.Национальная элита в Латвии не выполняет своих функций, заявил Бендикс газете Diena. «Элита должна предлагать идеи, личностей – а наша на это не способна. Если говорить в политологических формулировках, то политика – это коллективная способность договориться о важных для группы решениях. А латыши как группа не справляются с этой задачей, они не способны реализовать самоуправление», — признал публицист.
Такой же раздрай продолжается и сейчас, когда нужно договориться о коалиции. Бендикс комментирует этот процесс старинной латышской поговоркой «тр...ться хотят, а поз не знают».
«Мы видим начинающих, которым очень хочется, но они в точности не знают, как с этой девушкой-то: вначале цветы и сладкое вино потом – или наоборот. Это очевидно. Несколько недель назад Затлерс на LNT упрекнул «Центр согласия» в недостатке опыта и в непредсказуемости. Кто это заявил? Вождь неопытной сбродной банды – о партии с 15-летним опытом!» - возмущается Бендикс.
Бросается в глаза еще одна особенность, продолжил публицист. 7 октября на LTV состоялась дискуссия о политической ситуации, и даже из уст самых язвительных в Латвии комментаторов – Айвара Озолиньша, Элиты Вейдемане – весь первый час не сорвались слова «олигархи» или «законность». Следовательно, повод для увольнения Сейма был не в этом? Вместо расссуждений об олигархах мы услышали об интеграции, политике раскола, единении – как будто стране угрожает гражданская война, отметил Бендикс. Но ведь не это было причиной внеочередных выборов?
«Единство», по мнению публициста, одно из всех партий является опытным игроком, в том смысле, что знает, чего хочет и как это получить. Но ни свои госсекретари и нужные люди – ходоки к другим нужным людям - не помогут «Единству» преодолеть внутренние противоречия.
«Если они хотят перенять инициативу, им самим следовало бы пригласить в коалицию ЦС! И в такой ситуации им было бы проще простого утвердить даже правительство меньшинства. Ну знаете как: давайте заслушаем мнение трудящихся, профсоюзов, пусть Дуклавс продолжит работать министром земледелия, и так далее. Спокойно. Правительство Криштопанса номер два, - комментирует Бендикс. – Проблема в том, что та группа, что жаждет власти, в «Единстве» слабее группы, для которой сотрудничество с ЦС неприемлемо. К тому же важно, что для второй группы (Ина Друвиете, Яниса Курсите и прочие) это – не поза. А та группа, что проталкивает Домбровскиса, «Новое время» - она ослаблена».
В сложившейся ситуации, по мнению эксперта, для «Центра согласия» выгоднее всего, что его перестали причислять к маргиналам в политике. Это в сознании латвийского избирателя больше не «боевая единица русских, которая пойдет гансов бить», пояснил Бендикс. И именно новый цивилизованный имидж позволить ЦС взять власть.
«Помните, в одном из Сеймов была большая фракция ЗаПЧЕЛ, и бедой этой партии было позиционирование себя как лидеров гетто. Мы пойдем вести переговоры с этими фашистами, хлеб и творог принесем, а вы, бабушки, сидите спокойно дома, не высовывайтесь – только голосуйте за нас», - иронизирует публицист.
А у ЦС, по его справедливому замечанию, теперь совершенно другая, анти-гетто-установка: мы сами решим, где в этом городе будут улицы и перекрестки, а где – купеческие лавочки. Чтобы создать это новое видение, ЦС пришлось собрать в себе достаточно пестрый сброд, считает Бендикс.
«Как они там дальше смогут между собой договориться, не знаю. Потому что – ну пройдем мимо биологически-зоологического аспекта: что на самом деле общего у русского владельца магазина, владельца русской фирмы с русским таксистом или интересами русского пенсионера?» - недоумевает публицист.
Вот тут-то и вылезает разница в менталитете. Общего у всех перечисленных Бендиксом людей больше, чем ему кажется со стороны. Поэтому и его прогноз «в ситуации, когда идет борьба идей, а не мифологических образов, монолитному ЦС нет места», не сбудется. Напротив: у партии, сумевшей последовательно отстаивать интересы русскоязычных избирателей из разных социальных классов, есть все шансы стать еще более сильной.