О некоторых исторических, социально-политических и методологических аспектах молдавской идентичности
Доклад на «круглом столе» Молдавская национально-культурная идентичность – основа и гарантия государственного суверентитета (Республика Молдова, г.Сороки 30 сентября 2011 г.)
Немного истории. Валахия и Молдова – исторические области и государственные образования, которые в средние века длительное время существовали раздельно, но включали в себя близкородственные этнические группы, а, по мнению некоторых исследователей, были политическими образованиями одного народа.
В течение нескольких столетий валахи и молдаване пребывали в составе Византии, от которой приняли восточное христианство – Православие. Затем в течение нескольких веков на территории современной Валахии и Молдовы распространялась власть Турции.
Русско-турецкие войны способствовали освобождению Бессарабии от османского владычества. По Бухарестскому мирному договору в 1812 году она была присоединена к России. В 1829 году по Адрианопольскому миру Турция уступила России и дельту Дуная, которая также вошла в состав Бессарабии. В 1856 году по Парижскому мирному Россия уступила Турции дельту Дуная, которая была присоединена к Добрудже, непосредственному владению Турции, и юго-западную часть Бессарабии, позднее Измаильский уезд, которая вошла в состав княжества Молдавии и возвращена России по Берлинскому трактату в 1878 году.
К 1812 году юг Бессарабии, прежде находившийся под непосредственной властью турецких пашей и татарских ханов, был населён особенно редко. Сюда переселились болгары и гагаузы, бежавшие от турецких расправ, немцы-колонисты, украинцы, русские, а также молдавские переселенцы из-за Прута и из центра Бессарабии. Это была наиболее опустошённая часть Молдавии. Занимая до 50% её территории, Бессарабия имела лишь около 25 % населения. В составе России в результате прекращения набегов татар и разорительных походов турецких армий началось быстрое развитие края. По динамике населения: в 1812 году в Бессарабии было около 200 тысяч населения; по переписи 1897 года – 1935 тысяч жителей; в 1915 году – 2686 тысяч.
По утверждениям исследователя Л. С. Берга в работе «Бессарабия: страна, люди, хозяйство» (Кишинев, 1993) население Бессарабии, насчитывающее в 1916 г. около 2, 3/4 млн. чел. было чрезвычайно пестро. В основной массе оно состояло из следующих народов (по данным 1897 года): молдаване – 47,6%; малорусы – 19,6%; евреи – 11,8%; великорусы – 8,0%; болгары – 5,3%; немцы – 3,1%; гагаузы – 2,9%; поляки – 0,5%; цыгане – 0,4%.
Молдаване составляли абсолютное большинство в средней части Бессарабии и Оргеевском уезде, где их было до 77% всего населения (вместе с городом). В Сорокском - 72%; в Бельцком - 66%; в Кишиневском - 63%; в Бендерском - 45% и Измаильском - 39%. Меньше всего молдаван проживало в Аккерманском уезде (16%).
По вероисповеданию в 1905 году в Бессарабии было: православных, считая со старообрядцами (последних 11,2%) - 84,4%; евреев - 11,6%; протестантов - 2,9%; католиков - 0,95%. В городах Бессарабии по вероисповеданию население распределяется следующим образом: православных и старообрядцев - 58,9%; евреев - 37,4%; католиков - 2,5%; протестантов - 0,6%.
Всего в Бессарабии было 3588 населенных пунктов, из них 12 городов. В городах проживало 412 тысяч человек или 15,3% всего населения губернии, примерно столько же, сколько в среднем во всей Европейской России (14,7%).
В 1854 году на Бессарабскую область было распространено общее учреждение губернских управлений, а в 1873 году область переименована в губернию. В середине 1870-х гг. в Бессарабии возникли первые народнические кружки, ими руководили Н. Кодряну, Ф. Дениш, Д. Фрунзе. Многие молдаване (В. Варзар, Л. Дическул, З. Ралли (Арборе) и др.) были участниками общероссийского народнического движения.
После февральской революции в России в 1917 году, в Бессарабии возникла краевая самодеятельная организация, которая создала потом свое собственное правительство, «Сфатул Цэрий» – местный парламент. Это правительство, добивалось автономии этой молдавской области. 2 декабря 1917 года была провозглашена Молдавская Демократическая Республика. 5 января 1918 года при одобрении стран Антанты, две румынские дивизии вошли в пределы Бессарабии и, под предлогом обеспечения гуманитарного порядка и источников снабжения армии, заняли ее. Парламент Молдавской Демократической Республики – Сфатул Цэрий 24 января 1918 года провозгласил независимость МДР. 9 марта 1918 года в Одессе премьером Румынии генералом Авереску и представителями РСФСР был подписан договор, по которому Румыния обязывалась вывести в 2-месячный срок из Бессарабии свои войска. Однако 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий высказался за объединение с Румынией и принял «Торжественное постановление о присоединении Бессарабской республики к Румынскому королевству». Присоединение Бессарабии к Румынии поддержала Германия, с которой Румыния в 1916-1917 гг. вела военные действия в союзе с Россией, но с которой с декабря 1917 года Румыния стала вести сепаратные переговоры о мире. В феврале-марте 1918 года Германия оккупировала территорию Украины. 7 мая 1918 года в Бухаресте был заключен сепаратный мир между Румынией и странами австро-германского блока, по которому Румыния становилась союзницей Центральных государств, обязывалась оказывать им всяческую помощь в войне, а в оплату получала право на Бессарабию. Но уже в ноябре 1918 года Румыния снова становится союзником Антанты и на переговорах в Версале оказывается в числе стран-победителей. 28 октября 1920 года в Париже на международной конференции посвящённой послевоенному устройству Европы был подписан договор между Великобританией, Францией, Италией, Японией и Румынией, согласно которому был признан суверенитет Румынии над территорией Бессарабии. Советские республики России и Украины отказались признать этот договор. США также возражали против присоединения Бессарабии к Румынии.
Бессарабия была одной из самых отсталых провинцией Румынии. В целях борьбы с коммунистическим движением, а также проявлениями социального недовольства край был выделен в Румынском королевстве на особое положение и в октябре 1922 года введен институт бессарабского генерал-губернаторства. Экономические кризисы 20-х, 30-х гг. особенно сильно били по крестьянскому населению, что провоцировало антисемитские выступления в Бессарабии, где проживало значительное число евреев. Бессарабия была одним из регионов активной деятельности националистических партий Румынии, таких как Лига национально-христианской защиты (ЛАНЦ), Легион Михаила Архангела и др.
23 августа 1939 года был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к нему в п.3 было указано: «Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».
Учитывая, что Франция в ходе боёв разгромлена немецкими дивизиями, а Германия заявила о своей незаинтересованности в Бессарабии, 26 июня 1940 года Советское Правительство направило ультимативную ноту Румынскому правительству с требованием возвратить Бессарабию и передать Северную Буковину. Румынское правительство вынуждено было согласиться. 30 июня вся территория Бессарабии была взята под контроль Красной Армией. Граница Советского союза прошла по реке Прут. 2 августа 1940 года VII сессия Верховного Совета СССР принимает закон об образовании Молдавской Советской Социалистической Республики и включении ее в состав СССР. Эта республика была создана из шести уездов бывшей Бессарабии – Бельцкого, Бендерского, Кагульского, Кишиневского, Оргеевского и Сорокского – и шести уездов бывшей МАССР – Григориопольского, Дубоссарского, Каменского, Рыбницкого, Слободзейского, Тираспольского. Столицей МССР стал город Кишинев. Южная часть бессарабской губернии (бывший Измаильский и Аккерманский уезды), и Буковина (Хотинский уезд) отошли к Украине, так же как и 8 районов упразднённой МАССР.
Во время Второй мировой войны, в 1941-1944 гг. территория МССР была занята румынскими войсками.
В течение 1950-х гг. в Молдову приехало много российских преподавателей, докторов, инженеров. Латинский алфавит был изменен на кириллицу. Страна сделала серьёзные поступательные шаги в социально-экономическом и культурном отношении.
В тоже время в 1940-1950 гг. в период репрессий из Бессарабии были высланы, по некоторым данным, сотни тысяч человек, а в 1946-1947 годах, в результате неурожая и голода на территории восточной Европы, в Бессарабии умерло несколько десятков тысяч человек.
В 60-е и особенно 70-е гг. бюджет МССР получал серьёзные дотации из союзного бюджета и по линии отраслевых союзных министерств. Если в 50-х гг. МССР занимала последнее место по величине республиканского бюджета, то когда Генеральным секретарём ЦК КПСС был Л.И. Брежнев, она опередила шесть союзных республик. В 1970 году было принято специальное постановление СОВМИНа СССР по финансированию благоустройства г. Кишинёв. Благодаря вложениям в молдавский агропромышленный комплекс и благоприятным природно-климатическим условиям при территории в 0,2% СССР, в Молдавии производилось 2,5% всей сельскохозяйственной продукции страны. Помимо традиционного для Молдавии аграрного сектора и пищевой промышленности в 60-70 гг. ХХ века начали развиваться такие отрасли как машиностроение, электрическая, химическая промышленность и строительство. При этом особенно активно они создавались на левобережье Днестра, что привело к появлению в Приднестровье, ставшим своего рода «советским Руром», большого количества высококвалифицированных трудовых мигрантов из России и Украины.
В 60-е и 70-е гг. при первом секретаре ЦК Компартии Молдовы И. И. Бодюла осуществлялась целенаправленная политика «коренизации» партийного аппарата КПМ. В результате к 1990 г. молдаване, составляя 65,4% населения и 48,1% членов партии, занимали 80% постов секретарей ЦК КПМ, 70% секретарей городских и районных комитетов партии, 74% - председателей местных советов.
30 марта 1989 года Президиум Верховного Совета МССР вынес на всенародное обсуждение законопроекты «О статусе государственного языка МССР» и «О функционировании языков на территории МССР». В мае 1989 года был создан Народный Фронт, который исходил из существования двух румынских государств и требовал официально переименовать Молдавию в «Румынскую Республику Молдова». Президиум Верховного Совета МССР 19 августа одобрил проекты законов, не смотря на массовое забастовочного движение протеста. 31 августа 1989 года были приняты законы «О возврате молдавскому языку латинской графики» и «О статусе государственного языка МССР». На следующий день был принят закон «О функционировании языков на территории МССР».
В новое время научная дискуссия по истории Румынии и Молдовы приобрела во многом политический и идеологический характер. Официальный Бухарест до настоящего времени предлагает Молдове вернуться к проекту базового документа, который разрабатывал в 1996 году бывший министр иностранных дел А. Нэстасе. Данный документ предусматривает план поэтапного объединения РМ и Румынии на «основе общности языка, истории и культуры». После неоднократной смены власти в стране Бухарест так и не отказался от термина «два румынских государства».
В исторической науке, особенно в последние годы, выделяются два направления – «румынизм» и «молдовенизм».
С точки зрения румынистов в древности существовало два родственных народа – геты и даки. Геты — жители гор, даки — жители равнин. Объединяла их общая принадлежность к большой северо-дунайской фракийской семье и расселение на территории древней Дакии. Важнейшим условием формирования румынской нации, которая включает в себя современных молдован и румын, стала их романизация в первых веках нашей эры. При этом контакты со славянами со стороны румынских историков оцениваются негативно и их значение преуменьшается. Княжество Валахия и княжество Молдова трактуются как два румынских государства периода феодальной раздробленности. Перед угрозой порабощения, нависших над каждой из них и над всеми в равной степени со стороны великих держав, княжества стали проявлять тенденции к объединению. Эта угроза возросла после того, как Австрия аннексировала Буковину, а Россия выдвинулась в Бессарабию. По мнению румынских историков, после присоединения Бессарабии последовательно осуществлялась русификация румын междуречья Днестра и Прута до такой степени, чтобы никто из них не помнил своего латинского происхождения.
Особенно принципиальным для румынистов считается вопрос о тождестве молдавского и румынского языков. Румынский академик М. Чимпой утверждал, что поддержкой понятия «молдавский язык» преследуется цель категорического отказа от румынской государственности Республики Молдова и непризнание существования единого культурного румынского пространства. Румынский поэт и академик Гр. Виеру заявил, что молдавский язык становится своеобразной 15-й армией и оружием оккупации. Участники различных научных симпозиумов по вопросам румынского языка и литературы в Бессарабии единодушны в утверждении, что язык, на котором говорят в пределах Республики Молдова, не может считаться отличным от румынского языка, на котором говорят в Румынии. Они приводят аргументы, согласно которым варианты диалектов румынского языка не имеют существенных различий. Президент Румынской академии Ионел Хайдук высказал мнение, что, с научной точки зрения, подход к проблеме языка лишь в территориальных рамках страны является контрпродуктивным.
С точки зрения молдовенистов, государственность Молдовы имеет самостоятельный характер. Она возникла с XIV в. и просуществовала до 1859 года, когда часть Молдавского Княжества объединилась с Румынским государством (Валахией) и с течением времени потеряла свою идентичность. По их мнению, осуществляется атака на национальную историю молдаван со стороны политико-научных, информационно-пропагандистских румынских кругов. С этой целью разрушается национально-государственное сознание молдаван, его основные составляющие компоненты: название языка - молдавский язык, этноним (название нации) - молдоване, название государства - Молдова, Республика Молдова. Как пишут молдавские историки, «это - политическая подоплека "великой румынской битвы" против фундаментальной триады молдавского народа и молдавской государственности: молдавский язык - молдаване - молдавское государство». С точки зрения молдовенистов, существует специфическое молдавское культурное наследие, со своей идейной направленностью, концепциями, содержанием и художественным уровнем. Именно в Молдове были написаны уже в XV веке молдавско-славянские летописи, заложившие основу молдавской историографии, наметившие естественным образом особый путь письменной истории Молдовы. Имеются 12 летописных историй Молдовы XIV–XVI вв., которые составляют основу молдавской культурной традиции. Одновременно с образованием двух отдельных государств в XIV веке (Валахии и Молдовы), - замечают молдавские исследователи, появились понятия мунтян и молдован. С тех пор возникло и сохраняется этническое сознание до наших дней. Со времени присоединения во второй половины XIX в. западной Молдовы к Мунтении (Валахии) и провозглашения Румынского государства на исторической территории Молдовы от Прута до Карпат не удается термину «румын» перевести на второстепенный план этноним «молдован». И в современной Румынии ситуация для развития молдавской культуры ещё не исправлена.
Со своей стороны отметим, что с разных позиций оценивая многие исторические события, в вопросе об исторических правах на Южную Бессарабию и Северную Буковину румынисты и молдовенисты едины, считая их соответственно румынскими или молдавскими.
В новое время научная дискуссия по истории Румынии и Молдовы приобрела во многом политический и идеологический характер. Так 27 августа 1991 г. в речи президента Мирчи Снегура на чрезвычайном заседании парламента по случаю провозглашения независимости РМ было сказано: «Кремлевский фарс 2 августа 1940 года с образованием Молдавской ССР был полностью лишен юридических оснований и является бессовестным попранием воли народа. Эпоха социализма началась для молдаван захватом территорий, организованным голодом, насильственной коллективизацией, а ложь, демагогия, двойные стандарты подорвали национальные ценности. Стимулировались процессы ассимиляции, направляемой миграции, преследовавшие цели национального и демографического изменения на этих землях... Провозглашение независимости стало настоятельной потребностью. Пришло время восстановить справедливость и для нашего народа. Чтобы глубже осознать все преимущества провозглашения государственной независимости, необходимо вспомнить об антинациональном давлении, которому мы подвергались, как народ, в условиях постоянного пребывания в сфере имперских интересов».
В геополитическом отношении до 2002 года внешняя политика Молдовы имела определённую двойственность. Так президент РМ Петр Лучинский, подчёркивал, что «для нас Европа, это не только Германия и Франция, но и Украина и Россия», а ПКРМ шла на выборы в 2001 г. под лозунгами: рассмотреть вопрос о присоединении Молдовы к союзному государству России и Белоруссии и придания русскому языку статуса второго государственного языка.
Однако с февраля 2002 года было однозначно заявлено, что Молдова видит своё будущее в объединённой Европе. В современную внешнеполитическую доктрину Молдовы входят такие позиции, как: разрешение приднестровской проблемы на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова; вывод войск и вооружения Российской Федерации с территории РМ; внедрение Индивидуального плана Действий партнерства Республика Молдова – НАТО (IPAP); европейская интеграция в качестве абсолютного приоритета для внешней политики РМ, в том числе через развитие двусторонних отношений со странами членами ЕС - Германией, Францией, Италией, Голландией, Великобританией, Польшей, прибалтийскими странами, Чехией и др.; и, естественно, приоритетные отношения с США.
В то же время интерес к России для политического руководства Молдовы объясняется тем обстоятельством, что по переписи 2004 года 1/6 населения Молдавии считают себя русскими. За рубежом трудится около 350 тысяч граждан, переводы которых в совокупности составляют трети ВВП Молдовы. Из них свыше 100 тыс. чел. работают в России.
В настоящее время совокупное представительство национальных меньшинств, за исключением гагаузов, добившихся административно-территориальной автономии, в аппарате министерств и ведомств, а также в органах самоуправления Кишинёва и абсолютного большинства районов страны, в 4-5 раз уступают их доле среди населения. Практически моноэтническими по своему составу являются аппараты МИД, МВД, МО, СИБ, судов, прокуратуры, министерств образования, культуры, здравоохранения и т.д.
Литература:
1. История Румынии. Под ред. Поп И.А., Болован И. М., 2005.
2. История республики Молдова с древнейших времён до настоящего времени. – Кишинёв, 2002.
3. Ожог И.А., Шаров И.М. Краткий курс лекций по истории румын. – Кишинёв 1997
4. Стати В.Н. История Молдовы. Кишинев, 2003.
5. Берг Л.С. «Бессарабия: страна, люди, хозяйство» Кишинев, 1993.
6. Васильченко А. Между дуче и Гитлером. – М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Яуза, 2004.
7. Стати В.Н. Национальная идентичность молдаван с точки зрения полиэтнического состояния юго-востока Европы // Приднестровье в геополитической системе координат ХXI века: Научн. изд. – ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
8. Независимость Республики Молдова в фактах, заявлениях президентов и статистических данных http://www.regnum.ru/news/district-abroad/moldova/699496.html
9. МССР, которую мы потеряли http://comunist.md/ru/?p=1512
- и др.
Виталий Журавлёв
Институт Русского зарубежья, Москва