О предстоящей конференции «Что хотят русские Молдовы?»
Русский мир Молдавии
Какие же цели у организаторов нашей конференции? И почему данная конференция носит несколько вызывающее название?
В мае 2013 года в Кишиневе пройдет конференция «Что хотят русские Молдовы?». Организатором выступит Информационно-аналитический портал ava.md совместно с партнерами с Молдовы и России.
Конференции не будет присуща излишняя помпезность, которой так богаты мероприятия подобного рода. На это, если честно, нет времени, нет сил. У каждого уже давно сложилось стойкое мнение о том, что чем громче кричат о патриотизме, объединении, социальном протесте, то тем меньше следует ожидать каких-либо конкретных результатов. Цели и намерения организаторов таких мероприятий – размыты, а часто все заканчивается вялой и унылой беседой на общие темы.
Какие же цели у организаторов нашей конференции? И почему данная конференция носит несколько вызывающее название?
Начну со второго вопроса.
Уважаемые господа, после величайшей трагедии распада СССР, а это была страшная трагедия для сотен тысяч людей, постсоветское пространство и по сей день несет огромные, колоссальные убытки.
Я говорю не только о тотальной нищете на фоне разжиревших олигархов, но и о прогрессирующей нищете духовной, нищете культурной, нищете нравственной. На фоне стран с меньшим уровнем природных богатств мы выглядим бедняками, а наша моральная и гражданская составляющая оставляет желать лучшего – а ведь у нас была лучшая педагогическая и научная школа.
Почему так происходит? И почему постсоветские страны, получив столь долгожданную свободу, все больше и больше теряют исторический облик, попав в кабалу к личностям с убеждениями сомнительно происхождения?
Мы разделили Советский Союз. Мы начали делить народы. Свои и чужие. Титульные и «понаехавшие». Это коснулось всех стран СНГ. Неотъемлемым признаком независимости являлось суждение о том, что в каждом государстве лишь один язык имеет право на существование – язык коренного населения страны. А ведь каждое государство многонационально, более того, каждое государство - исторически многонационально. Это означает следующее: Кишинев строили и молдаване, и русские, и украинцы, и гагаузы, и многие другие национальности.
После эпохи распада Союза началась эпоха массовой миграции. За период с 1991 по 2001 гг. гражданство Российской Федерации получили миллионы людей. Миллионы. Я затрудняюсь назвать точную цифру, как и не назову точное количество людей, получивших гражданство США, Германии, и др. стран мира. Из стран СНГ, под лозунги «Чемодан, Вокзал, Россия!», произошел массовый отток населения. Это была бесконтрольная миграция, это было бегство. Многие родились в этих странах и покидали свою Родину. Можно понять цели мигрантов: когда ты теряешь возможность пользоваться своим языком и культурой, то тебя тянет вернуться на земли предков.
Русский язык служил и служит средством межнационального общения – со стороны радикально настроенных политиков «новых и независимых государств» была допущена страшная ошибка. Произошла попытка разобщения народов. Тех народов, что строили государство.
Русский язык и русская культура вне закона. «Не говори со мной по-русски», «Разговаривайте на государственном языке», «Тут вам не Россия» - знакомые, наверное, каждому фразы. После эмиграции населения (некоторые занимали важнейшие посты, представляли для страны огромную важность), независимые государства были элементарно разворованы: материально и культурно.
В РФ после ужесточения миграционных законов появилась новая народность - гастарбайтеры. Это люди, приехавшие на заработки в Россию из стран СНГ, люди, живущие порой на положении скота, рабов, отверженных. По России прокатилась массовая волна острейшей ксенофобии к приезжим. Российский паспорт стал предметом вожделения для сотен тысяч людей, у ворот ФМС происходили самые настоящие человеческие трагедии. Рушились и рушатся семьи.
В результате вынужденного решения правительства РФ о внесении изменений в закон о гражданстве, миллионы потомков коренных жителей России стали невозвращенцами, ассимилянтами. Следует признать факт того, что миграционные законы РФ с каждым днем совершенствуются и становятся все более и более либеральными, менее суровыми.
Но как медленно и трудно всё происходит! Уже остро стоит вопрос о том, что крупнейшие города России не обойдутся без помощи гастарбайтеров. В Таджикистане и в Узбекистане, да и в Молдове, люди связаны с суровой необходимостью жить вдали от родных и близких.
Русский мир. Это незримый океан; океан, объединяющий множество стран и народов в одно целое – в пространство, где люди любой национальности и веры могут общаться между собою по-русски. Русский мир – это наследие. Не понимать это, противится этому, означает совершать огромную ошибку, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям. Уже привела.
Правительства стран СНГ вели острую радикальную политику по отношению к Русскому миру, страны становились замкнутыми системами, теряя людской ресурс, материальные и культурные богатства. Процесс продолжается.
Если человек чувствует себя неотъемлемой частью Русского мира – это русский человек. Подождите возмущаться. Приведу речь хорошо известного всем политика:
" Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаемся единым народом. Вспоминаю одну из своих встреч с ветеранами. Там были люди разных национальностей: и татары, и украинцы, и грузины, и русские, разумеется. Один из ветеранов, не русский человек по национальности, сказал: «Для всего мира мы один народ, мы русские». Так было и во время войны, так было всегда". Владимир Путин
Думаю, эти слова имеют право на существование. Правда, совсем иное мнение высказывают политики-русофобы. Русский мир и русская культура ассоциируется у них с кровавым тоталитарным режимом, без которого родная страна давно бы уже была страной европейского уровня. Но, господа, у вас было время доказать обратное. Вместо этого вы сделали невообразимое количество людей скитальцами, отняв у них не только надежду на скорое счастливое будущее, но и самое дорогое, что может быть у человека – его прошлое.
Быть частью русского мира, быть русским человеком, восторгаться русской культурой, говорить на том языке, к которому зовет тебя душа и разум – неотъемлемое право.
Право быть русским и не стыдиться этого. Не русскоязычным – человеком, говорящим на русском языке только потому, что так сложились обстоятельства (практически большая часть постсоветского пространства - русскоязычные), а русским – человеком, который уверенно говорит: - Это мой язык, это моя культура.
В эпоху прогрессирующей русофобии именно Русский мир удерживает многие страны СНГ от окончательного саморазрушения – как раствор, скрепляющий нации.
Поэтому конференция и называется «Что хотят русские Молдовы?».
К участию в конференции приглашается не тот, кто разряженный в русские рубашки избивает таджиков, не те, кто кричат о том, что Молдова часть России и все должны говорить на русском языке, а те, кто понимает следующее: Молдова – это самостоятельное государство, русские люди являются частью Молдовы (как и гагаузы, украинцы, белорусы, родившиеся в Молдове), а значит – все должны уважать это государство, и государство (в лице своих представителей) должно уважать все этносы. Без исключения.
Даже тех, кто говорит: Я - часть Русского мира.
Какие цели у организаторов этой конференции?
Есть непонимание, сумбур в голове простого русскоязычного жителя Молдовы.
Житель недоумевает: вот прошел очередной Всемирный конгресс российских соотечественников, а пока на конгрессе гремели аплодисменты и докладчики утверждали о несомненной важности влияния Русского мира на постсоветское пространство, в Молдове закрылась очередная русская школа.
Русский человек, приехавший из Молдовы в РФ буквально к могилам своих предков, должен годами добиваться гражданства наравне с гражданами Зимбабве или Камбоджи.
Массовый исход граждан Молдовы в другие страны обусловлен многими причинами, но важнейшая из них – нарушение конституционных прав человека. Право на семью – ее просто нечем кормить, право на культурное и духовное развитие – в нынешнем состоянии культура не может обеспечить потребности граждан, культура ограничена политизированными рамками, нет необходимого материального обеспечения. Право на сытую старость (пусть не обеспеченную, но сытую) – мы даже не верим что такое возможно.
«Есть контора. В ней сидит человек». Фердинанд Соссюр употреблял термин «парадигма» для обозначения элементов, имеющих схожие свойства (в лингвистике). Если взять какую-либо страну СНГ, мы можем убедиться в том, что есть в стране и русские общины, и русские организации, занимающиеся российскими соотечественниками. Русские комитеты по важным делам. А вот публиковаться на русском языке негде. Не совсем негде, но, …увы, практически негде. И на местных телевизионных каналах время трансляции новостей о событиях Русского мира строго ограничено в бесконечно малом объеме. А иногда существуют две организации, две русские общины, которые находятся в состоянии войны между собой. И такое встречается. Это характерно для всего постсоветского пространства. Это грустная часть современной парадигмы Русского мира.
Есть несомненная важность создания портала «Русские в Молдове». Это должен быть портал, являющийся прямым мостом между Россией и Молдовой, объединяющий всех русскоязычных граждан Молдовы, все организации российских соотечественников Молдовы. Такие порталы существуют на Украине, в Казахстане, в Эстонии, и во многих других странах.
Российские соотечественники (русские, русскоязычные) – это достаточно большое количество людей, находящихся в сложном положении между двумя государствами. Между Россией и между страной своего проживания. Не хочется быть ассимиляционным материалом, быть «мягкой силой», но и по Госпрограмме в определенное место ехать нет желания – пропадает ощущение свободы. Разумеется, данное положение служит поводом для бесконечных нареканий в сторону властей России (в первую очередь) и в сторону властей своей страны – не даете, не обеспечиваете. Сложившуюся ситуацию в ближайшее время никто не решит быстро и ловко, а вот некая консолидация мнений для апелляции к соответствующим инстанциям будет несомненным благом. Требования и просьбы нужно высказывать дружно, согласованно. Четко обрисовывать сложившуюся ситуацию с Русским миром Молдовы. При всей волне негодований, я очень мало видел (к сожалению) официальных документов от русских общин СНГ с обращениями к главам государств, к российским комитетам по делам соотечественников. Значит, либо нет существенных проблем, либо нет консолидации соотечественников для мониторинга проблем. Либо люди заняты не своим делом.
Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, отметил:
«Мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб... всему народу и тому этносу, интересами которых, якобы, и озабочены националисты./…/ Какие бы громкие слова они не произносили, они тянут нас к общественной деградации, тянут страну к распаду».
Эти слова относятся к России, но как они актуальны и для Молдовы. Мало кто из современных политиков Молдовы подчеркивал ценность этнических диаспор Молдовы или прямо говорил о том, что Молдова – это самостоятельное многонациональное государство, где культура каждой национальности является достоянием республики. Нет, в интересах нации нас тянули войти в состав Румынии, войти в Евросоюз (который и без нас штормит). В чем же декларированная независимость, простите? В Молдове есть русские писатели, русские школы, русские люди. Что будет с ними завтра?
И что они сами хотят? Что хотят русские Молдовы?
Узнать все это, прояснить существующую ситуацию, грамотно изложить мнения, вопросы, требования представителей Русского мира Молдовы – вот основная цель и задача организаторов конференции.
Мы приглашаем всех тех, кто неравнодушен к судьбе Русского мира Молдовы, представителей русских общин, директоров русских школ, научных деятелей, экономистов, историков, писателей и журналистов, пишущих на русском языке, русскоязычных граждан Молдовы.
Лучшие доклады будут опубликованы на гонорарной основе в фонде «Русское Единство» и на официальных сайтах российских соотечественников.
Недавно получил письмо от кишиневского художника Валентина Маслова.
Он дал ссылку на короткометражный фильм, который снял с группой единомышленников. Фильм называется «Шум» и повествует о каждодневной утрате какой-то части привычного для нас мира. И о том, что пассивно наблюдая, мы ничего не решим. Все решат за нас.
Каждый из нас, в той или иной степени, пытается изменить мир вокруг себя к лучшему.
Данная конференция одна из таких попыток. Никто не гарантирует, что она увенчается успехом. Но, в любом случае, мы что-то делаем.