О русских «эфиопах» в Казахстане
Тест на «транспарентность»
За всю Одессу не скажу, но по отдельным моментам СМИшной жизни всё же стоит пару слов промолвить. Да и некоторые акценты расставить, иначе наступит полная дебилизация общественного сознания. И так у обывателя съезжает крыша от выморочной политической псевдополемики и бесконечных славословий по поводу «эпохального» события - предстоящей сходки, простите, саммита ОБСЕ в Астане.Тут вот недавно карагандинские правозащитники выступили с обращением к президенту Назарбаеву о введении национальных квот. Подвигло их вопиющее преобладание «казахского содержания» в органах государственной власти. Причём, мотивировали это они не проблемой статуса «нацменьшинств» (читай, русских - их как-никак около 4 млн набирается), а необходимостью борьбы с коррупцией.
Этот робкий демарш, облечённый в модную борьбу с пороками дикого капитализма, не остался без внимания общественности. Нашлись другие правозащитники, со смутной национальной и идеологической ориентацией, которые попытались дезавуировать этот посыл. К примеру, некий эксперт Злотников из организации с характерным названием «Transparency Kazakhstan» на сайте «Диалог» заявил следующее:
«Нужно волноваться о том, чтобы человек в госструктурах попал туда не по блату, не стал за одну ночь из лейтенанта генералом, а не какую нацию он представляет. У меня возникает вопрос: кто проводил исследования, и откуда взялись данные представительства определенной нации во власти? Есть хорошее правило – все подвергай сомнению, кроме того, сегодня казахов РК действительно больше, чем представителей всех наций вместе взятых, и соотношение выглядит закономерным. Как по мне, так если во власти находятся грамотные принципиальные специалисты, то пусть хоть 90% мест займет какая-то нация».
Респектабельный выискался в здешних степях космополит, с несмываемой печатью на челе…общечеловечности. Толерантный до зеркального блеска.
Забавно, что эта самая «Transparency» в одних случаях апеллирует, да что там - вопиёт к неукоснительному соблюдении норм и стандартов международного права, а тут неожиданный пассаж: а нам соблюдение прав нацменьшинств по барабану. Такая вот логика иезуитская у потребителей западных грантов. Впрочем, чему удивляться, верхнее чутьё у этих господ развито до совершенства.
Сомневающемуся «правозащитнику» настоятельно советую: взять в руки калькулятор и посчитать по телефонным справочникам для служебного пользования сколько в Казахстане «агашек»-госслужащих и сколько, к примеру, русских уборщиц. Глядишь, и реальная польза будет для траспарентности -прозрачности мутной казахстанской статистики, - потом ссылки давать можно.
Ещё хлеще по теме квот выступила казахстанская «Деловая Неделя», которая, по сути дела, сравнила коренное русское население с турками-мигрантами в Германии. Я здесь говорю именно о русских - самой большой и, подчёркиваю, государствообразующей нации Казахстана. Вот мол, Германия в лице фрау Меркель отказывается от мультикультурализма, а тут подавай им – нацменьшинствам, ёрничает автор редакционной статьи, советскую кадровую систему.
Расколотое сознание, точно. Это ж надо так не дружить с головой, чтобы русское население, более двух веков цивилизационно осваивающее казахские степи и положившее начало суверенности Казахстана, привязать к категории «эфиопов». А что касается советской национальной кадровой политики, то в национальных государствах СНГ альтернативы ей, увы, так и не было найдено. Ныне национальные элиты, варясь в замкнутом котле автохтонности, продуцируют кадры на основе непотизма, трайбализма и всеобъемлющей коррупции.
О результатах такой политики можно судить по состоянию науки, образования и медицины, а также по суммам долларового отката за «хлебные места». Лично я в больничку пойду только к старому «советскому кадру», чтобы новоиспечённые «отечественные кадры» не раздели до нитки и не залечили до смерти.
Ну а с теми-то, кто яйца кидал в русского кандидата в президенты – всё понятно. Клиника. Также и с другими, сочувствующими им. Тем не менее, не следует забывать, что в декабре 1987 г. именно казахскими националистами на территории СССР был запущен механизм силового противостояния властям на основе антирусской этнической компоненты. Причём, этот бунт не был спонтанным, а, как свидетельствуют некоторые факты, был заранее спланированной акцией некоей «третьей силы» внутри страны. И в этом смысле казахи могут дать фору «басмаческой» Киргизии, где отсутствует ярко выраженная антирусская доминанта.
Как говорится, ещё не вечер. Вопрос в том, кто и когда организует мамба-толпу и куда её направит, если вдруг действующий президент не сможет рулить? Характерно, что казахские национал-радикалы не успокаиваются, а ведут себя демонстративно вызывающе. К примеру, на вчерашней пресс-конференции в Алма-Ате одним из её участников было заявлено, что «неказах может иметь право быть президентом в нашей стране не ранее, чем через 400 лет».
«На вопрос о том, почему именно через 400 лет, а не ранее или позднее, он ответил, что после нашествия Ермака казахи были под пятой Российской империи именно 400 лет. Когда же участников пресс-конференции спросили, не противоречат ли подобные заявления казахстанской Конституции, они ответили, что «не надо путать теорию с практикой», сообщает Радио Азаттык.
Любопытное заявление, не правда ли? То есть «джина из бутылки» уже выпустили. И судя по всему, загонять его казахские власти обратно не спешат.
Между тем из уст председателя движения «Лад» Максима Крамаренко в статье «Председатель ОБСЕ и «Русский вопрос». Почти 100% «казахское содержание» в органах власти - это нонсенс» прозвучала точная оценка, как обстоят дела с правами и свободами нацменьшинств в республике. При этом лидер русского движения ссылался, в основном, на авторитетной мнение Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнута Воллебека. А оно однозначно, как тут не крути: казахская этнополитическая домината не даёт возможности нацменьшинствам реализовать своё политическое право на участие в управлении государством.
Что ещё можно к этому добавить? Как не изворачивайся и не интерпретируй, ситуация в этом вопросе имеет чёткие контуры. Говоря простым русским языком, Казахстан – нынешний председатель ОБСЕ в своей внутренней межнациональной политике демонстрирует все признаки этнократического государства. Соответственно, казахстанские нацменьшинства объективно поражены в правах, т.е. дискриминированы.
И пресловутая АНК (Ассамблея народа Казахстана) тут не при делах - дошлых западных прагматиков не обманешь. Вот и Воллебек говорит, Ассамблея – это хорошо, но вы, господа, реальное политическое представительство нацменьшинств как-то выстраивайте, хотя бы на уровне тех самых циферок, в которых сомневается «эксперт» из «Transparency Kazakhstan». Западу, по большому счёту, нужен «управляемый хаос» в ЦА, а не очередной киргизский бунт, когда надо уже осколки собирать. А это в условиях перманентно стремящегося к «молекулярному распаду» центрально-азиатского региона крайне затратно и труднопрогнозируемо.
Ясно, что вопрос представительства в Казахстане требует элементарных корректив, - хотя бы в интересах сколько-нибудь положительной динамики развития экономики, сохранения политической стабильности и устойчивости правящего режима. И надо полагать, чисто в казахской традиции, дальнейший поиск будет идти в области паллиативов и имиджевых моментов. Но делать всё равно что-то придётся - дискурс задан.
В заключение позволю себе привести небезынтересную цитату из публикации на сайте ИноСМИ.kz Там её автором Михаилом Бычковым была задана тема для обсуждения: «Может ли в действительности являющийся гражданином РК русский стать президентом Казахстана, если нет – то почему?!» Речь в ней идёт об инструментарии, с помощью которого обеспечиваются «этнические чистки» в Казахстане.
И вот что он пишет:
«…«Республика» в свою очередь, акцентирует внимание на мнении политолога Досыма Сатпаева, который не сомневается - политическое шоу (яйцеметание в русского кандидата в президенты – ред.) - заказ казахстанских властей».
При прочтении этой и других публикации на названную тему я окончательно убедился вот в чем: вся проблематичность казахского языка для представителей русско-славянского населения республики никак не связана с ее социальным аспектом. И, тем более, не с лингвистическим аспектом.
Законодательный государственный статус казахского языка казахской этнической политической элитой используется наиболее эффективным образом именно как рогатина для отодвигания и отсева наиболее конкурентоспособных выходцев из других этнокультурных групп при гласном и публичном распределении государственных должностей и портфелей, а также всех благ и привилегии, чья раздача осуществляется под патронажем государственной власти. Но при этом сам этот самый казахский элитный истеблишмент большей частью совершенно не обременяет себя любимого задачей освоения для них родного, а для страны государственного языка.
Фото: Русские переселенцы. С.М. Прокудин-Горский