logo

Хлебные крошки

Статьи

Фото из открытых источников
Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Сергей Кривопустов

О рыбах — и диверсантах

Второй день продолжается трагическая история с заходом украинских боевиков в приграничные села Белгородской области. Как выяснилось, основным союзником в работе террористов стали… рыбы. Вернее, рыбки. Не настоящие, метафорические – те, на которые ссылаются, когда говорят о краткосрочности чьей-либо памяти: имеем ввиду «Память, как у рыбки».

Расчет, по крайней мере, в этой акции украинских нацистов именно такой: сразу после освобождения Артемовска, то есть «зрады», нужно срочно обеспечить «перемогу», чтобы про «зраду» можно было сразу забыть – по-иному знаменитое Колесо Генотьбы работать не может; а без вращения в этом колесе доведенный до шизофренического состояния хомячок украинского общественного сознания жить уже не может.

Моментальный влив эндорфинов «перемоги» позволяет воспитать в человеке вожделенную для вожаков режима память, как у рыбки – тогда и горечь «зрады» быстро уходит в небытие.

Беда (для нас) в том, что постепенно к механизму этого колеса приучают и нас; поэтому информационная акция, очевидно, всколыхнула и российское общество, причем довольно сильно.

И с этим надо бороться.

Сама по себе вылазка, судя по оценкам аналитиков, помимо медийных целей, носит еще и отвлекающий характер: приковать внимание командования к ней с тем, чтобы оно пропустило удар на основном направлении. Но не нам судить о том, как действовали или будут действовать военные:

Вопрос уничтожения террористов лучше оставить компетентным структурам, нам важно уничтожать влияние террористов на наши мозги.

Нельзя не отметить, с какой растерянностью и спесью освещала события в Белгородской области российская медиасфера – от официальных СМИ до неофициальных телеграм-каналов. Информация по происходящему обновлялась каждые минут пять, одно сообщение на одном и том же источнике могло противоречить другому, а дополнительного хаоса вносила публикация видеороликов без какой-либо верификации, относится ли он к текущим событиям или нет.

Масла в огонь подливали вбросы ЦИПСО, внезапно возникшие «белгородские» каналы, в которых все подавалось под соусом «правды, о которых власти врут». Людям, активно следящим за новостями, усиленно били по голове медийным отбойным молотком, продавливая какую-то кашу из фактов, фейков, домыслов и непонятных образов.

Вполне закономерно, что у многих граждан в голове сформировалась апокалиптичная картина о том, что враг уже на подступах к областному центру, который тоже вот-вот падет, а дальше — прямой путь на Москву открыт… Хотя в реальности все события происходили в пятикилометровой приграничной полосе.

Ни в коем случае не пытаемся приуменьшить масштаб трагедии, но даже сейчас обо всем происходящем до конца судить невозможно: там ведется работа. Что могло быть понятно вчера днем спустя 15 минут после начала столкновения?

Современный тип потребления медиаконтента, скажем прямо, очень специфичен и едва ли адекватен.

Моментальное распространение информации не привело ни к повышению образованности, ни к достижению ранее невозможных высот в аналитике данных обывателем, но зато вполне конкретно поощрило стремление давать простые ответы на сложные вопросы, упростило манипуляции общественным сознанием и отучило размышлять над информацией. «Не рефлексируйте – распространяйте», — помните был такой девиз у так называемых российских оппозиционеров?

Особенности современного медиапотребления серьезно изучаются социологами, корпорации тратят миллиарды на то, чтобы разобрать, как люди распоряжаются информацией в своих смартфонах, чтобы эффективнее забросить им в головы свои смыслы, свои товары или услуги, которые им-то и не нужны вовсе.

И конечно, с этим нужно что-то делать, это естественно нужно как-то менять.

Государство должно держать этот вопрос на серьезном контроле и проводить трансформацию медиапространства внутри страны, поощряя глубокое и вдумчивое погружение в материал.

Но, как и в случае с боевыми действиями, не нам тут умничать и указывать кому, что и как делать.

Все, что можем сделать мы, это указать на несколько маркеров, которые могут несколько облегчить потребителям информации навигацию в водах современной подачи информации.

Первое, оно же главное, — обращать внимание на эмоциональную подачу информации: если текст, видеоролик, звуковая запись давит на какую угодно эмоцию вроде радости, жалости, злости – значит, это манипуляция. Если нет возможности узнать, кто манипулирует и с какой целью, лучше сразу отказаться от того, чтобы брать информацию в расчет.

Второе – информации нужно дать отстояться. Если нет объективной необходимости в сиюминутной осведомленности о ситуации, то чтение новостей по теме лучше отложить на какое-то время: от нескольких часов до даже нескольких дней. Так получится избежать очень многих информационных ловушек и не попасться на крючок эмоционального манипулирования.

В противном случае в голове оседает ровно такая картина, какую едко подметили аналитики: «Зашла рота пехоты численностью до батальона в количестве 20 человек, из которых 40 ликвидированы, остальные взяты в плен».

Третье – обращаться к контексту. По-хорошему, это журналистская работа, и делать ее должен каждый работник СМИ – сопровождать любое сообщение ссылками на предыдущие события, описывающие контекст. Увы, эта работа выполняется далеко не всегда, поэтому заботиться о себе приходится самим: хотя бы пять минут, проведенных в поисковике с запросами по теме, может существенно облегчить восприятие сиюминутной информации.

Четвертое – не влезать в разборки и комментарии. Основное место, где пасутся вражеские боты и агенты влияния, — это пользовательские комментарии; но даже без работы центров психологических операций противника панику сеют и уже поддавшиеся под их влияние граждане, заражая всех вокруг.

Пятое – не верьте глазам. Фото/видеоматериалы, особенно в моменте — основная ловушка для того, чтобы зацепить неподготовленных граждан. Картинка легко подделывается, монтируется, обрезается и так далее.

Повторимся, как только ВСУ будут готовы начать свое анонсированное контрнаступление на стратегических участках, так сразу эфир заполонит гигантское количество вбросов и панических слухов. И тут зависит от нас, как мы сможем этому сопротивляться.

В конце концов, каждый раз, когда гражданин России не начинает кататься в Колесе Генотьбы, не срывается в эмоции и панику – это наша маленькая победа и вражеское поражение.

Главный союзник диверсанта – это рыбка.

Крымское Эхо

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie