logo

Хлебные крошки

Статьи

Самоорганизация русских общин
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Антон Белов, Ташкент

О судьбах русской общины

в Узбекистане

В столичном отеле «Пойтахт» закончилась отчетно-выборная конференция Русского культурного центра (РКЦ). Делегаты со всех уголков Узбекистана подводили итоги за последние три года. Как утверждала Светлана Герасимова, председатель правления, выступившая с докладом, сдвиги к лучшему за минувшее время налицо. Главное - удалось расширить сеть культурных центров. Новые очаги русской культуры вспыхнули в Фергане, Янгиюле, Сырдарье, Джизаке, Хотя и до сих пор остаются «белые пятна», как, например, Хорезм.

Осталась позади полоса откровенной бедности РКЦ. Благодаря помощи посольства РФ в Узбекистане в офисах на местах появились компьютеры, факсы, ксероксы, телевизоры, приличная мебель. Все ощутимей поддержка российских компаний, пришедших в республику. Это Балтимор, Лукойл, Зарубежнефтегаз, другие. Активно сотрудничают с диаспорой правительство Москвы, ряд российских фондов, ориентированных на соотечественников. Отсюда и рост бюджета РКЦ - с 5 в 2002 году до нынешних 25 тысяч долларов. Тоже не густо, нужно раз в десять больше, но дышать стало легче.

Русский культурный центр за последние годы превратился в главного оператора гуманитарной помощи, поступающей из России. Его активисты участвуют в распределении школьных учебников, берут на себя поездки учителей-русистов на переподготовку в Омск, проведение образовательных семинаров, конференций, конкурсов, организуют отдых, лечение пенсионеров и инвалидов. К слову, более 700 ветеранов поправили свое здоровье в санаториях Узбекистана, часть из них были прооперированны в лучших клиниках Москвы.

По словам Светланы Герасимовой, хронической бедой центров на местах остается иждивенчество, неумение заработать себе на жизнь. Все сидят и ждут доброго спонсора. Других проблем в докладе лидера РКЦ практически поднято не было. На практике их - хоть отбавляй.

Так, острейшего вопроса миграции русских коснулся директор ташкентского авиационного завода Вадим Кучеров. Он убежден, что творческие силы диаспоры все больше востребованы узбекской экономикой, становящейся на ноги. Как остановить людей, уезжающих зачастую в никуда? Только их объединением, учебой, приобщением к современным специальностям, дает совет опытный хозяйственник.

Стремительное старение общины, отражается и на самом РКЦ. Среди делегатов конференции, а значит и среди лидеров организации, люди все больше пожилые, молодые лица - редкость. Многие программы РКЦ не задевают молодежь, либо носят разовый характер. Провели, скажем, конкурс, отчитались и на этом успокоились. Правда, в РКЦ появилась Молодежная секция. В ней, как утверждается, уже около ста человек, что, конечно, несерьезно для миллионной диаспоры. Весьма комично и название этого объединение - «Русска». На вопрос, что это означает, 19-летняя студентка Мария Репнина, которой поручили руководить секцией, заявила, что это новое слово, типа «Вольво», которого прежде не было в шведском языке. При чем тут скандинавы...

Понятно, многие болячки РКЦ от бедности. До сих пор у него нет своего здания, приходится ютиться в нескольких комнатах, где особо не развернешься. Совсем плохо с информационной работой. На всю огромную общину - скромный по формату, тиражу и содержанию бюллетень, выпускаемый раз в месяц. Ни своей газеты, ни радио, ни ТВ. И все как-то притерпелись, смирились, не желая «высовываться», портить отношения. Хотя известно, что под лежачий камень вода не течет.

И последняя красноречивая деталь. На конференцию, проходившую в центре Ташкента, в двух шагах от Дома журналистов, «забыли» позвать прессу. Хотя речь шла о судьбе самой большой русской диаспоры в Средней Азии.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie