О творчестве Владимира Яковлева
Почти слепому русскому художнику удалось создать удивительный и индивидуальный образ искусства!
"Искусство – это средство преодоления смерти", – считал талантливый живописец и график, один из ярчайших представителей советского неофициального искусства 1950-1970 годов Владимир Игоревич Яковлев. Такое странное, казалось бы, высказывание мастера не случайно: в результате нервного срыва еще в юности будущего живописца поразило заболевание, оставившее ему всего пять процентов зрения, поэтому он впоследствии творил, работая практически вслепую. И все же, почти слепому русскому художнику удалось создать удивительный и индивидуальный образ искусства! "Художник пишет не потому, что видит, а для того, чтобы видеть; чтобы видеть больше зримого… Творчество Яковлева – дневник странствий души, ее плененной слепоты, страданий ее борьбы и ее освобождения – освобождения не от мира, но в мир", – напишет о нем впоследствии известный чешский искусствовед Индржих Халупецкий.К сожалению, широкое признание в России пришло к Владимиру Яковлеву после его кончины. Сегодня работы мастера находятся в крупнейших музеях и галереях России и за рубежом, в корпоративных и частных коллекциях. Не так давно Благотворительный Фонд Владимира Яковлева передал в дар Российскому Фонду культуры замечательное произведение этого самобытного и талантливого живописца – картину "Белый цветок на красном фоне". Произведение, которое ранее находилось в частном собрании, теперь будет постоянно экспонироваться на различных выставках и станет достоянием всех любителей живописи. Торжественное событие было приурочено к 70-летию со дня рождения Владимира Яковлева, отмечаемое в нынешнем году. Акт дарения состоялся благодаря содействию журнала "Русское искусство", открывшего юбилейный год мастера публикацией на страницах своего издания ряда статей о неизвестных произведениях художника.
"Цветы Яковлева – может быть, самое уникальное явление в истории искусства, органично сопоставляемое с подсолнухами Ван Гога, настурциями Матисса и ландышами Шагала. Цветы, не обозначенные ни в одной энциклопедии, цветы на синем, черном, голубом, охристом, изумрудном фоне; цветы с огромными листьями, цветы-бабочки, вот-вот готовые взлететь, цветы с необычайно солнечной сердцевиной, с мощным стеблем, пересекающем горизонт, как древо жизни, цветы-дети, и цветы-взрослые", – так писали о его творчестве искусствоведы.
Яковлев редко давал названия своим работам. "Выбирая эту картину, мы позволили себе назвать ее "Белый цветок на красном фоне". Это название не перечеркивает те художественные задачи, которые ставил перед собой мастер, а скорее подчеркивает знаковый характер этой работы в творчестве художника, – считает куратор выставочных проектов Фонда Владимира Яковлева Татьяна Николаевская. – Эта сильная и интенсивная работа способна "держать" любую экспозицию".
Картина "Белый цветок на красном фоне" была написана Владимиром Яковлевым в 1994 году, незадолго до его первой персональной выставки в одном из престижнейших залов Москвы – Государственной Третьяковской галерее. Этот вернисаж стал официальным признанием таланта художника, а через четыре года он умер от пневмонии и был похоронен на Хованском кладбище в Москве.
"Он всегда гордился тем, что является внуком известного русского живописца Михаила Николаевича Яковлева, входившего в "Союз русских художников, – вспоминает о своем друге председатель попечительского совета Благотворительного Фонда Владимира Яковлева – Николай Котрелев. – Я познакомился с Владимиром Яковлевым более 45 лет назад. Это был очень плодовитый и постоянно изумляющий своими творениями художник, который не мог делать ничего, кроме своих работ. Яковлев не был явным лидером в группе живописцев, но он был центром тяготения, вокруг которого вращалось много тогдашних художников. Мастера кисти тянулись к нему не потому, что были менее талантливыми, а потому что он был сильней и ярче: Яковлев умел на холсте сказать то, что хотели сказать они".
Сегодня, наверное, никто не может сказать точно, сколько работ оставил после себя этот выдающийся русский художник второй половины ХХ века, создавший индивидуальную образно-пластическую концепцию искусства символико-медитативного характера. Так сложилось, что множество живописных, графических и скульптурных работ еще при жизни мастера практически мгновенно разлетались в разные уголки земного шара. Признание за рубежом, а потом и в России породило множество заметок и статей по поводу неформального русского искусства, которое пропагандировал этот неутомимый труженик кисти. В настоящее время Благотворительный Фонд Владимира Яковлева бережно собирает все материалы не только о Владимире Яковлеве, но и всю информацию о произведениях его выдающегося деда.