logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Экономика
Европа

Сергей Мануков

Обанкротившаяся Европа

Старый Свет захлестнула волна банкротств

Старый Свет захлестнула волна банкротств. На континенте срочно меняют связанные с этим законы.

В Старом свете происходит беспрецедентная замена законов о несостоятельности
В Старом свете происходит беспрецедентная замена законов о несостоятельности

В связи с резким ростом числа банкротств в Старом Свете происходит беспрецедентная замена законов о несостоятельности. Европейским законодателям не приходится изобретать велосипед. У них имеется надежный маяк: 11-я глава Закона о банкротствах США.

Девятый вал

О том, насколько велико число банкротств в Европе, можно судить хотя бы по тому факту, что только в Италии в прошлом году признаны несостоятельными порядка 100 тыс. предприятий и фирм. Даже не волна, а девятый вал банкротств выявил главное уязвимое место европейских законов о несостоятельности: в большинстве случаев неспособность предприятий и фирм исполнять свои обязательства заканчивается их ликвидацией, а не реорганизацией и началом работы с чистого листа, как это чаще всего происходит за океаном.

Впрочем, в прошлом году лед наконец тронулся. Франция, Германия, Испания и Италия внесли изменения в свои законы о несостоятельности. Целью поправок является полная переориентация самой процедуры банкротств. Поправки и новые законы направлены на спасение компаний, а вместе с ними и драгоценных рабочих мест. Перемены в основном состоят в использовании разных средств из 11-й главы американского закона о банкротствах. Новое финансирование, навязывание реструктуризации долгов нежелающим кредиторам, свопы долговых обязательств на уставный капитал и другие меры могут открыть дверь новым инвесторам и помочь предприятиям выжить в трудные времена.

В Соединенных Штатах 11-я глава Закона о банкротствах стала важным подспорьем для компаний, пытающихся пережить кризис. Наиболее наглядно его сила и польза проявились в случаях с банкротствами автогигантов General Motors и Chrysler.

В Европе ситуация иная. Совсем недавно законы о несостоятельности были настолько жесткими, что предпринимателям, объявившим себя банкротами, иногда запрещали открывать новые компании или даже участвовать в выборах. В результате компании изо всех сил старались добиться реструктуризации долгов вне суда, что является очень сложной задачей, учитывая тяжелое состояние большинства европейских банков. В итоге европейские предприниматели боятся процедуры банкротства как огня.

«Для большей части Европы единственным способом реструктуризации было избежать процедуры банкротства, в то время как в США для этого необходимо обратиться к 11-й главе, — говорит Эндрю Шаттер, юрист, специализирующийся на реструктуризациях, из лондонской юридической компании Cleary Gottlieb Steen & Hamilton. — В США банкротство — это не такое страшное клеймо, как в Старом Свете». 

Лучше поздно, чем никогда

Сейчас европейцы энергично перенимают американский опыт и переносят акцент с ликвидации на реабилитацию.

В Италии, например, процедура банкротства во многих случаях длилась почти десятилетие, но давала мало. Согласно исследованию консалтинговой компании Cerved, кредиторы получали назад лишь около 14% своих денег, а более 90% компаний ликвидировались.

«По старому закону из банкротства выходили с переломанными костями», — образно объяснил ситуацию директор Cerved Джанандреа де Бернардис.

Осенью в итальянское законодательство о банкротствах внесены существенные изменения. Отныне компании могут обращаться в суд за защитой от кредиторов. В течение трех месяцев, которые отводит новый закон на рассмотрение таких просьб, предприниматели разрабатывают новые бизнес-планы и пытаются убедить кредиторов пойти на реструктуризацию долгов. Компания может также обратиться с просьбой о новом финансировании. Кредиторы, которые соглашаются дать новые кредиты, автоматически становятся «старшими», то есть в случае ликвидации компании они первыми получат свои деньги.

Наконец, новый закон требует от банков принимать решения до окончания срока действия защиты фирм-банкротов. Это очень существенная помощь для должников, учитывая, что на Апеннинах процесс реструктуризации долгов может затягиваться до года.

Результатом принятия нового закона стал огромный всплеск обращений банкротов в суды. Суд по банкротствам в Милане — крупнейший, кстати, на полуострове — получил за последние полгода более 200 заявлений, втрое больше их среднего уровня до вступления в силу нового закона в сентябре прошлого года.

Сделано много, но недостаточно

В Испании всю несостоятельность старых законов о банкротстве в условиях свободного падения испанской экономики показала процедура банкротства крупного агентства недвижимости и строительной фирмы Martinsa-Fadesa SA. Она началась еще в 2008 году, но только через два года компании удалось договориться с кредиторами о реструктуризации долгов.

Новый закон о банкротствах вступил в силу в прошлом году. В числе прочих изменений следует упомянуть навязывание реструктуризации долгов кредиторам, которые наотрез отказываются пересматривать сроки и условия их возврата. Подобного на Пиренеях еще не было.

Даже в странах с более здоровой, чем у Испании и Италии, экономикой — например, во Франции — законы о банкротстве слишком устарели и оказались бесполезными во времена кризиса. Ранее компании могли объявить себя банкротами лишь в том случае, если у них фактически заканчивались деньги. Сейчас они могут сделать это намного раньше. Уже в нынешнем году Париж узаконил новую ускоренную процедуру реструктуризации долгов для компаний, которые нуждаются в простом разделении долгов.

В прошлом году Германия значительно облегчила превращение долговых обязательств в уставный капитал и таким образом открыла двери для новых инвесторов. Если по старым законам компания была обязана передать управление администратору со стороны, то сейчас старая администрация может сохранять за собой руководство на время процесса передачи акций, как в США.

Изменения существенны, но немало специалистов считают, что принятых законов недостаточно. В Италии, например, многие компании, прибегающие к использованию нового закона, настолько слабы, что не в состоянии даже разработать убедительный план реструктуризации как бизнеса, так и долгов. В результате, по словам Филиппо Ламанны, председателя Миланского суда по банкротствам, более 50% компаний, обратившихся в суд за защитой от кредиторов, все равно в конце концов ликвидируются. Для таких компаний новый закон стал просто последней возможностью выиграть хоть какое-то время.

Материал опубликован на сайте «Эксперт-Казахстан»

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie