Охота продолжается
О новой стратегии Пентагона в борьбе с международным терроризмом
В начале зимы американский разведывательный беспилотный самолет типа "Predator" поднялся в небо с военной базы в Джибути и, находясь в воздушном пространстве Йемена, выпустил ракету "Hellfire". Целью оказалась автомашина, в которой находился один из лидеров "Аль-Каиды" Али Каид Зинян аль-Харити. Как позже стало известно из западных СМИ, на его след вышла совместная американо-йеменская спецгруппа. Приказ на уничтожение террориста был получен только тогда, когда транспортное средство находилось в пустыне, в месте абсолютно безлюдном.После уничтожения террористов представитель Белого Дома заявил, что Харити, находившийся в розыске по подозрению в причастности к подрыву американского фрегата "Коул", принадлежит к той группе террористов, которых президент Дж.Буш-младший объявил "чрезвычайно опасными" и приказал брать "живыми или мертвыми".
Уничтожение Харити дало американцам обильную пищу для размышлений. Один из высокопоставленных консультантов Пентагона заявил, что в результате операции были получены ценные данные. Так, машина Харити имела саудовские номерные знаки. Специалисты сделали вывод, что находящийся в поиске террорист практически беспрепятственно пересекал границу с Йеменом и в обратном направлении. От саудовцев Харити получал деньги. Между тем, последний прослушанный звонок – за один час до гибели – он сделал в Объединенные Арабские Эмираты(ОАЭ) – также вероятным спонсорам терроризма. ОАЭ, как известно, во всеуслышание заявили о своей поддержке США в борьбе с терроризмом. Однако на деле успешно совмещают эту роль с ролью опорной базы для мусульманских экстремистов.
Между тем, уничтожение Харити стало предметом широкой полемики в американском обществе. В течение десятилетий в Штатах отсутствовал "госзаказ" на ликвидацию неугодных лиц. По крайней мере, на государственном уровне существовало табу: в 1976 г. президент Дж.Форд особым президентским распоряжением запретил политическое убийство.
Однако в сентябре 2002 года американское правительство легализует преследование и физическое устранение отдельных членов "Аль-Каиды" без судебного рассмотрения. "Лицензия на убийство" обосновывается как правомочная, "вынужденная" акция в войне нового типа: против международных террористических организаций и "непредсказуемых государств". Юристы из Пентагона пришли к выводу, что "устранение определенных лиц" не входит в противоречие с законом, если они принадлежат "к вооруженным силам другой нации, незаконным вооруженным формированиям или террористической либо иной организации, действия которой представляют опасность безопасности США".
По сообщениям западных СМИ, 22 июля 2002 г. директива министра обороны Дональда Рамсфельда была доведена до "четырехзвездного" генерала Чарльза Холланда, командующего Специальными операциями. В соответствии с ней ему предписывалось разработать план по отслеживанию членов террористических организаций. Рамсфельд разъяснил и "желательную" цель подобных операций: полный контроль за всеми передвижениями террористов и их ликвидация в случае крайней необходимости, без какого-либо уголовного преследования.
Однако уже сегодня многие бывшие и действующие офицеры, а также спецагенты весьма озаботились подобной политикой Пентагона. Как ни странно, самая сильная критика в адрес подобных действий слышится именно из рядов Сил специального назначения.
Кроме офицеров Сил специального назначения, в США нашлись высокопоставленные офицеры, у которых планы Д.Рамсфельда также вызвали неприятие. Они усмотрели в них желание превратить элитные подразделения американских ВС (Delta Force, "морские котики", спецподразделение американского правительства Gray Fox) в группы наемных убийц. Как отмечают противники практики уничтожения террористов "без суда и следствия", подразделения специального назначения имеют свою специфику: 20-21-летние юнцы, еще в общем не сформировавшиеся в психологическом и нравственном отношении люди, требуют весьма умелого и продуманного руководства. А в них закладываются навыки киллеров.
На фоне развернувшейся дискуссии по этому вопросу в рядах военных, растет и скепсис со стороны гражданских лиц: "Самый плохой способ организовывать всемирную охоту на террористов – это предоставить их Пентагону".
С легитимностью удара в Йемене, впрочем, согласились многие американцы, а юридические эксперты США, даже при обязательной критике, едва ли имели что-либо против. Как отмечают западные СМИ, не так давно лица из ближайшего окружения министра обороны США в частном порядке встречались и консультировались с бывшими и действующими офицерами и спецагентами, по вопросу войны с "мировым злом" – терроризмом. Один из бывших агентов ЦРУ резюмировал эти консультации так: "Есть примерно 500 человек, которых мы должны уничтожить".
Действительно, бороться с отпетыми убийцами "гуманными методами" трудновато, учитывая, что этот враг, как правило, действует исподтишка и взять его "за руку" крайне сложно.
Возможно, при наличии неопровержимых свидетельств о причастности тех или иных лиц к террористической деятельности связанной с убийством людей, действительно спецслужбы должны иметь возможность действовать "по обстановке", вплоть до физической ликвидации подозреваемых. Хотя конечно кое-кто, особенно в стане правозащитников с этим и не согласятся.