logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Взгляд
Прибалтика

Михаил Петров

Оккупация СССР или бесценный совковый опыт?

Парламент Эстонии сам себя загнал в угол

Вместо обещанного закона о признании ветеранов Waffen SS борцами за свободу Рийгикогу (парламент Эстонии) принял заявление с выражением признательности гражданам Эстонской Республики. Проект заявления выглядел так:

 Заявление Рийгикогу

 Выражение признания гражданам

 Взяв за основу Конституцию Эстонской Республики и исходя из того факта, что в соответствии с международным правом правовая преемственность оккупированной во время Второй мировой войны Эстонской Республики не прерывалась,

 Рийгикогу выражает признание гражданам Эстонской Республики, действовавшим во имя восстановления Эстонской Республики de facto в годы советской, а также национал-социалистической немецкой оккупации.

 Рийгикогу осуждает репрессивную политику Советского Союза и национал-социалистической Германии, а также деятельность лиц, которые, состоя на службе данных режимов, совершали преступления против человечности, независимо от их гражданской принадлежности и места совершения преступлений.

 Удивительный случай, когда текст документа за неделю от его представления на рассмотрение парламента до дня голосования, не изменился ни на одну запятую.

 Хотя сама фраза изначально выглядит в переводе несколько двусмысленно, но все же речь идет о людях de facto действовавших во время той и другой оккупаций во имя восстановления Эстонской Республики, что исключает, например, благодарность за службу в Waffen SS, в рядах Красной Армии и партийно-советских органах. В узком смысле – это исключительно эстонские диссиденты, откосившие от армии и комсомола, в широком смысле – все, кто втихаря отмечал Рождество. По сути, парламент сам себя загнал в угол и фактически сузил понятие «борца за свободу Эстонии» до нескольких сотен или нескольких тысяч человек.

 Пояснительная записка

 Выражение признательности немедленно было подвергнуто жесткой критике в Эстонии и в России, тогда как для Европейского союза документ остался практически неизвестным. Неизвестным документом останется и пояснительная записка к нему, и это снова тот самый случай, когда пояснительная записка является более значительным документом, чем заявление, которое она поясняет:

 «Моральный долг Эстонии, как всякого демократического и помнящего свою историю государства, признать тех граждан, которые помогали создать наше государство или восстановить его государственность. Выражая признание тем, кто словом и делом оказывал сопротивление оккупационным режимам, народное представительство Эстонии подчеркивает: никто из отстаивавших Эстонскую Республику не будет обойден молчанием или забыт.

 Эстонская Республика своими решениями однозначно осудила преступления как нацистов, так и коммунистов (резолюция ЕП 2557 (2009); резолюция Европейского парламента ПАСЕ 1481 (2006); резолюция Европейского парламента ПАСЕ 1096 (1996); заявление Рийгикогу о преступлениях, совершенных оккупационным режимом в Эстонии, RT I 2002, 52, 326; заявление Правительства Республики в связи с 60-й годовщиной Второй мировой войны). Геноцид, преступления против человечности и военные преступления, в том числе участие в Холокосте и массовых репрессиях заслуживают безоговорочного осуждения; они не имеют ничего общего с сопротивлением тоталитарным системам.

 Цель заявления Рийгикогу заключается в том, чтобы отдать дань признания тем, кто, несмотря на нацистскую или коммунистическую оккупацию, не утратил веры в ценности независимой Эстонской Республики и предпринял конкретные шаги во имя восстановления Эстонской Республики. 08.02.2012» http://www.riigikogu.ee/index.php?id=172153

 Во-первых, обращает на себя внимание парламентское обетование того, что никто из борцов не будет забыт и обойден молчанием, что обнадеживает. Во-вторых, и это главное, безоговорочно осуждены те, кто совершал преступления против человечности, кто принимал участие в геноциде, холокосте и массовых репрессиях.

 Комиссия Макса Якобсона

 Если бы вместо заявления был бы принят текст пояснительной записки, то российская критика в адрес эстонского парламента могла быть менее эмоциональной и более конструктивной. Например, с опорой на Estonian International Commission for Investigation of Crimes Against Humanity (Эстонскую международную комиссию для расследования преступлений против человечности), основанную в октябре 1998 года под патронажем тогдашнего президента Эстонской Республики Леннарта Мери критика стала бы конкретной и целенаправленной. Члены комиссии – Minister Max Jakobson, Chairman, Uffe Ellemann-Jensen, Paul Goble, Nicholas Lane, Peter Reddaway, Arseny Roginsky и Freiherr Wolfgang von Stetten установили:

 «Исследователи, сотрудничающие с Комиссией, изучили материалы послевоенных судебных процессов, которые проходили в СССР, чтобы выяснить, где размещались и действовали конкретные эстонские военные подразделения и полицейские бата­льоны в разные периоды времени. Некоторые из этих материалов можно сравнить с данными, приведенными в книге “Eesti Vabadusvõitlejad” (“Эстонские борцы за свобо­ду”). Кроме того, мы получали информацию от частных лиц и из мемуаров. На осно­вании проведенных исследований Комиссия делает вывод, что Эстонский легион и несколько эстонских полицейских батальонов активно участвовали в облавах и рас­стрелах евреев, по крайней мере, в одном белорусском городе (Новогрудок), выпол­няли охранные функции, по крайней мере, в четырех польских городах (Лодзь, Пшемысл, Ржешов, Тарнополь), охраняли несколько лагерей в Эстонии и других местах, участвовали в отправке в Германию неизвестного числа гражданских лиц из Польши и Белоруссии. (…)

 По оценкам исследователей в этот период, помимо евреев и цыган, было убито около 6000 этнических эстонцев. Кроме того, было убито примерно 1000 человек с неустановленным гражданством, большинство из них – русские по национальности. (…) Большинство из убитых были эстонцами по национальности и обвинялись в принадлежности к ис­требительным батальонам или симпатиях к коммунистам. Есть подтверждения того, что убивали и членов семьи осужденного. Убийства, в основном, совершались до весны 1942 года. (…)

 Условия содержания советских военнопленных были примитивными (…) Но те, кто работали в трудовых лагерях, жили в ужасных условиях. Внимательное изучение немногочис­ленных свидетельств позволяет предположить, что из 30 с лишним тысяч советских военнопленных, находившихся на территории Эстонии, умерли в заключении при­мерно 15 тысяч. Сейчас уже невозможно установить, сколько военнопленных умерли от плохих условий содержания и плохого обращения, а сколько были сознательно убиты. (…)

 Комиссия рассмотрела роль «лесных братьев» и их последователей (организация «Омакайтсе») на ранних этапах немецкой оккупации. Отчеты исследователей пока­зывают, что члены «Омакайтсе», в основном, убивали предполагаемых коммунистов в первые два месяца после вторжения Германии. Подразделения «Омакайтсе» также участвовали в облавах на евреев (и, возможно, в их расстрелах).

 По нашим оценкам, в «Омакайтсе» состояли 30-40 тысяч членов. Сравнение численности «Омакайтсе» на местах и количества обвинений в убийствах, совершенных на соответствующих территориях, позволяет предположить, что непосредственно в преступлениях участвовали относительно немногие члены этой организации (от 1000 до 1200 человек). (…)

 Зондеркоманда 1А вместе с «Омакайтсе» и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было образовано гетто. До прибытия в эстонские лагеря евреев из-за границы на территории Эстонии оставались только те несколько евреев, которых спрятали эстонские друзья или родственники».

 Глупо отказываться от таких мощных аргументов единственно по соображениям оккупационной девственности, о чем ниже. Документ опубликован http://www.historycommission.ee/, поэтому от дальнейшего цитирования можно воздержаться.

 История одной почтовой марки

 Неусвоенная история примечательна тем, что ее ростки пробиваются через любые преграды. Так, 13 февраля 2012 года исполнилось столетие со дня рождения Харальда Рийпалу, одного из четверых эстонцев, награжденных «Рыцарским крестом Железного креста». Трое – Х. Нугисекс, Х.Рийпалу и П.Майтла были награждены просто Рыцарским крестом. Четвертым кавалером награды был Альфонс Ребане, удостоенный «Рыцарского креста Железного креста с Дубовыми листьями».

 Кстати сказать, за годы войны «Рыцарским крестом Железного креста» было награждено всего 7343 человека, из них только 73 – иностранцы. По статуту крест был положен за выполнение особо трудных заданий и личное мужество, проявленное в бою. Но для нас сейчас это не так важно. Харальд Рийпалу до награждения крестом в 1944 году, служил в том самом 36 полицейском батальоне, который в 1942-1943 годах отличился в белорусских Новогрудках при уничтожении еврейского населения.

 «Клуб друзей Эстонского Легиона» решил выпустить к столетию Рийпалу марку достоинством в 0,45 EUR с изображением юбиляра. В Эстонии это просто, надо лишь направить в «Eesti Post» заявку и эскиз, что и сделал руководитель клуба Андри Оллема. Получив вежливый отказ, Оллема отправил другой эскиз, на котором в момент награждения запечатлены Рийпалу и генерал SS Феликс фон Штайнер. И почта вновь отказалась печатать такую марку, посчитав, что на ней изображены нацисты.

 В этой истории главное не ростки неонацизма, пробивающиеся через резонное «нас не поймут в Европе и в России», а высокий уровень политической сознательности руководителей предприятия «Eesti Post». Говорю об этом без тени иронии. Видимо, «Eesti Post» знаком с выводами комиссии Макса Якобсона:

 «Мы признаем, что репрессивная политика Советского Союза в оба периода оккупации, неспособность Эстонии восстановить свою независимость в течение и после немецкой оккупации, потери жизней и имущества, ставшие результатом войны, утрата десятков тысяч эстонцев, которые бежали от возвращающейся Советской власти делают Эстонию и эстонцев нацией-жертвой. (…) Комиссия считает, что быть жертвой – не значит не совершать преступлений. Люди, уважающие закон, должны признавать совершенные преступления, если они были совершены, осуждать эти преступления и людей, их совершивших. Будет несправедливо обвинять всю нацию в преступлениях некоторых ее членов, но также несправедливо позволять преступникам находить убежище под покровом мученичества».

 Если идеология дала слабину

 В российских источниках я не встречал активных ссылок на отчет комиссии, Макса Якобсона, видимо потому, что комиссия трактует «советскую оккупацию» как юридический факт. Но согласитесь, что на основании выводов комиссии, пояснительной записки и заявления парламента вполне можно было бы потребовать от Эстонии убрать с военных мемориалов упоминания о 20-й эстонской дивизии SS, 36, 286 и 288 полицейских батальонах, а также об организации «Omakaitse». И это были бы требования, оспаривать которые было бы крайне тяжело.

 Довольно давно Сергей Середенко «русский омбудсмен Эстонии» – есть такая  общественная должность – высказал мысль о том, что эстонец не в состоянии воспринять исторические и правовые аргументы против оккупации, потому, что для него советская оккупация – это вопрос веры. Исторические и юридические аргументы против «факта советской оккупации», будучи многократно повторенными по самым ничтожным поводам, причем не для той целевой аудитории, для которой предназначены, попросту обесценились.

 Мне уже приходилось писать о том, что в диалоге между эстонской и русской общинами на тему «оккупации» должен быть наложен мораторий. Когда люди рассуждают о вопросах веры, опираясь на исключительно юридические формулировки и политические лозунги, это всегда заканчивается мордобоем. Моисей сорок лет ждал, пока умрет последний родившийся в египетском рабстве иудей, и это было правильно. Пусть умрет последний эстонец, родившийся при советской власти, тогда и поговорим о том, была оккупация, или ее все же не было. Звучит цинично, но попробуйте сами доказать глубоко верующему человеку, что Бога нет, предъявляя ему в качестве доказательства «Всеобщую декларацию прав человека» и Пенитенциарный (криминальный) кодекс.

 С другой стороны, там, где идеология дает слабину, там грех не воспользоваться открывающимися возможностями. Эстонский парламент допустил ляп таких гигантских размеров, что масштабы «сопротивления» и «борьбы» в количественном отношении теперь можно вообще не принимать в расчет. Нужно не предаваться эмоциям, а смело соединить в один весомый аргумент парламентское заявление, пояснительную записку к нему и отчет комиссии Макса Якобсона.

 Le Monde вместо пипифакса

 Вопреки ожиданиям президент Эстонской Республики Тоомас-Хендрик Ильвес в этом году счел за лучшее промолчать в годовщину заключения Юрьевского (Тартуского) мира, но зато буквально накануне президент сказал в интервью «T Magazine», что всемирный экономический кризис эстонцы пережили потому, что:

 «Опыт жизни при Советском союзе помог легче пережить этот период. То время по-прежнему в нашей исторической памяти. Все эстонцы старше 25 лет помнят Советский союз и то, как это было ужасно. По сравнению с этим они (сокращено ред. «T Magazine») не были так страшны»

 Если так дело пойдет и в дальнейшем, то на следующем этапе демократического строительства в Эстонии парламент примет выражение признательности Советскому Союзу за тот бесценный опыт выживания, который эстонцы получили, находясь в его составе. Пожалуй, стоит предложить нашим парламентариям политическое know-how: курс выживания в условиях экономических кризисов капитализма, путем распространения личного советского опыта в странах Европейского союза.

 Воображаю, как французы вместо пипифакса будут нарезать на аккуратные квадратики «Le Monde». Греки с оливкового масла первого отжима перейдут на более дешевое рапсовое, а концерн «Mercedes» начнет выпускать подлинно народный автомобиль «Trabant». Так им и надо этим немцам – за 700 лет владычества в Эстляндии они ничего не оставили эстонцам, кроме весьма скромной по размеру частицы экстравертного индоарийского духа и банальной русофобии.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie