«Они хоть бывшие, но подданные русские!»
«Проблемы соотечественников на Урале»
Сколько надо ждать гражданину бывшего СССР и тем паче РСФСР, чтобы, переехав из ближнего зарубежья в родные пенаты, получить вид на жительство и паспорт гражданина России? Теоретически немного: подай документы, подожди 3—6 месяцев, и вот ты полноценный гражданин родины. Ан нет, нередко на этом пути встаёт такое количество различных «но», что молодой состарится, а пожилой может просто не дождаться, сидя без пенсии, без прав, пока его гоняют туда-сюда, чтобы доказывал сам, что он не гастарбайтер-временщик, а переселенец-соотечественник…
Своё видение того, как надо встречать соотечественников, было предложено на круглом столе, прошедшем 17 июля в Доме народов Урала (ул. 8 Марта, 33), участие в котором приняли лидеры этнических и переселенческих организаций области, эксперт Института стран СНГ (Москва), сами переселенцы, многие годы живущие здесь на правах непонятно кого. На разговор были приглашены и руководители УФМС РФ по Свердловской области.
Тему определили, можно сказать, жизненную: «Проблемы соотечественников на Урале» и в этих рамках обобщили уже богатую практику Уральской ассоциации беженцев по защите прав соотечественников, внесли ряд предложений по оптимизации исполнения миграционного и пенсионного законодательства. Уже вроде бы и из уст Президента страны не раз говорилось, что процедура, связанная с получением российского гражданства, чересчур забюрократизирована (в последний раз — в Послании Федеральному Собранию), что «разрешительные» структуры должны переходить на метод «одного окна», то есть подал заявление, а дальше работают специально обученные люди, помогающие собрать необходимые документы с максимумом доброжелательности к заявителю. Но…
Вот что рассказывает 75-летний Александр Павлович ПОПОВ:
— Я родился в Чечено-Ингушской АССР (кто не помнит — она входила в состав РСФСР. — Прим. авт.). Учился в школе, отслужил в Советской армии, поступил в УПИ им. С. М. Кирова. Как дипломированный инженер, был распределён в Казахстан, где и проработал до пенсии. В июне 2012 года переехал обратно на Урал, но вот уже год — ни гражданства РФ, ни паспорта, ни пенсии… И это при том, что 28 мая этого года областной суд вынес решение рассмотреть моё заявление по существу (о выдаче паспорта). Но и спустя 2 месяца это решение управлением федеральной миграционной службой не выполняется. А я ведь — гражданин России по рождению. Мои родители, три сестры, брат, жена, две дочери, внук и внучка — граждане России, а я — иностранец!
— И это не впервые, когда УФМС встаёт на позицию «не пущать», — добавляет президент Уральской ассоциации беженцев Людмила ЛУКАШЁВА. — 17 июля Верх-Исетский районный суд встал на сторону наших подзащитных в деле «Штихлинг-Кудрявцева против УФМС», но сотрудники миграционной службы тут же заявили, что будут обжаловать это решение в областном суде!
Наша газета (материал на сайте от 13 мая сего года) и газета «Уральский рабочий» уже рассказывали о судьбе этой семейной пары. Вот как описывает свою жизнь и «хождения по мукам» 87-летний ветеран:
«Я, ветеран труда Артур Густавович ШТИХЛИНГ, и моя супруга Галина Николаевна КУДРЯВЦЕВА уже 9 месяцев не получаем пенсии. И если власти не пойдут нам навстречу, впереди ещё столько же. Мы боимся, что не доживём до момента, когда станем гражданами своей страны и сможем получить свои деньги. Ведь оформление гражданства в России сейчас занимает 1,5 года, независимо от того, кто ты: молодой гастарбайтер или ветеран войны. Мы хотим рассказать нашу историю в надежде, что огласка сможет изменить ситуацию для нас и таких, как мы».
Напомним, в июне 2012 года супруги Штихлинг-Кудрявцева переехали из Казахстана на постоянное место жительства в Россию, к дочери в Екатеринбург. Документы в миграционную службу подали 5 сентября 2012 года, а 13 ноября 2012 года получили в казахстанских паспортах отметки РВП (разрешение на временное проживание). С момента переезда и до сих пор они не получают своих пенсий, что крайне осложняет их существование.
И даже то, что супруги 17 июля выиграли суд, как выяснилось, — не гарантия того, что российские паспорта вскоре они получат. Как граждане бывшего СССР, имеют ли они право на упрощённый порядок рассмотрения вопроса? Год ожидания — это упрощённый?
— Нельзя оставлять любого человека с его проблемами, а тут к старикам относятся по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», — вступает в разговор сотрудница Института стран СНГ, специально приехавшая на круглый стол из Москвы, Александра ДОКУЧАЕВА. — Миграционное законодательство сегодня чрезмерно забюрократизировано, и тенденция продолжается. Как уже отмечали тут выступавшие, иностранному, но известному человеку паспорт гражданина РФ могут выдать чуть ли не в день подачи заявления (особый порядок — понятно), а семье с детьми, где все по праву рождения — россияне, пришлось ждать 17 (!) лет, чтобы у них приняли наконец-то документы на получение паспортов.
И действительно, в РФ сейчас не самая лучшая демографическая ситуация, в страну хотят самостоятельно переехать русские, татары, немцы — коренные жители, а вот не попали в программу — пеняйте на себя. Вспомнили в ходе обсуждения, что бундестаг ФРГ недавно опять озаботился привлечением в страну «русских немцев». И уж будьте уверены: там обеспечат и «подъёмными», и жильём, и документами… Почему же у нас СТРАНА вроде и заинтересована в возвращении на родину земляков, а бюрократический аппарат это желание переехать давит на корню?
Так вот, к вопросу о видении того, как должны встречать соотечественников в России, участники круглого стола приняли рекомендации, которые, похоже, придётся самим же и выполнять, пробиваясь через препоны. Но тем не менее решено обратиться к Полномочному представителю Президента по УрФО с просьбой взять под личный контроль исполнение законодательства о гражданстве, также обратиться в областную прокуратуру по фактам неисполнения решений облсуда по иску А. П. Попова и задержке оформления гражданства семьям НАСЫРОВЫХ, ЛУКИНЫХ-ГЕТТЕЛЬ, КОСЕНКО, а также братьям БОЧАРОВЫМ. Принят и ещё ряд рекомендаций, которые руководители УФМС так и не услышали. Круглый стол они просто проигнорировали.