Опасные фантазии латыша из Америки
Из бостонского далека
Иллюзия о непрерывности независимости 1918 года, тоска по временам Карлиса Улманиса или представление о Латвии как о крестьянской стране – это всего лишь мифы. Как признает в опубликованном на Интернет-портале politika.lv материале "Проблемы постколониальной идентичности Латвии" Ингарс Рудзитис, исследователь из Бостонского университета, "современная постколониальная Латвия этнически радикально отлична", и поэтому ей надо учиться на ошибках Ирландии, Кипра или Шри-Ланки. Но автор тут же громоздит свою кучу мифов, причем опаснейших… Если Латвийская Республика "постколониальная", то кто же колонизаторы? У г-на Рудзитиса на сей счет есть готовый ответ: "Колонизаторами называются жители Латвии и их дети, прибывшие в Латвию во время оккупации СССР 1940-1991 годов. Нынешние определения колонизаторов неполные. Называя их русскоязычными, мы не только игнорируем колонизаторов других народностей, но и забываем факт, что в Латвии до оккупации существовало русскоязычное меньшинство. Называя колонизаторов негражданами, мы забываем, что многие из них граждане. Говорящий по-латышски и получивший гражданство колонизатор может быть государству намного враждебнее (выделено мною. – Н. К.) русскоязычного негражданина". "Готовы ли мы принять сейм, где подобные ЗаПЧЕЛ партии получат еще большее количество голосов?" Из бостонского далека г-н Рудзитис предлагает считать колонизаторами тех, кто имеет "идентичность, порожденную чувством колониального превосходства". Он уверен, что в Латвии осуществлялась та же этническая политика, которая в Америке проводилась по отношению к индейцам. "Вскоре после 1940 года активнейшая и развитейшая часть латышского народа была либо уничтожена, либо оставила территорию Латвии", – утверждает он. Посыл столь же безапелляционный, сколь и беспочвенный, если принять во внимание то, что среди высланных из ЛР были, например, тюремные надзиратели, айзсарги, профессиональные проститутки и активисты фашистских организаций. И это все – "активнейшая часть"? Что же г-н Рудзитис не пишет о том, сколько латышей получили за 50 лет социалистического эксперимента высшее образование, сколько стали академиками, возглавили научные школы, благополучно умерщвленные в "постколониальной" Латвии? Но "друг индейцев" предполагает пустить очередную отравленную стрелу в наш огород: "После разрушения СССР состояние живущих в Латвии колонизаторов столь хорошо, что они не только не бегут прочь, но и не чувствуют особенной необходимости приспосабливаться к новым обстоятельствам". Спасибо, г-н Рудзитис, уж так мы прекрасно все живем! Может, все-таки стоит посмотреть кривые смертности латышей и русских после 1991 года? И не мешало бы вспомнить о минимум 200 тысячах человек, причем далеко не только связанных с армией, покинувших ЛР. Из "постколониальной" Латвии тысячами бежит сама титульная нация – но автор лишь вскользь упоминает "современных латышских сборщиков картофеля в Ирландии"… А вот что американо-латышский эксперт думает о создании в Латвии единой политической нации. Она не нужна, поскольку в ЛР есть "одна историческая коренная нация" и "многие различные и враждебные племена". Поэтому необходимо лишь "преодоление отличной идентичности колонизаторов". "В Латвии прошел первый период после независимости, когда надеялись, что колонизаторы добровольно вернутся на родную землю или ассимилируются, – продолжает И.Рудзитис. – Они преимущественно урбанизированные колонизаторы… Для экономики нашего малочисленного государства они могут быть выгоднее субсидируемых латышских крестьян". Далее он делает неутешительные для себя выводы: "Практически невозможно надеяться на ассимиляцию колонизаторов. Также и современные медиа гарантируют то, что колонизаторы, физически находясь на территории Латвии, могут жить полноценной культурной жизнью в своем национальном культурном пространстве". Великолепно – но что же, латыши не смотрят русское ТВ, не слушают FM-радио, не посещают интернет-сайты на русском языке? Более того: "Так как колонизаторы не боятся своего культурного уничтожения, физической депортации, национализации имущества или нашей резни, то у них нет особых причин оставлять Латвию". Напомним – это пишет специалист в области коммуникаций из американского университета! Вот это уровень научной мысли! А теперь пара стрел в "бывшего колониального хозяина": "Россия колонизаторов провозгласила естественным историческим меньшинством и… использует их как оружие в своей неоимпериалистической внешнеполитической игре". Ну кто бы говорил об империализме (можно и без приставки "нео"), как не кадр из американского университета. На фоне разбомбленных и частично оккупированных Югославии, Афганистана, Ирака глупым выглядит призыв: "Колонизаторам надо принять факт, что их колониальная мессианская миссия окончена и у борьбы с нацистами и гансами нет смысла. Они Латвии полезны и необходимы, но как люди, для которых интересы этого государства важнее интересов колониальной империи". Вот такую "модель", с позволения сказать, предлагает нам американский латыш. Что же – нечто подобное в той или иной интерпретации мы давно слышим из уст многих импортированных "вождей" нашего государства. Удивительнее то, что "антиколонизаторский" текст в данном случае опубликован на сайте, финансируемом Фондом Сороса, хозяин которого вроде как сам настрадался от восточноевропейских сторонников "этнической чистоты"…