logo

Хлебные крошки

Статьи

Святополк Окаянный
Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Виктор Шестаков

Орден Святополка Окаянного

Новая государственная награда Украины?

Раздача украинских государственных наград в виде орденов всевозможным ярким, хотя и «пенсионным» личностям, вроде З. Бжезинского, наталкивает осознание необходимости создания для таких случаев и таких товарищей, нового «особого» украинского ордена, – Ордена Святополка Окаянного.

Одаривание орденом, носящим имя одного из выдающихся деятелей древнерусского средневековья - Ярослава Мудрого, именно этих личностей, рассматривается в обществе, как вызов. Хотя для подобных Бжезинскому или Кондолине Райз, вполне бы пришелся именно Святополк Окаянный. Его и на деньги можно тиснуть, объявил очередным «украинским героем».

Мотивация подобной инициативы исходит из массы нюансов, во-первых этническая принадлежность пана Окаянного не вызывает сомнений, хотя по материнской линии и могут возникнуть сложности. Во-вторых, вся его бурная деятельность весьма сопоставима с нынешними государственными шагами и концептуальными «прорывными» проектами. В-третьих, Святополк был кровным братом Ярослава Мудрого (см. банкноту номиналом - 2 гривны). Беда лишь в том, что о нем мало кто знает, но это поправимо.

Киевский князь Владимир Великий (см. банкноту номиналом - 1 гривня), был не только мужчиной любвеобильным, но и папашей многодетным – имел 12 сыновей: Святослава, Бориса, Вышеслава, Мстислава, Глеба, Ярослава, Судислава, Позвизда, Изяслава, Святополка, Всеволода и Станислава. В результате, когда пришла пора распределять наследство и власть, Великий князь столкнулся с проблемой, весьма знакомой нашему президенту после майданной победы: когда постов было немного, а желающих править пруд-пруди. Так и Владимир перед смертью столкнулся с проблемой управления большими землями. Сын Владимира и Рогнеды Ярослав получил в удел славянскую республику - Новгород. Мстислав сел в Тьмутаракани, любимые дети от болгарки - Борис получил Ростов, а малолетний Глеб – Муром. Изяслав стал князем Полоцким, а Всеволод князем Владимир-Волынским.

Но стране угрожали печенеги, и князь отправляет против них своего любимца Бориса. Святополка же звали «сыном двух отцов», так как Владимир, еще до своего крещения изрядно грешил и убив своего брата Ярополка, взял в жены и беременную жену убитого - греческую принцессу, которая и родила Святополка. Карамзин пишет, что, усыновив Святополка, князь Владимир «однако ж не любил его и кажется, предвидел в нем будущего злодея».

Из многих источников заметно, что Святополк был явным «западником», особенно тесно общающимся с поляками, хотя и не брезговавший общением с печенегами. Духовным отцом он выбрал епископа Колобережского – немца Рейнберна, князь Владимир не «переваривал» подобных вещей и обоих посадил в острог, где немец и умер.

После смерти князя, большая часть дружины, находившаяся в походе с Борисом, предложила ему: «Поди сядь в Киеве на отцовском столе», но тот ответил, что не поднимет руки на брата, который после смерти отца «ему отцом станет».

Однако Святополк воспользовался доверчивостью брата и отправил к нему в лагерь на реке Альта киллера Путшу из Вышгорода, который со своей бандой перебили небольшую охрану Бориса и зарезали его самого самым зверским способом. Затем пришла очередь малолетнего Глеба, которого во время молитвы зарезал его же собственный повар по имени Торчин (почти, как украинский кетчуп).

Святополк входил во вкус. Посланные им наемники догнали и убили еще одного брата - Святослава Древлянского – сына Владимира от «чехини», который не успел скрыться на родине матери.

Следующим должен был стать Ярослав, который сидел в Новгороде, узнав о братоубийственных планах, он в страхе пытался уплыть на север, но новгородцы, забыв обиды, заступились за князя и в 1016 году войска Ярослава и Святополка сошлись на озере у Любеча. Правильной оказалась тактика Ярослава, его войско победило и брат-убийца бежал в Польшу.

Через некоторое время он вновь приходит на Русь уже с польской армией короля Болеслава и одерживает победу на Буге, Ярославу снова пришлось бежать, и вновь его спасают новгородцы и киевляне, которые устроили первый настоящий «польский погром». Святополк, уже прозванный Окаянным, еле ноги унес, чтобы, теперь уже навсегда, уйти в забвение…

Стоит дополнить, что Владимир Даль объясняет слово «окаянный» как: «проклятый, нечестивый, преданный общему поруганию, недостойный, жалкий, погибший духовно, сатана». Как говорилось во времена Святополка: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок».

В нашем повествовании лжи нет, а вот уроков хватает.

Виктор Шестаков,
председатель Русской общины Полтавщины

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie