logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика
Украина

Осколок Русского мира

Количество русских во Львове сократилось в три раза

О Львове, да и обо всей Галиции, в России вспоминают редко. Обычно в связи с очередной антироссийской выходкой современных последователей бандеровцев или с деятельностью «правящей» в нескольких западных областях националистической партии «Свобода», с прошлого года ставшей еще и парламентской. Такой вывод можно сделать, если смотреть передачи центральных каналов российского телевидения, читать материалы русскоязычного сектора интернета. Но известно ли, например, российским информагентствам, что во Львове по сей день имеется русская диаспора?

Есть и Генеральное консульство РФ, сфера деятельности которого распространяется на всю Западную Украину, Буковину и Закарпатье.

Что касается дипломатов, то не берусь судить о том, почему в российском информпространстве об их работе, кстати, в очень непростых условиях, нет сообщений.

Но по каким причинам российские СМИ обходят молчанием жизнь своих бывших соотечественников в этом самом западном уголке Русского мира, остается загадкой.

Не хотелось бы думать, что это результат целенаправленной политики, хотя такие предположения и напрашиваются, если учесть, что о жизни русских в бывших советских республиках рассказывается тоже не больше.

Жаль, ведь власти России всячески декларируют повышенную заботу о тех, кто волею судеб жил и служил в одном государстве, а потом в мгновение ока оказался совершенно в другом, да еще и, мягко говоря, не очень дружелюбном. Но, подчеркну, эти русские своей национальной идентификации не утратили. Наоборот, возродили ее и укрепили, поскольку в СССР такой проблемы на государственном уровне не существовало.

Укрепились, добавлю, и в православии, которое ранее существовало отдельно от нашего общественного сознания, но в Галиции, заметим, где религиозность традиционно высокая, никогда не теряло своих древних корней. Наверное, не случайно получилось так, что на улице Короленко во Львове рядом (ограда общая) обосновались Свято-Георгиевская православная церковь ((УПЦ Московского патриархата) и Русский культурный центр (РКЦ), тоже храм - русской культуры под эгидой Русского общества имени Пушкина.

На Крещение пришел сюда и я. Вначале зачерпнул святой водицы, помолился, затем решил зайти в Русский культурный центр. Сегодня здесь собрались почитатели поэзии, поскольку была намечена презентация творчества львовского русскоязычного поэта Андрея Гаращука - событие для города не частое.

Здание явно не отапливалось: верхнюю одежду никто не снимал. Без тепла и в крещенский мороз? Увы, в фойе была установлена прозрачная урна с надписью «Благотворительные взносы на оплату газа. Заранее благодарны». Тем не менее, зал заполнился почти полностью. Пришли и члены Русского общества, и почитатели бенефицианта - поэты, художники, музыканты, короче, представители львовской богемы. Эмоциональную обстановку в зале прохладной назвать было бы грешно.

Ведущий встречи Игорь Карчевский, выступающие профессор - искусствовед Валерий Провозин, известный журналист и писатель Олег Петров, который, можно сказать, стал первооткрывателем поэта, говорили о стихах Андрея Гаращука. Друзья поэта исполнили несколько песен на его стихи, отметив их удивительную музыкальность. В общем, благословили молодого литератора, представившего свой первый сборник на суд русской общественности.

Даже святой водой окропили, хотя следы влаги небесной и без того в помещении были в изобилии. Кровля здания прохудилась. На стенах и потолке над гордым Андреевским и над сине-желтым Украинским флагами, украшающими сцену, четко проступали грязно-мокрые пятна. Как же дошел до такой жизни львовский храм русской культуры? С этим вопросом я обратился к председателю Русского общества имени Пушкина, который одновременно является и управляющим Русским культурным центром, Альберту Астахову. Интересная картина вырисовалась.

Вначале было слово… Вернее, несколько слов: «Общество друзей русской и украинской культуры имени Пушкина». Это было в 1988 году.

Затем общественная организация обрела новое название - «Русское общество имени Пушкина», при котором был основан Русский культурный центр (РКЦ).

Возглавил и общество, и Центр Сергей Сокуров, заслуженный архитектор Украины. В 1990-м году львовские власти под РКЦ выделили закрывшийся к тому времени кинотеатр имени Короленко. Правда, в весьма плачевном состоянии. Но это уже была крыша над головой, заметим, первого на постсоветском пространстве Русского общества вне России. И, подчеркну особо, не где-нибудь, а в националистическом Львове!

Ремонт продлился несколько лет. В «реанимации» здания принимали участие и члены общества, и местные меценаты, среди которых самую заметную роль сыграл предприниматель Александр Свистунов. Годы ремонта не были для РКЦ «мертвым сезоном». Концерты, собрания, другие мероприятия проводили в залах Дома офицеров, театров, Домов культуры, школ.

Пока Генеральным консулом России был Евгений Гузеев, очаг русской культуры во Львове получал всяческую поддержку. Ряды общества пополнялись.

Сегодня насчитывается около 700 членов (в 2005 году было 400). Но вот произошла смена Генкосула, и финансовая помощь обществу резко сократилась. А на членские взносы (10 гривен в месяц – около 40 руб.), как говорится, не разгуляешься. Коммунальные услуги нынче больно «кусаются»! За половину января сожгли полторы тысячи кубов газа. А тысяча кубов стоит 4707 гривен.

Ох, уж этот газ! Поговаривают, что именно охлаждение отношений России и Украины на газовой почве - причина сокращения помощи РКЦ. Не хотелось бы в это верить. По состоянию на 1 января прошлого года русские составляли 17,28% населения Украины. Для сравнения: белорусы – 0,57 %, молдаване – 0,54 %, болгары – 0,42 %, венгры – 0,32 %, румыны – 0,31 %, поляки – 0,3 %. Добавим к русской диаспоре (национальному меньшинству!) на Украине еще закарпатских русинов - около 10000 по переписи 2001 г., - впечатляющие цифры получаются.

Во Львове русских по переписи 2001 года проживало 64,6 тыс. чел.(8,9 %). На сегодняшний день это количество еще больше уменьшилось. (В сравнении с началом 1990-х количество русских во Львове стало меньше примерно в три раза.) И не удивительно! Не всем по душе дискриминационные деяния властей предержащих по отношению к братьям-славянам. Дошкольное воспитание детей на русском языке ликвидировано. Запрещена трансляция русских песен в маршрутках, кафе. Идет тотальное сокращение школ с русским языком преподавания. С начала 1990-х из 24 русских и 7 смешанных школ осталось 5 школ с русским языком обучения и несколько русских классов еще в четырех школах. Причем открывать в украинских школах русские классы разрешено при наличии 25-30 заявлений родителей, а польские, венгерские, румынские классы, имея лишь 8-10 заявлений. А постоянные пикеты, флеш-мобы и другие акции националистически настроенных, преимущественно молодых, людей с неизменными русофобскими лозунгами, с призывами бить москалей! А ставшие притчей во языцех выступления депутата Верховной Рады пани Ирины Фарион, которая очень «педагогично» вдалбливала ребятишкам в одном из детских садиков, что имеющим русские имена следует немедленно собирать чемоданы и уезжать в Московию! Такова в общих чертах львовская картина «русской жизни».

Но вопреки суровой реальности РКЦ работает! Здесь проходят концерты, литературно-музыкальные и поэтические вечера, выставки живописи и фотографии, лекции, встречи с деятелями культуры, проводятся конкурсы, литературные чтения, дискотеки и пр. В помещении Центра нашли приют ассоциации журналистов, литераторов, заседают клубы авторской песни, интеллектуальных игр, встреч по интересам, женский, военно-исторический. Работают детские студии – балетная, рисунка, эстетического воспитания. Организованы регулярные встречи казачьего и ленинградского землячеств. (Заметим, что г-н Астахов избран атаманом Галицкого казачества.) В РКЦ организована библиотека, насчитывающая более 8000 томов. И все это – на общественных началах!

Деятельность общества по сохранению русской культуры высоко оценена Россией. Директор РКЦ Валерий Провозин награжден российским Орденом Дружбы.

Но вот во Львове Русское общество им. Пушкина нравится далеко не всем. Как, впрочем, и сам Пушкин (улицу Пушкина давно переименовали в ул. Чупринки, а Лермонтова - в ул. Дудаева).

Начиная с бурных девяностых пошли недружественные, мягко выражаясь, «наезды» на культурный центр Русского общества. И окна били, и «коктейли Молотова» в окна бросали, и стенды громили, и малевали на стенах русофобские и антисемитские лозунги, украшенные свастиками, и бюсты Пушкина у входа в здание разбивали… Девяностые давно закончились - нападения продолжаются. И никто не наказан.

За все время «незалэжности» лишь однажды председатель областного совета Михаил Горынь (ныне покойный) осудил действия националистов (пожалуй, здесь больше подошло бы определение «нацистов»), но только на словах, без каких–либо последствий. Высказывались мнения, что это просто хулиганство, и никакой русофобии… Но - именно так следует защищать украинский язык (рідну мову). От кого защищать, и во Львове? От москалей, конечно: запретить для начала вывески и рекламы на русском языке (английский и прочие разрешены). И запретили.

Львовский областной совет, проникшись необходимостью защиты мовы, в Программе развития украинского языка, украинской культуры и исторического сознания граждан Украины на территории области предусмотрел на 2012–2014 годы финансирование различных мероприятий в размере 4,93 млн.гривен. Теперь мова будет надежно защищена. Хотя 10 глава Конституции надежнее всяких «рационализаторских» предложений оголтелых националистов защищает единственный в Украине государственный язык. Видимо, это хорошо усвоили некоторые депутаты–оппозиционеры, решившие не тратить выделенные из бюджета денежки по прямому назначению. То, как использутся гривны налогоплательщика, выяснили общественные организации, которые направили руководителям объединенной оппозиции Арсению Яценюку, Виталию Кличко и Олегу Тягныбоку открытое письмо, смысл которого можно выразить одним словом «Крадут-с!»

Кстати говоря, сладкое слово «халява» породило и генерацию «профессиональных русских», которые стараются устроить свое существование на поступающие из России деньги.

Одни и те же люди представляют русскоязычную Украину на разного рода международных мероприятиях, восседают в президиумах «саммитов», «форумов», «коллоквиумов» и т. д. Говорят много и долго, но воз, как говорится, и ныне там. Между тем от русских и пророссийских организаций, движений и обществ для поддержки проживающих на Украине соотечественников было выделено в 2008 году – 23 млн. рублей, в 2009-м – 24 млн., в 2010-м – 36 млн. Учитывая количество русских и русскоязычных жителей Украины, это, простите, мизер. Но даже при этом украинизация русских пробуксовывает.

Так, по данным Книжной палаты им. Ивана Федорова, на Украине в минувшем году книг на русском языке издано на 80% больше, чем в 2011 году, на украинском - только на 30%. Президент Украинской ассоциации издателей Александр Афонин объяснил эту ситуацию так: издают то, что лучше продается. Исследование агентства «Research end Branding Group» показало, что 82,2% украинского населения вообще не читает украинских авторов…

Как выразился в свое время Архиепископ Львовский и Галицкий Августин, никакие перемены общественно-политической жизни не могут изменить основную цель и задачу, ради которых существует Пушкинское общество: сохранять и приумножать русскую культуру в нашем регионе.

Сегодня председатель Русского общества имени Пушкина Альберт Астахов заявляет, что «еще немного, еще чуть-чуть» и жить культурному центру станет легче. Это он сказал после недавней встречи с новым Генеральным консулом РФ Олегом Астаховым. Нет, не родственником, однофамильцем.

Спасли ведь от полного краха очаги русской культуры в Париже и в Вене. Московские меценаты подали руку помощи русским книжным магазинам за рубежом, скажем, во Франции и в Австрии.

Украина же, по большому историческому счету, в том числе и Галиция, - часть Руси. Русскоязычные жители, ныне граждане Украины, не утратили ни свой язык, ни свою культуру. Кстати, во многом благодаря таким общественным организациям, как Русское общество им. Пушкина и Русский культурный центр во Львове. Хотелось бы, чтобы об этом не забывали в Москве. И еще о том, что русские в Галиции – это фактически самый западный «осколок» метафизического Русского мира.

Львов

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie