Особенности национальной политики
Точка зрения
Открывшаяся на днях в древней грузинской столице Мцхета "Всемирная неделя грузино-еврейской дружбы", посвященная 100-летию открытия Тбилисской синагоги, вызвала неоднозначную реакцию местной общественности. И связано это не с проявлением юдофобии, а с тем отчаянным положением, в котором в настоящее время находятся сотни тысяч представителей национальных меньшинств этой страны. Похоже, что активно рекламируемая и реально существовавшая в Грузии толерантность к представителям нетитульных наций и приверженцам негосударственной религии в последние годы все больше теряет актуальность. Инициированный Звиадом Гамсахурдиа всплеск ксенофобии начала 90-х годов поначалу коснулся 100-тысячного осетинского населения страны, вызвав массовые увольнения представителей этой национальности из всех госучреждений и многолетний кровопролитный конфликт в Цхинвальском регионе. Спустя совсем короткое время спровоцированный Эдуардом Шеварднадзе кризис в Сухуми привел к развязыванию грузино-абхазской войны и окончательному разрыву этого 130-тысячного этноса со "старшим братом". Уже в первые месяцы прихода к власти Михаила Саакашвили националистические лозунги, а, главное, националистическая практика лидеров "розовой революции" инспирировали серьезные волнения на межнациональной почве в районах преимущественного проживания 280-тысячной азербайджанской общины Грузии. В последнее время неоднократно вспыхивал стихийный протест и в среде самой крупной в стране 350-тысячной армянской диаспоры. Только по официальным данным, в течение последних 10 лет "самую толерантную и веротерпимую страну в мире" покинуло порядка 700 тысяч представителей некоренных национальностей, основную часть которых представляют русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, осетины, евреи и греки. Освободившись от "чрезмерного национального балласта", грузинские власти вздохнули было свободно, но не тут то было. Нет-нет, да слышится протест по поводу ущемления прав нацменьшинств из соседних республик. Для изучения вопроса о карательной операции спецназа против жителей Марнеульского и Болнисского районов компактного проживания азербайджанцев вынужден был приехать в Тбилиси Ильхам Алиев. Проблемы преимущественно армянского населения Джавахетии в очередной раз обсуждал в Грузии Роберт Кочарян. Мало того, нынешним состоянием межэтнических отношений в стране в последнее время все больше начинает интересоваться Парламентская ассамблея Совета Европы. Дело в том, что еще в 1999 году при вступлении в эту организацию Грузия взяла на себя обязательства по возвращению к местам прежнего проживания 100-тысячной общины турок-месхетинцев, насильственно депортированных из этой страны в Среднюю Азию еще в 1944 году. Взять – взяла, да так и не выполнила. А на вполне справедливые претензии со стороны Комитета по мониторингу ПАСЕ устами председателя парламента Нино Бурджанадзе ответила отказом. "Мы считаем невозможной репатриацию турок-месхетинцев в Грузию в связи с тем, что в настоящее время в стране существует 300 тысяч внутренне перемещенных лиц из Абхазии", – заявила "вторая леди" страны, как будто забыв о том, что с точки зрения права, статус этой этнической группы мало чем отличается от того, которым обладают грузинские беженцы из Абхазии. Впрочем, похоже, что двойные стандарты уже давно стали привычными для грузинского руководства. И базой этих стандартов, судя по всему, являются не какие-либо идеологические соображения, этнокультурные теории или личностные преференции. Нет сомнений в том, что основой национальной политики сегодняшних тбилисских политиков стали меркантильные интересы. Профинансируют Афины клинику для понтийских греков – и представители этой диаспоры могут чувствовать себя в Грузии спокойно. Готовы в Баку отказаться от части доходов за транспортировку нефти по "Большой трубе" – могут спокойно спать в стране азербайджанцы. Найдут в Ереване деньги на реконструкцию дороги из Тбилиси в Ахалкалаки – никто не будет трогать и местных армян… К счастью для евреев, шутят в Грузии, их сегодня в стране осталось не более двух тысяч из 50 тысяч человек, живших еще совсем недавно в Тбилиси, Кутаиси, Гори и Батуми. Среди же покинувших постоянные места проживания евреев не мало людей преуспевающих. Поэтому любить и "доить" их можно посильнее. И придумали грузинские власти праздник – Всемирную (!) неделю грузино-еврейской дружбы. А придумав праздник, устроили в стране грандиозное шоу, на которое, естественно, не забыли позвать 250 еврейских бизнесменов – выходцев из Грузии. Позвали их, разрешили посетить могилы предков, презентовали гостям новое Международное общество, провели для них в престижном отеле целый симпозиум, на котором долго рассуждали, 26 или все-таки 28 веков живет эта община в стране, а потом предъявили счет. В смысле, предложили "скинуться". На развитие вековых уз дружбы, разумеется. Ну и так, вообще…