logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Н.В. Моравский "Остров Тубабао, 1949-1951. Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции", Москва, 2000 (публикуется в сокращении)

Остров Тубабао

Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции

Наступление китайской Красной армии против войск националистов в Северном Китае в 1948 г. вынудило многих русских эмигрантов, живших в Ханькоу, Пекине, Тяньцзине, Циндао и других городах страны, срочно перебираться в Шанхай. Их переездом в Шанхай и устройством там на временное жительство в бывших французских казармах на Рут Фрелюнт занималась подведомственная ООН Международная беженская организация (International Refugee Organization – IRO).

Ввиду того, что конечной целью наступления китайской армии был захват всей страны, включая, разумеется, и Шанхай, IRO обратилась к правительствам ряда стран с просьбой предоставить временный приют находившимся в общежитии на Рут Фрелюнт беженцам, а также русским эмигрантам и лицам некоторых других национальностей, постоянно проживавшим в Шанхае. Единственным государством, откликнувшимся на призыв IRO, была Филиппинская республика, которая выделила для временного поселения беженцев из Китая необитаемую часть маленького острова Тубабао, расположенного у южной оконечности острова Самар и соединенного с ним мостом. В то время как филиппинское правительство предоставило приют беженцам, IRO взяла на себя организацию и оплату расходов, связанных с их эвакуацией из Шанхая и содержанием на Тубабао, равно как и с их дальнейшим расселением. Поначалу филиппинское правительство ограничило срок пребывания беженцев на Тубабао четырьмя месяцами, но впоследствии продлевало его несколько раз. Некоторые беженцы прожили на Тубабао больше двух лет.

Эвакуация беженцев из Шанхая на Тубабао началась в январе 1949 года и закончилась в начале мая, незадолго до прихода в Шанхай китайских коммунистов. Около 5,5 тысяч человек – мужчин, женщин и детей, преимущественно русских, была вывезена из Шанхая на Тубабао морским и воздушным путем. Большинству русских эмигрантов было меньше 50 лет, и в пределах этой возрастной категории значительный процент приходился на детей и подростков обоего пола. Помимо русских, на острове оказались представители ряда других национальностей: украинцы, армяне, литовцы, латыши, эстонцы, поляки, чехи и другие.

9 февраля 1949 года к исполнению своих обязанностей приступил первый начальник лагеря – американец Д.-Ф. Феннелл. В свою очередь он подчинялся директору дальневосточной миссии IRO. Администрация IRO на Тубабао разделила лагерь на районы, и в окончательном виде в нем насчитывалось 14 районов, в каждом из которых в момент наибольшей населенности лагеря проживало в среднем более 300 человек. Во главе каждого района стоял назначенный администрацией "районный", через него населению передавались все распоряжения, исходившие от начальника лагеря. Для охраны порядка в лагере была создана собственная полиция, составленная преимущественно из мужчин среднего возраста, многие из которых были бывшими воспитанниками кадетских корпусов или служащими в полиции иностранных концессий Шанхая.

Лагерным жильем служили палатки различных размеров. Вскоре после возникновения лагеря группа русских электриков построила электростанцию и провела электричество по всему лагерю, даже в каждую палатку, а другая бригада специалистов организовала больницу. 18 февраля 1949 года была основана школа для детей в возрасте от 5 до 14 лет, составлявших в первое время значительный процент населения "палаточного города". Более 400 детей были объединены в скаутскую дружину.

На всех мужчин в лагере распространялась трудовая повинность, женщины занимались домашним хозяйством, работали посменно на общих кухнях, служили в различных офисах в качестве машинисток и секретарей, были медсестрами в больнице. Сначала все работали безвозмездно, но позднее стали получать небольшое денежное вознаграждение, которое уходило на покрытие мелких расходов. Все рабочие места были в той или иной степени связаны с обслуживанием обитателей лагеря.

Обитатели лагеря проводили самодеятельные спектакли, концерты и лекции. 8 июня 1949 года, по случаю 150-й годовщины со дня рождения А.С. Пушкина, состоялся вечер, посвященный великому русскому поэту. В лагере также устраивались проходившие в непринужденной обстановке немногочисленные собрания с чтением докладов и дискуссиям по ним. Журналистская деятельность на Тубабао выразилась в издании ротаторным способом ряда газет. Вначале под открытым небом, а потом в деревянном бараке бесплатно демонстрировались американские кинофильмы.

Как уже отмечалось, подавляющим большинством населения лагеря были русские эмигранты. Среди них оказалось и некоторое количество бывших советских граждан-эмигрантов, добровольно получивших советские паспорта после второй мировой войны под наплывом патриотических чувств, появившихся в эмигрантской среде вследствие нападения фашистской Германии на Советский Союз. Однако просоветские настроения стали испаряться после репатриации первых групп эмигрантов. А произошло это в большой степени потому, что, невзирая на советскую цензуру, в Шанхай просочились письма от репатриантов, в которых они в завуалированной форме советовали своим родным и друзьям, оставшимся в Шанхае, не следовать их примеру. Из-за этого и из-за наступления китайской Красной армии на Шанхай многие, получившие советские паспорта, от них отказались и присоединились к эвакуировавшимся на Тубабао.

В первые же дни пребывания на Тубабао русское православное духовенство – священники, монашки – и миряне приступили к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви – Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование здание бывшей американской военной церкви. За несколько дней до Пасхи 1949 года в лагерь прибыл архиепископ Иоанн Шанхайский (в миру Михаил Борисович Максимович). Он покинул остров 12 июля 1949 года, направляясь в Вашингтон (США), где хлопотал перед американским Конгрессом о предоставлении тубабаовцам права на постоянное жительство в США. Иоанн Шанхайский участвовал в составлении так называемого "Обращения русских иерархов к правительствам мира", в котором содержалась просьба облегчить участь островитян. Как показало будущее, старания русских иерархов принесли плоды: всех беженцев в конце концов вывезли с Тубабао и расселили по разным странам.

Расселение тубабаовцев началось вскоре после возникновения лагеря. Беженцы уезжали в индивидуально-семейном или групповом порядке. В индивидуально-семейном порядке выезжали в Аргентину, Бразилию, Канаду, Чили, Таиланд, Японию, США. В групповом порядке уезжали большими и малыми группами в Австралию, Францию, Суринам, Доминиканскую республику, Парагвай или в те же США.

В декабре 1951 г. над островами Самар и Тубабао разразился тайфун "Ами", уничтоживший тубабаовский лагерь. Услышав о катастрофе, Ф.Томпсон, директор IRO в Филиппинской республике, моментально выехал туда для оказания помощи пострадавшим. Вернувшись в Манилу, он добился разрешения филиппинских властей на временное пребывание там беженцев с Тубабао до их окончательного расселения. Таким образом, к концу декабря 1951 г. последние обитатели лагеря, 118 человек, его покинули. Этим и закончилась тубабаовская эпопея.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie