От Ирака к звездам
Администрация Буша готова идти на любые ухищрения для переизбрания своего шефа на второй срок
Как сообщают источники из Белого Дома, президент Буш, несмотря на значительное падение своего рейтинга и успехи конкурентов из Демократической партии на предварительных выборах, с оптимизмом смотрит в будущее. Считается, что один из главных козырей Буша – "всемогущий и всезнающий" политтехнолог Карл Роув, способный сотворить, как надеются в Белом Доме, настоящее чудо. Тем не менее, одно обстоятельство сильно смущает нынешнюю администрацию США: ей все активнее приходится отбиваться от целой серии неприятных разоблачений и обвинений, которые заметно подрывают доверие к нынешнему президенту и его администрации.Так, настоящий удар ниже пояса Буш получил не от кого-нибудь, а от Пентагона, опубликовавшего исследование, в котором поход против Саддама был признан "излишней мерой", а провозглашенная президентом "война против терроризма" – "нереалистичной постановкой задачи". Эксперты минобороны к тому же выразили мнение, что подобная стратегия чревата втягиванием Соединенных Штатов в войну с государствами, которые в действительности никакой опасности для них не представляют.
Весьма "неучтиво" с нынешним президентом обошелся и Научно-исследовательский институт мировых проблем имени Карнеги. Специалисты института недавно опубликовали исследование, доказывающее, во-первых, отсутствие всякой связи между Саддамом и террористической организацией "Аль-Каида", а во-вторых, полностью опровергающее теорию о якобы существовавшей угрозе передачи бывшим иракским режимом оружия массового уничтожения террористам Усамы бен Ладена ввиду полного отсутствия такового.
Однако, как полагают эксперты, самый серьезный урон президенту нанесла не так давно вышедшая в свет книга его бывшего министра финансов Пола О'Нилла. На ее страницах О'Нилл рассказал о собственной непродолжительной карьере в администрации Буша и поведал о некоторых ее тайнах. Разоблачения О’Нилла носили столь разрушительный характер, что администрация обвинила его в разглашении "государственной тайны" и пригрозила судебным преследованием. Среди прочего искушенный политический ветеран (О'Нилл входил в команду президентов Ричарда Никсона и Джеральда Форда в качестве эксперта по бюджету) подтвердил, что задолго до 11 сентября 2001 года администрация Буша считала абсолютно необходимым свержение Хусейна. А сама террористическая атака 11 сентября стала просто удобным предлогом для воплощения в жизнь сокровенных желаний администрации.
По мнению О'Нилла, нынешний хозяин Белого Дома и его окружение прибегли к серии ловких трюков, способных на обломках и пепле разрушенных зданий ВТЦ сделать из национальной травмы инструмент достижения своих политических целей. Поэтому и главный вопрос – вопрос доверия – встает сам собой: будут ли американцы и далее так же слепо и легко следовать за нынешним хозяином Белого Дома, когда он вторично попросит их об этом? Аналогичный вопрос задавала недавно и газета "Нью-Йорк Таймс" в своем комментарии: "Как позволили американцы так легко увлечь себя в очевидную ошибку?"
На страницах своей книги О'Нилл изобразил Джорджа Буша как статиста, склонного к внушению и быстрой смене мнений, политика без собственной точки зрения. Буш является марионеткой в умелых руках политтехнолога Роува и вице-президента Дика Чейни. Всякая попытка, по свидетельству О'Нилла, апеллировать к президенту всегда походила на ситуацию, когда "в комнату к глухим помещают слепого". О'Нилл с ностальгией вспоминает о временах Никсона, когда, если речь шла о выработке путей решения важных проблем, "документы были не просто бумажками". Сегодня же Чейни и Роув заняты почти исключительно интригами внутри администрации и идеологической индоктринацией общества.
Собственный опыт делового общения с президентом О'Нилл характеризует как односторонний: его споры с Бушем, как правило, выливались в 60 минут непрерывного монолога министра. Буш не говорит ничего, не знает ничего, постоянно производит впечатление перегруженного работой человека. Свою неудачу в администрации 43-го президента США сам О'Нилл объясняет как закономерный исход борьбы против политики Буша по снижению налогов. Благодаря этой налоговой стратегии такая держава как США, имевшая стабильный профицит бюджета, при Буше в самое короткое время получила рекордный дефицит.
В качестве свидетеля провала экономической и финансовой политики Буша О'Нилл назвал своего друга, также противника курса нынешнего президента – Алана Гринспэна, влиятельного директора Американского центрального банка, по прозвищу "Вашингтонский оракул". Гринспэн, как и О'Нилл, остро критикует налоговую политику правительства, считая ее главной причиной разочарования избирателей. По его мнению, неплатежеспособность нынешней системы очевидна.
Откровения О'Нилла относительно "иракского курса" правительства являются скорее побочным аспектом книги. В бытность свою министром финансов О'Нилл заседал в совете национальной безопасности. По его свидетельству, уже на заседании 30 января 2001 года, спустя 10 дней после приведения к присяге нового президента Буша, свершилась фундаментальная смена курса американской внешней политики. Вместо того, чтобы потрудиться выявить реальные причины ближневосточного кризиса, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс потребовала "концентрации усилий и внимания" на персоне Саддама, якобы дестабилизировавшего весь регион. После обсуждения, длившегося около часа, Буш поставил перед министром обороны Дональдом Рамсфельдом задачу "проверить боеготовность вооруженных сил". Таким образом, враг был персонифицирован, и найден корень всех ближневосточных бед – им оказался злополучный иракский лидер.
На втором заседании совета безопасности двумя днями позже, по утверждению О'Нилла, среди прочих представленных к рассмотрению документов появился план послевоенного устройства Ирака. Судьба страны и целого народа была предрешена. Еще спустя месяц О'Нилл ознакомился с документом Пентагона, из которого следовало, что нефтяные запасы Ирака давно уже попали в поле зрения администрации США и, видимо, не дают ей покоя. В бумаге, кроме того, были перечислены еще около 30 стран, проявивших явный интерес к иракскому "черному золоту".
О'Нилл, по его собственным словам, никогда не сомневался, что все помыслы Чейни и прочих пентагоновских "ястребов" главным образом нацелены на то, чтобы, свергнув Саддама, преподнести устрашающий урок другим непослушным государствам, не желающим идти в фарватере американской политики. Сам О'Нилл, напротив, никогда не видел доказательств наличия у Саддама запрещенных систем вооружений, будь то химическое, бактериологическое или ядерное оружие: "В течение 23 месяцев исполнения мною должностных обязанностей я не видел ничего, что документально подтвердило бы существование оружия массового уничтожения". Буш, публично обвинивший иракский режим в наличии ОМУ, до сих пор не представил никаких доказательств и таким образом виновен во всех сегодняшних бедах иракцев. Однако то, что в другое время привело бы к отставке пойманного на лжи правительства, сегодня до многих американцев даже не дошло.
После "победы" над иракским диктатором политтехнологи Буша принялись фантазировать на космическую тему: теперь у американцев есть новая великая национальная идея – освоение Луны, покорение Марса, а там и остального космоса. Словом, дурачить людей (благо деньги на все эти многомиллиардные забавы в США пока есть) правительство Буша намерено и впредь, лишь бы как можно дольше отвлекать внимание американцев от насущных и острых вопросов в собственном, весьма и весьма проблемном "хозяйстве".