Отечественная история бомжей
Бомжи – явление ХХ века
Не подумайте, что автор поставил целью развеселить читателя заголовком и темой. Не до смеха. Социальное явление, которое в предшествующие перестройке годы можно было сравнить с небольшим болотом на просторах страны, за какие-то десять-пятнадцать лет превратилось в неохватное взглядом озеро, питаемое со всех сторон полноводными ручьями. Нет, не представляйте себе пасторальный пейзаж! Он безрадостен, мертв, опасен для всего живого, окружающего его. Когда-то я по наивности думал, что бомж – слово французское. Сравните: дэлюж (потоп), Серж (имя), экипаж (средство передвижения). Ничего подобного! Очень даже русское, образованное из четырех слов нашей родной речи – "без определенного места жительства". Следовательно, это аббревиатура, и писать следует "БОМЖ". Но превратилась она почти в имя собственное, и пишется сегодня просто "бомж". Появилось также слово "бомжевать", однако для отдельного слова, определяющего социальное явление, еще не дошло, хотя страна, если так дальше пойдет своим ходом, опасно приблизится к порогу широкомасштабного "бомжевизма". Только в Москве и Санкт-Петербурге их, по некоторым данным, около 100 тысяч человек. Одно дело, когда бомжем становится человек, по злой воле, невезению или недомыслию лишающийся крыши над головой, денег, легальных способов заработка, документов, поддержки близких. Нередко в таких случаях бывает винавато и само государство с его несовершенными и неработающими законами. Тем не менее, такому человеку можно помочь вернуться в общество, в нормальную жизнь. Настоящая, практически неодолимая беда в том, что бомж – это и мировоззрение. Попробуйте, к примеру переубедить кришнаита… А! Слабо? В теперешнем российском обществе, озадаченном правами человека на западный манер, отношение к бомжу по-прежнему брезгливое (воняет, вшив, разносчик заразы и пр.), но все нормальные люди смирились, что гнать бомжа из общественных мест даже грубыми окриками нельзя, а взашей (как в благословенные советские времена делали стражи порядка) – нарушение прав человека. Ведь бомж "тоже человек", хотя особого вида и запаха. Конечно, будь Россия, подобно западной Европе и прочей Америке, сказочно богата, по щучьему велению, можно было бы пойти навстречу "мировоззренческой массе" бомжей – настроить для них ночлежек с душем и трехразовым питанием вкупе с легким медицинским обслуживанием, и плодись себе на здоровье, родная наша бомжатина, втягивай в свои пахучие ряды новые лица и души из поколения в поколение! Да бюджет не позволяет. Кроме показательных богаделен в столице и в некоторых благополучных городах, "младорыночная" страна может представить своим заблудшим гражданам лишь беспризорные подвалы "хрущевок" и не запирающиеся подъезды более "элитных" домов – зимой. Летом проблему решать проще: велика Россия, а некий пиит добавил, мол, много в ней лесов и полей. И укромных уголков за мусорниками, добавлю. Любопытно, когда и откуда, из каких сословий явились на нашу голову апологеты "бомжевания"? Ведь, найдя истоки, можно рассчитывать на пресечение потока. Хотя бы теоретически. Кажется, "ниточка" находится в сочинениях В.Ключевского. В ХIII-ХV вв. в составе русского общества были вольные или гулящие люди, которые не несли государственной службы и тягла. Они или работали за чужим тяглом, или кормились черной поденной работой, или питались Христовым Именем. Также жили у родственников за их счет. Другие нанимались к хозяевам на кратковременную поденную работу или занимались промыслом, который не привязывал их к земле, например промыслом скомороха. Эта категория людей не была приписана ни к какому городскому или сельскому обществу. Это был чрезвычайно подвижный и изменчивый класс – рассадник всех вольных промыслов Древней Руси, причисляя к вольным промыслам воровство, разбой и тому подобное. Поэтому с XVI столетия мы замечаем напряженные усилия государства разбить этот класс, в котором заводились всякие социальные недуги, путем присоединения его к тяглу (выделяю эту фразу, чтобы возвратиться к ней. – автор). Другой источник (Российский исторический календарь, 19.12.1992 г.) подробно рассказывает о тех, кто "питался Христовым Именем". При первых Романовых их выделили из сословия "гулящих", разделив на собственно гуляющих, богадельных и кормящихся возле церквей и монастырей. С первыми понятно, вольница в вольнице. Благополучие последних целиком зависело от возможностей храмов и обителей. Богадельни также создавались при "Божьих домах", однако на их содержание в той или иной степени шли и государственные средства. К примеру, Петр Первый в 1701 г. велел учредить 60 нищенских богаделен для помещения в них самых старых, дряхлых, больных и увечных. Дочь его, Елизавета, став императрицей, указала строить при церквах вместо деревянных богаделен каменные. Для немалого числа "вольных" нищенство стало ремеслом, дающим фантастическую прибыль. Так что же мы имеем, листая хроники в поисках родоначальников современных нам бомжей? Только некоторые родственные черты. Возьмем нищих. Для наших лиц "без определенного места жительства" подаяние играет незначительную роль для поддержания жизни. Как правило, они не просят смиренно, они чаще "сдержанно" требуют. Не так воруют, как берут то, что "плохо лежит". Основа их существования – "подножный корм", свалки, городские мусорные ящики. Сдают тряпье, бутылки, цветной металл. Профессиональные нищие (а таких – подавляющее большинство из христорадничающих) – особая категория. От неимущих, в том числе бомжей, они отличаются более благообразным внешним видом, издают терпимый запах. За редким исключением дряхлые, увечные до полной потери работоспособности, находят место в домах для престарелых, в семьях, а если просят подаяние – это их выбор образа жизни чаще всего. Воры и воришки (не путать!) тоже особая категория. Напрашивается сравнение бомжей с бродягами былых времен, красочно описанных русской литературой. Опять не то! Классические бродяги работой не гнушаются, к странствиям их гонит тяга к переменам мест, эдакое вдохновение, позыв вечно летящей души, живущей призраком свободы. Они и сейчас есть, но малозаметны в более экзотической массе "вольных" людей. Законы ими нарушаются не чаще, чем основной "подневольной" (т.е. прописанно-зарегистрированной при квартире, работе, семье) массой, они не портят городской пейзаж и экологию. Выходит, бомжи – явление нашего незабвенного ХХ века? Очень близко к истине. Явление не только русское. Мы в изобилии видим бомжей в странах "классического благополучия", таких как США, Голландия, в более чем социалистической Швеции. Правда, там они не столь обтрепаны, очевидцы говорят, не столь резко пахнут… Там это (пахнуть, носить рубища) просто не позволяется. Так, может быть, и нашим властям поставить собственных бомжей в определенные рамки? Попытаться, по Ключевскому, разбить этот класс со всеми социальными недугами? Или всякие там рамки – тоже нарушение прав человека? Тех прав, которые "прогрессивное человечество" требует соблюдать лишь в нашей стране. Не будем закрывать глаза. Бомжи – это опасно!