Отказываемся от этносов
Организация русской общины проходит в сложных условиях
Этнические русские в Израиле хотят иметь свою культурную автономию, свою неправительственную общинную организацию и, в конечном счете, русскую деревню с церковью. Но государство видит в них угрозу своему еврейскому характеру.Максим Мошкалев: "Еврейский народ не помнит своей собственной истории"
Четыре года назад Мошкалев, инженер по профессии, приехал сюда с Уральских гор. Он приехал по Закону о возвращении, так как был женат на женщине, имеющей право иммигрировать в Израиль и как отец ее сына. Мошкалев воспринял иммиграционный процесс серьезно. Там, на Урале, он читал книги по еврейской истории и начал изучать иврит.
"Я не сионист, – говорит он, – но я хочу знать." После года проживания в Израиле брак развалился. Мошкалев говорит, что их брак не выдержал трудностей абсорбции. Сейчас он живет в Нетании недалеко от своего сына. Работает в "Ам Исрагаз" днем и как охранник еврейских общин в районе возле Тулькарма ночью. Он называет их "нашими поселениями".
Когда он говорит о своей жизни и жизни нееврейской русской общины в Израиле, он использует термины, используемые евреями, когда они говорят о жизни в диаспоре. Он обеспокоен ассимиляцией и жизнью здесь, способной разрушить наследие и культуру, которые эмигранты принесли с собой. Он также чувствует враждебность и подозрительность со стороны своего еврейского окружения, когда кто-то замечает на его шее православный крест.
"Еврейский народ не помнит своей собственной истории", говорит он с горечью. "У вас была тяжелая история. Все эти тысячи лет вы не забыли вашей религии и наследия. Вот, что я люблю в еврейском народе. Но вы смотрите по другому на людей, подобных мне".
Мошкалев проявил активность, пытаясь организовать этнических русских в Израиле. Возглавил же процесс организации русской общины Анатолий Герасимов. Герасимов является дипломированным медицинским работником, приехал в Израиль пять лет назад со своей женой, еврейкой по национальности – врачом, и их двумя дочерьми, младшая из которых служит в армии. Герасимов, не являющийся евреем, в свое время получил ранение во время прохождения службы в советской армии и сейчас живет на пособие по инвалидности. В прошлом году Герасимов приложил немалые усилия для учреждения ассоциации этнических русских.
Сейчас в группе 50 активистов, потенциал которой Герасимов оценивает в четверть миллиона.
Государство иммиграции
В письме, отправленном президенту Израиля Моше Кацаву, так же, как и во время переговоров с израильскими должностными лицами, Герасимов ссылается на международную конвенцию по правам национальных меньшинств, не особо требуя, чтобы государство признало этническое меньшинство, которое он представляет.
"Нашими основными задачами являются сохранение русской культуры и создание механизмов интеграции с культурой страны проживания" писал Герасимов. Для нас, русских израильтян, важно, чтобы Израиль признал нас такими, какими мы есть. "До сих пор он не получил ответа от президента Израиля.
Адаптация этнических русских является своеобразным тестом для государства. В течение всех лет своего существования Израиль определял себя, как государство алии – еврейской иммиграции. В последние годы страна стала государством иммиграции в более широком смысле слова. И кажется, что никто не думает о том, что делать с этим существенным изменением. Нахождение здесь примерно 250 тысяч этнических русских и их попытки самоорганизоваться на национальной основе воспринимаются как угроза еврейскому характеру государства.
"Мы имеем много общего с русскими евреями", говорит Герасимов. "Мы выросли, разговаривая на одном языке, мы ходили в одни и те же школы. Но, тем не менее, мы два разных народа – евреи и русские. Есть еврейская культура и есть русская культура. Каждая еврейская община в России поддерживает связи с родиной – так почему бы нам, русским, не поддерживать связи с Россией? Желание меньшинств самоорганизоваться по национальному и культурному признакам является естественным процессом в каждом нормальном государстве".
Это мнение в Израиле непопулярно, и особенно в офисе регистрации некоммерческих ассоциаций. В прошлом году "Русская этническая группа" повторно обратилась с просьбой о регистрации на правах некоммерческой ассоциации. В заполненной ими форме были определены цели: "Помощь в полной интеграции русских израильтян в израильское общество. Юридическая и социальная поддержка русских, живущих в Государстве Израиль".
В течение года их анкета оставалась без внимания. "Они являются силой, желающей получить автономию в Израиле, что причинит ущерб еврейскому характеру государства, – сказал в интервью газете "Haaretz" регистратор некоммерческих организаций Амирам Богатт. – Право самоорганизации не может быть использовано во вред государству. Мы располагаем информацией, раскрывающей их подлинные цели".
Отвечая на просьбу ознакомиться с этим материалом, чиновники предоставили интервью из русскоязычной газеты с Алексеем Коробовым, одним из руководителей "Славянского Союза", который также подал заявление на регистрацию некоммерческой ассоциации. Но "Славянский Союз" является совершенно другой организацией, не скрывающей своей враждебности к Израилю. Его активисты даже призывали после визита
в Рамаллу – к ликвидации существующего государственного устройства страны. Тем не менее, в регистратуре некоммерческих организаций очевидно полагают, что все неевреи одинаковы.
"Хорошие солдаты"
Аркадий Мазин, журналист, который является советником члена Кнессета Романа Бронфмана (партия МЕРЕЦ), рассказывает, что Герасимов связался с его мамой-нееврейкой, художницей, пытаясь привлечь художников в свою организацию. "Моя мама всерьез задумала присоединиться к нему. Я также встречался с ним несколько раз. Мы говорили о культурной автономии, и они определенно не против Израиля. Что, если завтра они заявят в России, что еврейские общины противоречат русскому характеру государства?"
Очевидно, что в Израиле должно быть принято решение об удовлетворении вполне объяснимых нужд этой большой этнической группы.
"Мы не угрожаем еврейскому характеру государства, – сказал Анатолий Герасимов перед своей поездкой в Россию. – Еврейский характер государства исчезнет только тогда, когда сами евреи изменят это определение. Когда мы приехали сюда, мы хорошо знали, что это еврейская страна, евреи являются хозяевами этой страны, и еврейский народ сидит во главе стола, вокруг которого мы тоже хотим сидеть. Но почему государство не подготовлено к тому, чтобы иметь хорошие отношения с представителями других этнических групп? Почему бы рассматривать их не как врагов и антисемитов, а скорее как лояльную общину, поддерживающую государство? Русские – хорошие работники и хорошие солдаты".
Среди ближайших задач ассоциации, в дополнение к социальной и культурной деятельности, учреждение центра юридической помощи этническим русским для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются. Это, например, увольнение с работы за ношение православного креста. Мошкалев также хочет создать центр по распространению информации о нанесении ущерба православным в Израиле по примеру еврейских организаций, распространяющих информацию в СМИ о нанесении ущерба евреям в мире. Например, он хочет обратить внимание международной общественности на русскую школьницу из Нетании, которая была избита группой девочек еврейской национальности, вследствие чего она стала инвалидом.
Большой мечтой является также создание "Русской деревни" в центральной части Израиля. Эта воображаемая деревня будет построена в традиционно русском стиле, иметь русские рестораны, маленькую гостиницу, принимающую местных и зарубежных туристов. Школу, где будут преподаваться русская история и Новый Завет и, конечно же, русскую православную церковь, которой так не хватает в центре страны.
Русская Православная Церковь в Израиле не оказала существенной помощи "этническим русским". Кто-то из Римско-католической церкви здесь, знакомый с церковными делами заявил: "Местное русское православное руководство пытается избегать конфликтных ситуаций с израильскими властями, от которых они зависят. Эта церковь слаба и фактически подчинена Греческой Православной Церкви, имеющей в настоящий момент свои собственные проблемы. Католическая Церковь, более сильная, рассматривает предоставление им помощи при условии принятия ими католицизма. Почему нет? Подобное уже происходило в истории".
Таким образом, пока Католическая церковь, с одной стороны, и российские власти, с другой, видят потенциал в четверти миллиона людей, Израиль игнорирует проблему в надежде, что она рассосется сама собой.
"Почему вы не хотите, чтобы мы находились здесь? – удивляется Мошкалев. – В конце концов, Израиль нуждается в молодежи. У мусульман вдвое больше детей. Европейцы поняли это и открывают двери азиатам. Наша страна должна учиться у мира".