logo

Хлебные крошки

Статьи

Переселение соотечественников
Общество
Казахстан и Средняя Азия

Вадим Нешкумай

"Отлично понимаю трудности переселенцев"

Интервью с руководителем представительства ФМС России в Киргизии

Кто из российских соотечественников переезжает из Киргизии в Россию и почему, в какие регионы едут, как помогают российские власти – об этом беседа с руководителем представительства ФМС России в Киргизии Владимиром Филипповым.

– Владимир Иванович, нестабильность в Киргизии каким-то образом отражается на количестве желающих уехать из нее в Россию?

– Всем известно, что весной прошлого года в республике произошли определенные события (госпереворот, последовавшее за этим безвластие в отдельных районах республики и межнациональные конфликты. – В.Н.). Так вот, в апреле и мае прошлого года наше представительство ежедневно принимало по 250–300 человек, обращающихся за консультациями по различным вопросам переселения в Россию! Об этом, кстати, тогда же сообщалось и на сайте ФМС России. В составленных нашими специалистами диаграммах можно увидеть, что количество обратившихся иногда возрастает, и такие всплески, конечно, имеют место. В целом же, по нашей линии в прошлом году ходатайства на получение статуса добровольного переселенца подали около 4 тыс. семей. Еще 1346 анкет мы приняли от желающих воспользоваться Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Итого, в общей сложности за прошлый год представительством приняты документы более чем от 5 тыс. семей, желающих переселиться в Российскую Федерацию.

– Какие регионы России проявляют наибольшую заинтересованность в приезде соотечественников из Киргизии в рамках Государственной программы?

– На сегодняшний день руководством ФМС России ставится задача привлечения трудовых ресурсов в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Понятное дело, что по климатическим причинам, многие наши соотечественники из Киргизии в первую очередь высказывают пожелание переехать в европейскую или центральную части РФ. Но определенное количество переезжающих выбирают Дальний Восток или Сибирь, поскольку там государством предоставляются более серьезные преференции. Если, например, сумма «подъемных» в Калининградской области составляет 60 тыс. рублей на заявителя и по 20 тыс. на каждого из членов его семьи, то на Дальнем Востоке эти цифры составляют 120 тыс. и 40 тыс. рублей соответственно. Кроме того, также выплачивается компенсация за оплату проезда и перевозку контейнера с личным имуществом. А вот с жильем люди должны решать самостоятельно, за крайне редким исключением. Недавно мы проводили видеоконференцию с Амурской областью, где власти построили несколько благоустроенных домов в сельской местности для переселенцев, желающих принять участие в Госпрограмме. Жилье переселенцы там смогут сначала арендовать, а в дальнейшем получить возможность его полного выкупа.

С начала текущего года подобные видеоконференции были проведены с Хабаровским и Приморским краями. Удалось наладить своеобразный «он-лайн»-механизм общения потенциальных участников Госпрограммы с представителями уполномоченных органов указанных российских регионов. Люди в режиме реального времени могут задать имеющиеся у них вопросы будущим работодателям или представителям органов власти субъектов России, участвующих в реализации Госпрограммы. И тем не менее киргизстанцев чаще притягивает центральная и европейская части России. Почти 60% переселенцев из Киргизии хотели бы выехать в Калининградскую область, около 14% – в Липецкую и 6% – в Калужскую. С 2007 года, когда начала реализовываться Госпрограмма, представительством принято более 4 тыс. анкет от желающих принять в ней участие. Если считать и членов семей заявителей, то речь идет о более чем 10,5 тыс. человек. И это только цифры, касающиеся Киргизии! Наше государство заинтересовано в привлечении трудовых ресурсов, а также в улучшении демографической ситуации в районах, где убыль населения ощущается в большей степени.

– По результатам последней всероссийской переписи населения, численность жителей РФ за 8 лет сократилась почти на 2 млн человек. Насколько реально, что приток этнических россиян из республик бывшего СССР улучшит демографическую ситуацию в России?

– Привлечение соотечественников из-за рубежа, особенно из постсоветских государств, о чем неоднократно говорилось на разных уровнях, в значительной степени влияет на демографическую обстановку в Российской Федерации. К примеру, недавно была озвучена интересная статистика по численности и движению населения за прошлый год. В Санкт-Петербурге и Москве, и это понятно, наблюдается увеличение количества жителей. Но оно происходит и в Белгородской области, и это не случайно! Если проанализировать сведения о численности людей, переехавших через наше представительство в Россию, то Белгородская область занимает одно из первых мест, куда едут соотечественники. Хотя на сегодняшний день Белгородская область не участвует в Государственной программе по оказанию содействия в переселении соотечественников из-за рубежа, миграционный приток переселенцев в данный регион очень высок и без государственной поддержки.

За 13 лет деятельности наше представительство в Киргизии приняло почти 60 тыс. ходатайств о предоставлении статуса добровольного переселенца. Выдали мы, естественно, несколько меньше разрешений на переезд (переселение) в Российскую Федерацию. Но в данном случае речь идет только об официальных статистических данных нашего представительства. А если ознакомиться с цифрами Национального статистического комитета Киргизии, то из республики, особенно в 90-е годы, без получения статуса добровольного переселенца уезжали ежегодно десятки тысяч человек, в подавляющем большинстве – в Россию. Поэтому в 2006 году Президентом Российской Федерации был подписан указ об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, который предусматривает ряд мер государственной поддержки механизма переезда соотечественников, а также получения ими гражданства России и других видов социальных гарантий.

– Киргизские газеты все чаще пишут, что в последнее время среди желающих перебраться на постоянное место жительство в Россию много не только этнических русских, но и киргизов…

– Сразу хотел бы сказать, что нашим представительством статистика ведется только по тем лицам, которые к нам обращаются. Примерно 90% из них – это представители славянских национальностей. А что касается в целом выезда людей из Киргизии, то, по данным того же киргизского Нацстаткома, в прошлом году республику покинули более 50 тыс. человек. Чуть более 21 тыс. из них являются этническими киргизами, около 13 тыс. – этническими узбеками и 12,5 тыс. – этническими русскими.

– Многих переселенцев сейчас волнует вопрос отправки имущества в Россию. Они рассказывают, что возникли какие-то проблемы с доставкой контейнеров…

– Это, к сожалению, действительно так. Я неоднократно слышал об этом от наших соотечественников. Некоторые из них даже приходили к нам и перезаписывались, чтобы получить статус переселенцев позднее, мотивируя свою просьбу невозможностью отправки контейнеров с личным имуществом. Многие даже написали заявления в наше представительство и на имя Посла России в Киргизии, чтобы им оказали содействие в получении достоверной информации: почему складывается такая ситуация. То ли это связано с транзитом контейнеров по территории Казахстана (в связи со вступлением в действие норм законодательства Таможенного союза), то ли их из Киргизии не выпускают. Часть людей по этой причине вынуждена откладывать свой отъезд. Указанные обращения начали поступать к нам в мае, и я уже доложил послу о сложившейся ситуации. С Министерством труда, занятости и миграции Киргизии, которое является уполномоченным органом по реализации соглашения между Киргизией и Россией о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, в оперативном режиме выясняем этот вопрос.

– Записавшиеся на прием к специалистам вашего представительства граждане рассказывают, что также возникли какие-то проблемы с вывозом в Россию принадлежащих им автомобилей.

– С одной стороны, это проблема, а с другой – не проблема вовсе. Когда существует большое количество желающих одномоментно вывезти личный автотранспорт, причем в последние годы их количество резко увеличилось, то в силу ограниченных физических возможностей сотрудников представительства, немногочисленности в том числе, мы не в состоянии переработать огромный поток всех необходимых в таких случаях документов. В этой связи в целях оптимизации приема населения, переезжающего в Российскую Федерацию по статусу добровольного переселенца с личным автотранспортом, а также в связи с поступающими жалобами посетителей на мошеннические действия некоторых лиц, самостоятельно регулирующих очередь, в декабре 2010 года в представительстве была введена предварительная запись на подачу документов с автотранспортом. Запись всех желающих подать документы на беспошлинный вывоз автотранспорта в РФ в рамках статуса добровольного переселенца осуществлялась в порядке «живой очереди» на конкретное время и дату. Что получило положительную оценку большинства потенциальных переселенцев, так как исключалась необходимость продолжительное время выстаивать в очереди, приходить на «переклички», организованные самими же посетителями из-за огромного количества желающих заявить автотранспорт к вывозу. Ввиду многочисленности обращающихся посетителей уже в феврале 2011 года запись приостановлена из-за того, что все приемные дни заполнены вплоть до 31 июля этого года, до даты окончания действия соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года. О сложившейся ситуации было доложено в ФМС России и Посольство России в Киргизии. Кроме того, на положение повлияло и принятое Таможенной службой России решение. Проанализировав сложившуюся ситуацию за последние годы, было принято решение о внесении изменений и дополнений в действующую редакцию соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев в части, касающейся вывоза переселенцами личного автотранспорта. Сегодня уже подготовлен и находится в стадии прохождения внутригосударственных процедур протокол о внесении изменений в указанное соглашение, предусматривающий установление срока владения транспортным средством не менее 6 месяцев и необходимость его соответствия экологическим требованиям стандарта «Евро-4», как это предусмотрено вступившим в силу таможенным законодательством Таможенного союза.

– На одной из последних в Киргизии конференций по проблемам мигрантов было заявлено, что многие киргизстанцы получили отказ на переселение от соответствующих структур Тюменской области. Можете объяснить, в чем причина?

– К сожалению, в прошлые годы от уполномоченного органа Тюменской области поступило много отказов (85%) по анкетам соотечественников, направленным представительством в данный регион в рамках реализации Госпрограммы. Причинами назывались либо нежелание работодателя нанимать данного специалиста, либо повышенные требования с его стороны к профессиональной подготовке соискателя. Ведь далеко не все потенциальные переселенцы соответствуют определенным квалификационным требованиям. Когда у людей нет возможности приобрести жилье самостоятельно, субъект также отказывает. Все прекрасно понимают, что переселенцев, в первую очередь, желательно обеспечить работой, и поэтому на плечи региональных и местных властей ложится большая ответственность. Мы об этой ситуации докладывали в ФМС России.

– Как киргизская сторона относится к деятельности на ее территории вашего представительства, спорных моментов не возникает?

– С органами власти Киргизии, в частности с Министерством труда, занятости и миграции, как я уже говорил, работаем в рамках реализации двухстороннего соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Министерство является уполномоченным органом по реализации данного соглашения с киргизской стороны, наше представительство – с российской. В рамках соглашения мы направляем документы на согласование киргизской стороне, после прохождения установленных процедур по данным документам присваиваем статус добровольного переселенца и выдаем разрешение на переезд (переселение) в Российскую Федерацию. На сегодня в совместной с указанным министерством работе у нас проблем не возникало. Я неоднократно отмечал, что мы весьма признательны руководству и органам власти Киргизии за оказываемое ими содействие работе нашего представительства. За то, что мы можем спокойно и с прессой общаться, и с представителями других органов государственной власти. По сравнению с тем, что рассказывают наши коллеги в других государствах СНГ, у нас, считаю, весьма положительно налажено сотрудничество.

– Руководитель представительства ФМС России тоже человек. Сопереживаете ли собеседникам, с которыми приходится общаться в рамках профессиональной деятельности?

– По-человечески, естественно, понимаю их. Особенно, когда какую-то толику его забот пропустишь через себя. Я вот, к примеру, по служебной необходимости раз семь или восемь переезжал из одной квартиры в другую. Это очень непростые ситуации. А когда человек решается переезжать в другую страну это, конечно же, труднейшее решение. И многим отважиться на такое тяжело. Когда беседуешь с людьми, разговариваешь с ними, стараешься по максимуму оказать им не только содействие, но и подсказать какие-то возможные житейские варианты. Кто-то приходит к нам, когда они уже выписались из Киргизии, уехали в Россию, получили там гражданство, а потом вернулись, чтобы забрать какие-то вещи. Но прошло определенное время, и статусом переселенца они уже теперь воспользоваться не могут. Подсказываем, что они могут воспользоваться какими-то механизмами в рамках Таможенного союза. Стараемся оказывать людям всю возможную если уж и не практическую помощь, то информационную поддержку.

– До Киргизии Вы несколько лет работали в представительстве ФМС России в Армении. А еще раньше в центральном аппарате Вашего ведомства. Есть ли разница между деятельностью в Москве и за рубежом?

– В любой работе, безусловно, есть своя специфика. В центральном аппарате, к примеру, значительная часть повседневного общения приходилось на сотрудников, которые работают в системе нашего ведомства или других министерствах. А уже в Армении, а затем и в Киргизии, чаще приходится общаться с людьми, с переселенцами, которые уезжают на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. С теми, кто приходит с различными проблемами на прием в наше представительство, и это уже требует знаний некоторых аспектов законодательства страны пребывания. Здесь, конечно, есть своя специфика по сравнению с моей работой в России.

– Семья с Вами? Никто не отказывался ехать с Вами на несколько лет на Кавказ и в Азию, предпочтя обласканную плодами цивилизации Москву?

– Нет, все со мной, потому что семья – это все-таки немаловажный фактор поддержки. Старший сын сейчас здесь, в Бишкеке, заканчивает школу. Дочке пять с половиной лет, и она ходит в бишкекский детский сад. Мы ее Ксенией назвали, а потом где-то увидели перевод этого имени – означает «иностранка, путешественница». Так оно в жизни и получилось – родилась в Армении, в Ереване. Постоянная регистрация у нее в Москве. Сейчас живет в Киргизии. Мы иногда в семье шутим: «Ну вот, настоящая путешественница получилась». К переезду сюда все мои близкие отнеслись нормально, старший сын часто вспоминает про Армению, говорит, что с удовольствием вновь поехал бы туда. Но и здесь у него уже много друзей. Нам всем в Киргизии нравится. Природа, конечно, изумительная: пологие зеленые горы, а сразу за ними – снежные вершины, вызывают только восхищение. Супруга, особенно в первое время, не могла оторвать взгляд от скачущих или пасущихся на горных склонах коней и жеребят. Мы, вообще, стараемся по воскресеньям выбраться за город, благо здесь все рядом, и через 15–20 минут ты уже на чистом воздухе.

Вадим Нешкумай,

корр. ИТАР-ТАСС, Киргизия, специально для журнала «Русский век»

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie