logo

Хлебные крошки

Статьи

Нурлан Органбаев

Отношения со знаком плюс

Несмотря на ряд нерешенных проблем

9-10 января состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан. В ходе визита глава российского государства совместно со своим казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым торжественно открыли Год России в Казахстане. Напомним, что предыдущий был Годом Казахстана в России.

В целом, визит можно назвать вполне удачным. На фоне пробуксовывающих переговоров с Украиной и Белоруссией о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) Казахстан является фактически единственным участником соглашения, с которым у России сложилось конструктивное взаимопонимание в этом вопросе. Об особом характере двусторонних отношений говорит тот факт, что вопреки протоколу Нурсултан Назарбаев лично приехал встречать В.Путина в аэропорт.

Оба президента достигли договоренностей по всем ключевым вопросам. Все 11 подготовленных документов были подписаны. В частности, России удалось продлить сроки аренды космодрома "Байконур" до 2050 года, не меняя ставок арендной платы: на протяжении следующих 45 лет она будет составлять 115 миллионов долларов в год. В том же соглашении был пункт о совместной разработке ракетно-космического комплекса "Байтерек". Первая казахская ракета "Байтерек" будет создана на базе российского ракетно-космического комплекса "Ангара". Кроме того, был подписан контракт на строительство и запуск первого казахстанского геостационарного спутника, который будет создан в Москве Научно-производственным центром им. Хруничева.

Переговоры по проблемам топливно-энергетического комплекса также завершились вполне успешно. Компании "Лукойл" и "КазМунайгаз" подписали договор о совместной разработке нефтяных месторождений "Тюб-Караган" и "Аташская". И это вдобавок к тому, что в прошлом году Казахстан через российскую территорию транспортировал на внешние рынки 32 миллионов тонн нефти. Российский лидер заявил о готовности России и в дальнейшем оказывать поддержку Казахстану в транспортировке его энергоресурсов.

В заключение визита за вклад в развитие двусторонних отношений президент Н.Назарбаев вручил Орден Достык (в переводе с казахского языка – "Дружба") некоторым российским чиновникам.

В то же время между двумя странами остался ряд и нерешенных проблем. Так, до сих пор не выполнена задача по окончательной делимитации российско-казахстанской границы. Делимитированы 98 процентов линии границы, оставшиеся 2 процента – самые сложные, так как часть российских и казахстанских железных дорог идут по территории друг друга. Этот вопрос стороны пообещали решить к концу года, хотя по прошлогодним договоренностям должны были успеть к январю.

Не так давно казахстанские власти заявили, что республика по-прежнему рассматривает возможность своего участия в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Осуществление этого проекта, активно лоббируемого Вашингтоном, не может не волновать Москву. Тем временем Каспийский трубопроводный консорциум, который должен экспортировать казахскую нефть через Новороссийск, пока не набрал и половины своей проектной мощности.

Беспокойство Москвы вызывает и расширение сотрудничества Казахстана с НАТО. На последних заседаниях Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Казахстан категорически отказался поддержать инициированное Москвой предложение о сотрудничестве и партнерстве ОДКБ с НАТО в военной сфере на коллективной основе. Казахские представители дали понять, что предпочитают осуществлять партнерство с альянсом напрямую – на двусторонней основе. Североатлантический альянс еще в марте прошлого года включил республику в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Казахстан совместно с США, Великобританией, Испанией и Турцией укрепляет военную инфраструктуру на Каспии, в частности, создает военно-морские базы. На эти цели только в 2003 году страны НАТО выделили Астане до 35 миллионов долларов.

Кроме того, Казахстан планирует модернизировать систему ПВО с помощью США, Великобритании и Германии (стоимость проекта, как ожидается, составит 1 миллиард долларов). В результате НАТО может получить доступ к отдельным элементам системы ПВО СНГ, и это вынудит Россию к дополнительным тратам на соответствующие контрмеры. Да и российские структуры рискуют потерять крупный военный заказ. Во время пребывания В.Путина в Астане была достигнута договоренность, что в ближайшие дни в Москву прибудет министр обороны Казахстана для обсуждения данной проблемы. Логичнее, конечно, Астане в вопросах, касающихся национальной безопасности, приоритет отдавать своему стратегическому партнеру, нежели тем, кто рассматривает республику как геополитический и сырьевой материал. По крайней мере, в стратегическом отношении из этого можно было бы извлечь больше дивидендов.

По-прежнему болезненным вопросом в двусторонних отношениях остается положение русскоязычного населения в Казахстане. И хотя министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев в ходе визита заявил об отсутствии проблем в этой области, что "изначально мы никогда не представляли себе нашего существования без русского компонента, без русского населения", в последние годы происходит медленное, но целенаправленное вытеснение русского языка из всех сфер жизни республики. Как известно, с 1 января 2003 года электронным СМИ Казахстана было официально предписано осуществлять вещание на казахском языке в объеме не менее 80%, что фактически ломает сетки вещания и работу около 100 казахских телерадиокомпаний, специализирующихся на ретрансляции программ российских телеканалов. Кроме того, под давлением местных властей постоянно уменьшается количество уроков русского языка и литературы в русских школах республики. По разным данным, при численности русского населения в 4,5 миллиона человек (30% всех жителей страны) доля этнических казахов в органах государственной власти и управления превышает 80 процентов.

Тем не менее, несмотря на указанные проблемы, российско-казахстанские отношения отличаются интенсивностью и солидной договорно-правовой базой: товарооборот между странами составляет 5,5 миллиардов долларов (на встрече в Астане президенты пообещали его удвоить), подписано более 260 договоров и соглашений. Особый отпечаток на подобные отношения России и Казахстана, без сомнения, накладывают исторический аспект и наличие в Казахстане большой русскоязычной диаспоры. Не следует также забывать, что и в России проживает многомиллионная казахская диаспора. Как полагают аналитики, Н.Назарбаев многое делает для укрепления отношений с северным соседом. В свою очередь, прозападный курс руководства непопулярен среди населения страны, а сам Запад, похоже, не удовлетворяет фигура действующего президента: ряд заокеанских и европейских политических институтов постоянно обвиняет власти страны в коррупции и нарушении прав человека и свободы прессы, оказывает финансовую и политическую поддержку оппозиции и, скорее всего, желает видеть у руля государства марионеточную фигуру. А впереди у Н.Назарбаева – серьезные испытания: осенью этого года в республике пройдут парламентские выборы, через два года – президентские. Так что курс на долгосрочное стратегическое сотрудничество с Россией может обусловить не только динамическое развитие суверенного Казахстана, но и политическое будущее правящей элиты.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie