Память о распаде СССР в современной России
Конкурирующее нарративы и анализ их общественного восприятия
З2 года назад распался Советский Союз. Отношение к этому событию превратилось сегодня в один из идеологических водоразделов между сторонниками западноевропейских ценностей и теми, кто считает себя патриотом России. Для первых распад – символ свободы и независимости, для вторых – «геополитическая катастрофа». Особенно остро этот внутренний цивилизационный разлом обострился после начала Специальной военной операции на Украине, которую многие считают – восстановлением исторической справедливости, попранной как раз в период развала единой страны.
Такие национальные «мемориальные войны» могут являться нашей ментальной особенностью, как остроумно подметил Михаил Задорнов: «Все народы, используя демократические методы, борются за свое будущее, и только мы сражаемся с нашим прошлым. И, что поражает, ведь постоянно мы побеждаем!».
Память о распаде Советского Союза под влиянием современных геополитических трансформаций выходит из экспертной исторической плоскости в публичное пространство и требует широкого осмысления, актуализируя в России дискуссию о его причинах, виновниках и последствиях в новых информационных формах.
Чтобы изучить конкурирующие нарративы в отношении этого исторического периода и проанализировать их общественное восприятие было проведено политико-психологическое исследование при помощи фокусированных интервью (октябрь 2022-го по январь 2023-го года) и контент-анализ актуальных исторических нарративов в Теlegram-каналах и на платформе YouTube. Опрос фиксировал память о распаде СССР в восприятии российских граждан и позволил соотнести эти результаты со смысловой структурой медиадискуссий на онлайн-платформах YouTube и Теlegram.
Выборку составили 140 респондентов из России, сбалансированных по полу (мужской/женский), возрасту (в трех категориях: 18–35 лет, 35–55 лет, старше 55 лет) и образованию (респонденты с высшим образованием и без него), как это принято в исследованиях качественного характера.
Дополнительно рассматривается специфика конструирования цивилизационных разломов общественного сознания современной России в отношении распада СССР на примере медиадискуссий о личности Горбачева.
Результатами проведенного исследования мы хотели бы поделиться в этой статье.
Результаты исследования
Память о распаде СССР поляризует российское общество на две неравномерных сегмента. Этим сегментам соответствуют изученные на примере контента YouTube и Теlegram-каналов патриотический и либерально-западнический нарративы.
Патриотический нарратив, интерпретирующий распад СССР как национальную травму, является самым распространенным в ответах респондентов. Для большинства опрошенных распад СССР воспринимается как катастрофа, которая уничтожила государство, олицетворявшее справедливость и советский проект (табл.1).
Трагическое восприятие распада СССР прослеживалось даже у носителей антисоветских взглядов, особенно на неосознаваемом уровне. Так, некоторые респонденты, отвечая на открытый, ассоциативный вопрос «СССР – это …», отмечали, что СССР для них – это «катастрофа», «тоталитарный мир», «справедливо распавшееся государство», но при этом были не готовы однозначно трактовать советский период как «трагедию, растянувшуюся на 70 лет» (табл.2).
Наиболее распространенные причины распада также укладываются в канву патриотического нарратива – на первом месте иностранное вмешательство (47%), предательство элит и слабость власти (39% и 38%). В целом крушение СССР воспринимается как рукотворное событие, которое можно было избежать.
Большинство респондентов поддерживает мнение о незавершенности распада Советского союза и связывает его с актуальными событиями украинского кризиса и СВО. Примечательно, что это мнение прослеживалось и на иррациональном, глубинном уровне восприятия, в рисуночных тестах (рис.1).
Всего 8% респондентов преимущественно из младшей возрастной категории не видят этой связи, 7% – затрудняются ответить.
Анализ восприятия распада СССР показал, что даже у молодых людей – оппонентов и критиков коммунистического режима выражалась сожаление о «крахе могущественной державы», которое особенно ярко проявилось в рисуночных тестах (рис. 2).
Исходя из результатов проведённого исследования российская молодежь имеет весьма противоречивую идентичность. Одна часть (и это большая часть выборки) транслирует патриотический нарратив о распаде СССР. Этому способствует активная героизация советского прошлого с помощью официальных медиа и масштабных празднований, посвященных Великой Отечественной войне. Все это оказывает влияние на молодое поколение, прошедшее первичную политическую социализацию уже после 2000-х. Они с готовностью воспринимают патриотические посылы и откликаются на них.
Другая часть (и это каждый третий среди опрошенных молодых людей) разделяет либеральные взгляды и установки. Они демонстрируют более стереотипизированный и фрагментарный образ распада СССР. Большинство выявленных в YouTube и Теlegram-каналах содержательных элементов либерального нарратива характерны именно для восприятия молодых граждан.
Либеральный нарратив нацелен на развенчание идеалов советской эпохи и оправдание распада СССР как исторической неизбежности. Также заметно влияние активного формирования лидерами либеральной оппозицией новых нарративов о личности Горбачева с помощью авторских блогов на YouTube и документальных фильмов либеральных медиа (большинство из которых признаны иноагентами в России).
Смысловая структура либерального нарратива о Горбачеве содержит ряд взаимосвязанных утверждений: «Горбачев хотел, как лучше, но не смог», «распад был неизбежен», «дал людям свободу», «не держался за власть», «хотел спасти Союз от развала вместе с американцами». Часть респондентов младшей возрастной группы (активные пользователи сети) демонстрировали к нему более лояльное отношение, чем представители старшей возрастной группы, среди которых эти установки не встречались.
В целом большинство опрошенных считают Горбачева причастным к крушению советской власти.
В 2022 году его смерть вызвала активное публичное обсуждение в медиапространстве, стала причиной общественных разногласий и поводом для политических сил еще раз высказать свои позиции по поводу распада СССР.
Основными идеологическими группами в российских Telegram и YouTube-каналах, согласно проведенному контент-анализу, являются патриотическая и либеральная, каждая из которых конструирует собственный нарратив о фигуре Горбачева и его роли в развале страны.
Патриотическая группа включает в себя широкий спектр политических сил от левых, коммунистов и сторонников СССР, до правых консерваторов-монархистов, чьим идеалом является Российская империя. Объединяющим фактором столь разнородной группы выступает восприятие распада СССР как общенациональной трагедии и негативная оценка роли Горбачева в этом процессе.
Таким образом, трагическая память о распаде СССР выступает в качестве основы для поддержания антиреволюционного консенсуса в российском обществе и отрицательного отношения к политикам, ориентированным на Запад.
Либеральная группа, объединяется вокруг нарратива о неизбежности краха Советского Союза и благодетельной роли Горбачева, пытавшегося, но безуспешно, спасти страну, и добровольно отказавшегося от власти. Либеральный нарратив нацелен на разрушение антиреволюционного консенсуса и дестабилизацию общественных настроений в России.
Следует отметить активную работу либеральной оппозиции в YouTubе, их сплоченность и продуктивность в создании информационного контента. Патриоты более результативную деятельность по управлению политическим медиадискурсом сегодня ведут в Telegram.
Таким образом, политический разлом на «либералов-западников» и «глубинный народ», характерный для российского общества после 1991, сейчас трансформируется в разлом цивилизационный, определяющий идентичность.
Позитивное восприятие распада СССР и ориентация на Запад как высшую ценность выступают маркером разрыва с российской национальной идентичностью.
В результате проведенных исследований можно заключить, что память о прошлом становится информационно-идеологическим оружием, интерпретирующим настоящее, способным провоцировать и задавать тон общественным настроениям, чем пользуются разные политические силы.
Важным вводом является отсутствие разницы в отношении к распаду СССР (особенно на бессознательном уровне, в рисуночных тестах) среди младшей возрастной группы и представителями старшего поколения. Подавляющее большинство опрошенных разделяют установки патриотического нарратива и воспроизводят трагическую память о распаде страны. При этом цивилизационный раскол проявляется внутри современной российской молодежи, неравномерно разделенной на тех, кто придерживается патриотических взглядов и тех, кто исповедует западно-либеральную систему ценностей.
Мария Савельева, специально для RUSSKIE.ORG