logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

Беседовала Елена Еремеева, корр. ИТАР-ТАСС специально для портала "Соотечественники"

Пчелиный яд на службе медицины

"Мазь Кузнецова" – новый российский препарат, созданный на основе пчелиного яда

Первые пчелы (apis – лат.), как утверждают ученые, появились на Земле значительно раньше человека, а именно, более 50 миллионов лет назад, в то время как в медоносную – отряда перепончатокрылых – пчела превратилась только 10 миллионов лет спустя и существует в таком виде по сей день. В ходе эволюции эти удивительные насекомые сумели не только сохраниться как вид, но и выработать своеобразный социальный уклад жизни с высокой степенью специализации поведения и инстинктов, построив свое государство – "пчеландию" с только ему присущими принципами, законами и порядками.

С главным продуктом пчелопроизводства – медом – человек познакомился давно. Лакомясь душистым продуктом, он вскоре научился содержать пчел, а мед использовал не только как продукт питания. Так, древние египетские пирамиды и обелиски подтверждают, что египтяне употребляли мед в пищу и активно использовали его как лечебное, косметическое и консервирующее средство. Из воска люди научились изготавливать свечи, пчела же в их сознании стала ассоциироваться с понятиями чистоты, деятельности, трудолюбия и воздержанности. А некоторые народы считали пчел посредниками между миром богов и миром людей. Да эта крылатая труженица и впрямь словно специально создана Всевышним в подарок человеку: живет она всего 40-45 дней, но за свою короткую жизнь успевает создать целый арсенал весьма полезных – кАк для своих сородичей, так и для человека – продуктов.

Что же касается применения продуктов пчелопроизводства в качестве лечебного средства, то первое руководство по апитерапии было найдено на папирусе Эберса и составлено врачами Древнего Египта еще в 1700 году до нашей эры. Древние врачеватели настоятельно рекомендовали своим пациентам применение меда, прополиса и воска при лечении разных заболеваний. Множество рецептов существует и в трудах Демокрита, Гиппократа, Авиценны. Гален и Плиний Старший подробно описали применение пчелиного яда в качестве обеззараживающего и заживляющего раны средства. Упоминание о замечательных восстановительных свойствах меда и продуктов пчеловодства для человеческого организма сохранилось и в берестяных грамотах Древней Руси. Известно, что русский царь Иван Грозный, страдавший, по-видимому, полиартритом, лечился "пчелиным ужаливанием".

Русский мед издревле славился во многих странах мира, так как его многообразие обусловлено разной медоносной растительностью и особенностями климата России. Самым ранним древнерусским документом, в котором речь шла о продуктах пчеловодства, был договор 911 г. киевского князя Олега с византийским императором. В этом историческом документе оговаривались условия значительных поставок меда и воска в Византию.

В России развитию пчеловодства активно способствовала православная церковь, которая объявила святыми его покровителями двух соловецких монахов – преподобных Зосиму и Савватия. С тех пор пчелиный промысел стал считаться одним из тех занятий, которые требуют от человека праведной жизни и нравственной чистоты. Не удивительно, что с развитием пчеловодства у человека стал проявляться интерес к лечебным свойствам пчелопродуктов – меда, воска, пыльцы, прополиса и пчелиного яда. Но в России медицина развивалась весьма самобытно в гуще народной, рецептами исцеления владели знахари, кудесники, волхвы, колдуны, наговорщики, чародеи.

Что же касается пчелиного яда, то его применение в медицине тысячелетиями проводилось чисто эмпирически. Было, например, замечено, что пчеловоды, которые довольно часто подвергаются укусам пчел, практически не болеют ревматизмом. Может быть, именно поэтому пчеловоды и народные целители самыми первыми стали использовать пчелиный яд как лечебное средство, и только со второй половины XIX века к ним присоединились врачи.

В 1864 году профессор Лукомский описывает лечение пчелами невралгии, а в 1888 году австрийский врач Ф.Терч, которого прозвали "отцом апитерапии", опубликовал результаты своей многолетней практики лечения ревматизма укусами пчел. Но первые препараты из пчелиного яда были изготовлены лишь в 1927 году.

И тем не менее, как метод лечения продуктами пчелопроизвоства (медом, воском, прополисом, пыльцой, маточным молочком и пчелиным ядом) апитерапия была официально утверждена в России лишь 10 марта 1959 года Ученым Медицинским Советом министерства здравоохранения.

Применяя для лечения различных заболеваний препараты, содержащие пчелиный яд, ученые и медики обратили внимание на удивительную и порой труднообъяснимую эффективность этих лекарств, которые не дают побочных эффектов, оказывая общеоздоравливающее действие на весь организм независимо от возраста человека. Но обычно новые препараты прочно занимают место в арсенале медицины и рационально используются в борьбе с болезнями только в том случае, когда их применение базируется на строго научной теории. Именно такая постановка вопроса заставила ученых продолжить исследования по изучению химического состава и физиологических свойств пчелиного яда. Более чем полувековая разработка вопроса о химическом составе пчелиного яда усилиями коллективов ученых Австрии, Англии, США, Болгарии, Германии, СССР и других стран позволила разобраться в его химической природе. В лабораториях разных стран были созданы препараты на его основе, а метод лечения пчелиным ядом получил название – апитокситерапии.

Первоначально введение пчелиного яда в организм человека осуществлялось несколькими способами – это естественные ужаливания пчел, внутрикожное введение готовых препаратов или прием таблеток, содержащих пчелиный яд, ингаляция, ионофорез или втирание мазей. Позже медики отказались от прямых подкожных инъекций, так как с появлением множества других лекарственных препаратов, в том числе и различных мазей, необходимость в этом просто отпала. Учитывая особенности лекарств, содержащих пчелиный яд, срок их действия органичен и не должен превышать пяти лет.

Сейчас на российском рынке появилось множество косметических средств, в частности, кремов, созданных на основе продуктов пчелопроизводства. Но крем – средство косметическое, а не лечебное, в то время как мазь является лекарственным препаратом. Так вот, что касается мазей, то в настоящее время из эффективных препаратов на российском рынке остался лишь один немецкий "апизатрон". Российские же препараты, срок действия которых закончился, не прошли повторную регистрацию и сертификацию соответствия своему аналогу, который был зарегистрирован авторами ранее в Минздраве России. Но это отнюдь не означает, что российская наука в этой области отстала от ведущих западных разработок. Напротив, совсем недавно в Минздраве России был зарегистрирован новый лекарственный препарат, по своим свойствам не имеющий аналогов в мире, созданный молодым российским ученым-токсикологом, доктором химических наук Валерием Юрьевичем Кузнецовым. Это мазь, содержащая пчелиный яд, которая названа в честь своего создателя и зарегистрирована как "Мазь Кузнецова".

– Валерий Юрьевич, почему Вы занимаетесь исследованием именно пчелиного яда?

– Как токсиколог я давно занимался изучением воздействия на организм человека различных ядов как животного, так и растительного происхождения. Помимо пчел к отряду перепончатокрылых относятся еще осы и шмели, но проще всего собирать яд у пчел. Раньше в целях сбора яда их попросту убивали, но такой метод оказался нерациональным. Представляете, сколько нужно было убить пчел, чтобы собрать всего несколько граммов пчелиного яда? Сейчас метод в корне изменился, получив название "щадящей технологии".

– Как же удается сохранить жизнь пчелы, после того как у нее взяли яд?

– Сначала нужно было понять, как происходит сама процедура "ужаливания". Всем известно, что пчела без жала жить не может. По своей форме жало пчелы напоминает ломаную линию и в момент укуса, проникая под кожу жертвы, остается в ней, а насекомое, потерявшее свой жизненно важный орган, вскоре погибает. В "щадящей технологии" учтены особенности строения пчелиного жала, и после сбора яда оно остается целым и невредимым. Процедура сбора проста: рамочку, состоящую из нихромовых ниток, помещают на "леток" и пропускают через нее ток. За рамкой размещают отполированное до блеска стекло. Пчела, пролетая сквозь нити, инстинктивно "кусает" стекло, оставляя на нем капельку яда, но при этом не повреждает жало и остается живой. Яд быстро высыхает и становится желтым. Наблюдения показали, что пчелиный яд подвержен процессу окисления, поэтому его счищают со стекла, лиофильно высушивают и помещают в холод, где он может храниться в течение 10 лет. За сезон одна пчелиная семья дает всего один грамм яда, а это только один улей, то есть примерно 5 кг пчел. У шмеля и осы яд более токсичен. Если говорить медицинскими терминами, то у пчелиного яда самый широкий терапевтический интервал – это разница между безопасной и токсической дозами. Кроме того, пчелиный яд отличается по составу от яда осы, гадюки, кобры и ядовитой жабы. Одно из основных достоинств пчелиного яда – способность "разжижать" кровь, в то время как змеиный яд, напротив, активно способствует повышению свертываемости крови.

– Как Вам пришла идея создания мази?

– Признаюсь, что все было не так-то просто, как кажется на первый взгляд, ведь я работал над этой проблемой более девяти лет. Мои коллеги говорили, что я "пытаюсь совместить несовместимое". Поэтому сначала мне пришлось подробно и долго изучить все имеющиеся мировые наработки в этой области, которые, конечно же, были учтены мною в дальнейшем. Проводя эксперименты, я заметил, что большинство предыдущих мазей, содержащих пчелиный яд, были созданы на вазелиновой основе. А вазелин, как известно, образует на коже тонкую пленку, препятствуя проникновению в кровь активных лекарственных веществ. Я решил пойти другим путем и использовал иную, мелкодисперсную основу. Но главная проблема состояла в том, чтобы понять, как оперативно доставить в кровь активно действующие вещества, содержащиеся в пчелином яде. Да, я понимал, в чем состоит суть проблемы, но совершенно не представлял, как ее решить в действительности. А через несколько лет это решение пришло ко мне… во сне. Проснувшись, я вдруг понял, как мне нужно действовать. Когда мазь была создана, мы провели длительный комплекс исследований на мышах, затем на приматах и только потом на людях.

– Что же показали исследования? Можно ли сравнить мазь по силе воздействия, скажем, с подкожным введением в организм человека водного раствора, содержащего пчелиный яд?

– Можно сказать, что степень воздействия идентична по своей силе с уколами, но при втирании мази в кожу человека увеличивается площадь соприкосновения, поэтому эффект воздействия гораздо выше. И еще: при подкожных инъекциях пациент в первые минуты испытывает болевой шок от попадания яда в кровь, и после укола на коже остаются либо волдыри, либо покраснения. В состав моей мази входят особые вещества, способствующие более мягкому впитыванию, поэтому после втирания никаких следов на коже не остается.

– В чем уникальность Вашего препарата?

– Я использовал не просто пчелиный яд, а экстракт яда, причем, предварительно разбил его на фракции и подобрал четкую пропорцию, правда, предварительно тщательно сбалансировав их. Именно в этом и состоит принципиально новый подход, не имеющий мировых аналогов. И еще один момент: у мази полностью отсутствует резкий запах, и после втирания она практически мгновенно впитывается в кожу.

– Как происходит воздействие мази на организм человека?

– Всех секретов раскрыть не могу, поскольку состав мази – "ноу-хау", но в общих чертах это выглядит так: в состав мази входит некая субстанция, локально разгоняющая кровь (примерно в 20 раз) на всей поверхности втирания. Она захватывает частички яда и, поскольку на этом небольшом участке кровь уже разогналась, доставляет яд очень глубоко, доставая практически до мышц.

– Значит, при этом человек все-таки испытывает болевой шок, ведь яд попадает в нервные окончания?

– Да, нервные окончания от воздействия яда воспаляются. Но в состав мази входит арника, которая практически сразу же успокаивает возбужденные нервные клетки, что позволяет полностью снять все болевые ощущения. Затем яд вместе с кровью попадает в гипофиз, который, как известно, управляет эндокринной системой человека. В работу включается кора надпочечников, и происходит гормональный всплеск, при этом гормоны в организме человека начинают вырабатываться естественным образом.

– Есть ли противопоказания к применению мази?

– Только индивидуальная непереносимость пчелиного яда, но таких людей немного – один-два человека на тысячу.

– При каких заболеваниях рекомендуется использовать мазь?

– Моя мазь, конечно же, не является панацеей от всех болезней, но ее можно довольно эффективно использовать при ревматизме, заболеваниях мышц и суставов, гипертонии, неспецифических полиартритах, миозитах, пояснично-крестцовом радикулите, ишиасе, невралгии, полиневрите, миалгии, а также при лечении спортивных травм, в частности, ушибов и травм суставов с растяжением связок или мышц.

– Для кого в первую очередь предназначается препарат?

– Один из компонентов моей мази увеличивает приток крови к тканям, усиливая кровоснабжение, корректируя недостаточность кислорода в мышцах, поэтому он идеально подходит для массажа. В связи с этим полагаю, что помимо обычных людей этой мазью могут активно пользоваться артисты балета и спортсмены, в частности, представители горнолыжного спорта, а также водители-дальнобойщики, часто страдающие радикулитом, постовые регулировщики, сотрудники МЧС. Довольно большую партию мази мы уже несколько раз отправляли для специального отряда СОБРа в Чечне, получая от них положительные отзывы. Кстати, по данным ВОЗ, порядка 70 процентов людей сегодня в той или иной степени нуждаются в такой мази. В данный момент помимо России этим лекарственным препаратом уже заинтересовались такие страны, как Чехия, Канада, США, Германия и другие.

– Вы говорите, что мазь могут успешно использовать спортсмены. В таком случае, может ли она положительным образом повлиять на их дальнейшие спортивные достижения?

– Во всяком случае, практические исследования не опровергают такой возможности. Кстати, результаты экспериментов, в которых принимали участие спортсмены, причем как мужчины, так и женщины, показали, что даже после нескольких сеансов втирания мази у человека не только улучшается общее самочувствие, но и повышается потенция или либидо.

– Можно ли применять мазь для лечения животных?

– Да, этой мазью можно успешно лечить ушибы и растяжения мышц, скажем, у скаковых лошадей. Мы проводили исследования в этой области и получили прекрасные результаты и в настоящее время имеем множество заявок от различных владельцев лошадей, причем как от российских предпринимателей, так и от зарубежных.

– Ни для кого не секрет, что фармацевтический рынок России зачастую бывает просто переполнен различной контрафактной продукцией. Скажите, как потребитель сможет отличить подлинный препарат от подделки, и какова будет стоимость Вашего лекарства?

– Себестоимость мази на сегодняшний день составляет 150 рублей. Уверен, что "пираты" не смогут мгновенно подделать ее, разобрав на составные части, поскольку сделать это довольно сложно. Что же касается внешнего вида, то и здесь мазь тоже надежно защищена. Маленькое отверстие тубы, в которую помещается мазь, плотно запечатано фольгой. Сама туба имеет сложную трехслойную структуру: сначала идет полимер, затем фольга, потом опять полимер. Такая оболочка, словно термос, позволяет все время сохранять постоянную температуру. Это обстоятельство является важным условием для сохранности препарата, так как в состав мази входят активные компоненты, которые не должны вступать между собой в реакцию, образуя канцерогенные вещества, вызывающие раковые заболевания. В одной упаковке – это 50 граммов мази – содержится яд 15-20 пчел. И еще один любопытный момент, который может порадовать потребителей: в обычном тюбике с зубной пастой после использования остается до 25 процентов продукта, в нашем же случае эта цифра составляет всего 7 процентов. Дизайн и форму для мази подсказали венгерские специалисты, поскольку ее производство сейчас налажено именно в Венгрии.

– А почему Вы решили производить препарат в Венгрии, а не в России?

– Дело в том, что на сегодняшний день в России практически полностью отсутствует технологическая возможность использования мелкодисперсных основ при производстве мазей. Но такое оборудование есть в европейских странах, в частности, в Швейцарии, Германии, Венгрии. Мы решили заключить контракт с венгерскими фармацевтами и в настоящее время получили от них "пилотную" партию препарата – это более 2 тысяч штук. Но следующая партия лекарств будет больше не только по количеству, но и сильнее по своему составу, о чем мои коллеги в шутку говорят, что "она и мертвого поднимет".

– Ваши дальнейшие планы?

– В ближайшее время мы планируем выпуск таблеток, содержащих прополис с витамином С для профилактики иммунодефицитов и туберкулеза, а также таблеток, в состав которых входит яблочный пектин для профилактики железодефицитных состояний.

– Почему именно яблочный, ведь пектин содержится еще и в свекле?

– Нехватка в организме железа – большая проблема, причем, как у нас в России, так и в других европейских странах. Ученые полагают, что это прежде всего связано с плохим составом питьевой воды. В то же время всем хорошо известно, что железо крайне необходимо для нормальной работы человеческого организма, особенно женского. Но из-за особенностей своей физиологии прекрасная половина человечества больше всего теряет железа именно в молодом возрасте. Железодефицитное состояние приводит к развитию анемии, слабости, нарушению обмена веществ и снижению иммунитета. Для того чтобы исправить положение, необходимо пополнить запасы организма, но только особым, трехвалентным железом, которое не вымывается затем из организма. Именно такое железо содержится в черной икре, гранатах и яблоках. Но в состав граната, помимо железа, входят еще и дубильные вещества, чрезвычайно вредные для человека, поэтому лучше всего обязательно включать в рацион питания яблоки.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie