Пиррова победа американской "демократии"
До полного спокойствия в Ираке еще далеко
"Блистательная победа" американо-британских войск в Багдаде, похоже, неожиданная для самих победителей, породила волну эйфории в Вашингтоне и Лондоне. Несмотря на то, что сопротивление верных режиму Хусейна иракских войск и ополченцев – федаев – еще далеко не подавлено, руководство США и Великобритании уже поспешило объявить о наступлении долгожданной "эры демократии и свободы" для иракского народа. Министр обороны США Дональд Рамсфельд даже сравнил взятие Багдада по своей значимости с "падением берлинской стены", а западные телеканалы с упоением транслировали на весь мир публичное свержение памятников Саддаму в Багдаде и других городах страны.Правда, вот первые проявления этой "эры" буквально потрясли весь мир. В "освобожденных" городах Ирака при полном попустительстве оккупационных войск воцарился хаос и беспредел, на улицах хозяйничали мародеры и вооруженные бандиты, госучреждения, посольства, банки, дворцы и музеи подверглись массовому разграблению. Как и опасались многие эксперты, основным результатом американо-британской военной интервенции становится наступление в Ираке хаоса, анархии и беззакония, что уже наблюдалось в несколько меньших масштабах в Афганистане. Не случайно, вопреки усилиям пропаганды США, символом войны в Ираке стали не сдергиваемые с пьедесталов американскими танками статуи Саддама, а 12-летний мальчик Али Исмаил Аббас из Багдада, сфотографированный корреспондентом агентства "Рейтерс". В дом Али попала американская бомба, убившая его отца, беременную мать, брата и еще 6 родственников, а сам он остался без рук.
Кроме того, "почти освобожденный" Ирак продолжает балансировать на грани гуманитарной катастрофы. Оккупационные войска на своем пути к Багдаду оставили за собой разрушенные бомбежками и артобстрелами населенные пункты с тысячами убитых и раненых мирных жителей, госпиталя переполнены, остро не хватает продовольствия, воды и медикаментов, разрушены многие объекты жизнеобеспечения. Однако оккупационные власти пока не могут создать нормальных условий для эффективной работы международных гуманитарных организаций.
Вообще, нынешняя ситуация в Ираке еще раз продемонстрировала "фирменный почерк" вашингтонских радетелей за "всеобщую демократию и свободу". Как метко заметил один азиатский политик, "демократия в Америке требует подавления демократии во всем остальном мире". Сначала в стране, избранной объектом насильственной "демократизации", стараниями "освободителей" с помощью "высокоточных" и просто ковровых бомбежек создается масштабная гуманитарная катастрофа, сопровождаемая множеством бессмысленных жертв и практическим разрушением местной экономики, административной и правоохранительной системы. А затем на сцене в роли "спасителя" и "благодетеля" появляются оккупационные войска и администрация, которые помимо налаживания "мирной жизни" и частичного восстановления разрушенной войной инфраструктуры, быстро прибирают к рукам основные стратегические и экономические объекты, а также природные богатства.
В Ираке уже начинает действовать привезенная из-за океана оккупационная администрация – созданное под эгидой Пентагона "Управление по реконструкции и гуманитарной помощи" (УРГП) во главе с отставным американским генералом Джеем Гарнером. Оккупированный Ирак поделен на ряд административных зон, которые будут возглавлять американские чиновники. По сообщениям западной прессы, в аппарате Гарнера около 200 человек, в основном отставных военных, дипломатов и экспертов правительства США. Их планируется усилить иракским "активом" из числа эмигрантов-оппозиционеров и тех бывших чиновников хусейновского режима, которые изъявили готовность сотрудничать с оккупационными властями. Гарнер и его люди будут от имени правительства США распределять контракты на восстановление экономики Ирак, а также управлять его нефтяными богатствами.
В задачу "конторы" Гарнера входит также и формирование марионеточного режима, на роль главы которого прочят лидера базировавшегося в Лондоне Иракского национального конгресса Ахмеда Чалаби, шиита по вероисповеданию и банкира по профессии. Его кандидатуру активно проталкивает Пентагон, несмотря на робкие возражения госдепа США, считающего, что Чалаби будет неприемлем для суннитов и курдов Ирака. В Ирак также переброшены и обученные американцами вооруженные формирования оппозиции, которые призваны стать ядром новой армии и полиции "свободного Ирака".
Однако даже многие американские наблюдатели высказывают серьезные сомнения в том, что планы Буша и Блэра в Ираке пойдут гладко. Газета "Вашингтон пост" даже назвала эти планы "полнейшей глупостью". Серьезные международные эксперты считают, что администрация США, строящая романтические планы насчет демократии в пост-саддамовском Ираке, не учитывает всей сложности и самобытности устройства иракского общества, влияния местных традиций и культуры на менталитет населения.
Судя по всему, немалая часть местных жителей будет рассматривать "освободителей" и их марионеток как оккупантов и завоевателей. Не исключено, что сопротивление примет формы затяжной партизанской или даже террористической войны с широким использованием смертников. В Ирак для участия в борьбе с "Большим сатаной" будут стекаться исламские радикалы со всего мира. Мужественное и в ряде случаев весьма эффективное сопротивление иракцев американо-британским войскам, имевшим несомненное и подавляющее превосходство в огневой мощи и технических средствах, по оценке экспертов, во многом вернуло арабской нации чувство гордости и собственного достоинства. Ведь, до этого "молниеносные" победы Израиля над армиями арабских стран многие годы поддерживали образ арабов как нестойких и неумелых в бою солдат.
Весьма вероятна и религиозная радикализация самого иракского общества, где до этого превалировали светские нормы жизни, а также возникновение острых внутренних конфликтов между национальными и религиозными общинами страны, прежде всего курдами, шиитами и суннитами. В итоге, в Ираке может вполне повторится только в еще худших масштабах ситуация в Афганистане. Там оккупационные войска США фактически заперты в укрепленных военных базах и не могут свободно перемещаться по территории страны, где по сути идет междоусобная гражданская война, а власть на местах находится в руках племенных полевых командиров, преступных авторитетов и наркобаронов. Поэтому, верить, что самопровозглашенные пост-саддамовские иракские лидеры подчинят собственные амбиции интересам свободного и демократического Ирака, – значит, верить сказке.
Однако в нынешней администрации США, где явно превалируют упивающиеся "неоспоримой мощью Америки" идеологи "принудительной глобальной демократизации", не хотят слышать критики в свой адрес. Там предпочитают цепляться за теорию "демократического домино", которая исходит из того, что свержение диктатуры Саддама в Ираке вызовет волну "демократизации" по всему Ближнему Востоку и мусульманскому миру. В Вашингтоне уже строят планы "мощных демократических подвижек" в соседних с Ираком Сирии и Иране, а там и дальше… вплоть до не имеющей никакого отношения к исламу Северной Кореи. Американские руководители уже делают грозные заявления о том, что все "плохие режимы" должны сделать серьезные выводы из того, что произошло в Ираке.
Но американские "мессианцы", похоже, не учитывают один нюанс. А нюанс этот заключается в том, что следующие потенциальные "объекты принудительной демократизации" могут сделать совершенно иные выводы из "иракского урока", т.е., что защитить себя от интервенции США они смогут только обладая сокрушительным средством сдерживания по отношению к единственной сверхдержаве нашего мира. Что это будет, ядерное, бактериологическое или иное оружие массового поражения, либо угроза еще более грандиозных терактов, чем те, что имели место 11 сентября 2001 г. остается только гадать. Так что нынешняя "победа" в Ираке может вполне обернуться для США пирровой победой не только в этой стране, но и в планетарном масштабе.