Плоды просвещения
Своим "делом жизни" и карьерой директор Национального театра Марокко обязан преподавателю ГИТИСа
Своим "делом жизни" и карьерой директор Национального театра Марокко Джамаль Дхисси обязан преподавателю ГИТИСа. Смуглый, крепко сложенный марокканец во французском костюме с иголочки сказал, что он состоялся как художественный руководитель и директор Национального театра имени Мохаммеда V в Рабате благодаря великолепному педагогу известнейшего российского учебного центра Марии Осиповны Кнебель, в недавнем прошлом профессора ГИТИСа. "Первое, что я сделал, по прибытии в Москву прошлым летом – поехал на Введенское кладбище поклониться моему учителю Марии Осиповне. Там же сотворил молитву в ее светлую память как правоверный мусульманин", – сказал Дхисси. "И, наверное, не зря состоялось мое своеобразное паломничество, – говорит Джамаль. – Начавшийся сезон можно считать вполне удачным. Об этом свидетельствует встреченная с восторгом премьера нашего театра постановка оперы "Сельская честь" Пьетро Масканьи". В опере блестяще дебютировали солисты Большого театра: народный артист РФ Лев Кузнецов, молодые солисты ГАБТ Александр Киселев, Екатерина Головлева, Елена Новак и Евгения Сегенюк, исполнившие главные партии. Представление вызвало столь большой интерес, что "Сельская честь" была показана в древней столице Марокко Марракеше, а также в "экономической столице" страны Касабланке. К этому нужно добавить и прекрасную работу российского дирижера Олега Решеткина, также снискавшего себе добрую славу в Марокко работой с Симфоническим оркестром Королевской жандармерии. В репертуар оркестра, созданного Решеткиным, включены произведения Чайковского, Бетховена и марокканских композиторов. Безусловной удачей театра стала и постановка в предыдущем сезоне "Ревизора" Гоголя, а еще раньше "Трех сестер" Чехова. Джамаль высказал намерение продолжать знакомство марокканского зрителя с русской классикой. Национальному театру имени Мохаммеда V исполняется 45 лет, а его директору Джамалю Дхисси – 50. Именно с его приходом год назад заметно оживилась культурная жизнь в этой богатой берберо-арабскими традициями стране. Возможно, этому в немалой степени способствовал 40-летний король Мохаммед VI, внук Мохаммеда V, в честь которого назван национальный театр. Из множества претендентов на директорское кресло первого театра Марокко молодой монарх выбрал выпускника ГИТИСа. Решающим фактором стало то, что Джамаль Дхисси получил прекрасное высшее художественное образование в Москве и немало сделал для развития современного театрального искусства в королевстве. Именно Дхисси создал первый в стране институт высшего театрального искусства. Рабатский театр уделяет много внимания развитию народного искусства. По инициативе Джамаля созданы 8 новых коллективов. Они занимаются углубленным изучением традиционной музыки, готовят солистов и устраивают концерты в провинции. Живой отклик вызвало у марокканцев проведение в театре недель зарубежного кино. Планируется показать киноклассику России: работы Довженко, Тарковского, Бондарчука, Михалкова и Михалкова-Кочаловского. Кроме того, состоятся премьеры фильмов режиссеров из Центральной Азии.