logo

Хлебные крошки

Статьи

ХХ лет величайшей геополитической катастрофе ХХ века
История
Европа

Валерий Панов

По делам их узнаете…

Запоздалые раздумья над книгой Игоря Максимычева «Падение Берлинской стены»

Начну, однако, не с книги, а с предисловия к ней доктора политических наук, заместителя директора института Европы РАН Ал. Ан. Громыко. Завершая вступительное слово, он написал фразу, которую я воспринял было с изрядной долей скептицизма: «Прочтите внимательно книгу, которую вы держите в руках. Вы не пожалеете – она стоит того».


Многое из того периода, уже ставшего историей минувшего века, было мной увидено, услышано, пережито. Как журналист, не один год находился, что называется, в самой гуще событий, и не только в ГДР, но и в других странах Восточной Европы или, согласно терминологии того времени, на передовых рубежах социалистического содружества. Политическую ситуацию, настроения и верхушки государств, и народа знал, вроде, неплохо, и казалось, мало чего нового может мне сказать автор. Но тема была настолько близка, что книгу прочитал от корки до корки. И не пожалел. Отдельные факты, разрозненные события, наблюдения как бы сами собой сложились в цельную картину, выстроились в логические цепочки. Недавнее европейское прошлое обрело более четкие контуры, глубже стали понятны истоки мировых процессов сегодняшнего дня. Совершенно уверен в том, что любой думающий читатель сделает такой же вывод и вслед за Алексеем Громыко повторит: прочтите эту книгу – она, действительно, того стоит.

Жаль, конечно, что такое понимание пришло через два десятка лет, и думаю, не только ко мне. Но правы немцы, впрочем, как и русские, когда говорят: «Besser spät, als nie» (Лучше поздно, чем никогда). Вот, кстати, Игорь Максимычев пишет: «Все советские уступки Колю (канцлер ФРГ- В.П.) не вызвали у большинства немцев чувства благодарности русским – воссоединение Германии воспринимается ими исключительно как заслуга США; исключение делается только лично для Горбачева, которого немцы хвалят как раз за то, за что его упрекают в России». Как известно, в связи с 80-летием экс-президента СССР Михаила Горбачева наградили высшим орденом России – орденом Андрея Первозванного (без комментариев!). Но, с моей точки зрения, более примечателен другой обсуждаемый сейчас в СМИ юбилейный момент. День рождения «автора перестройки» отметят 30 марта грандиозным концертом в лондонском «Альберт холле». Чествование состоится в присутствии четырех тысяч гостей. На празднество приглашены британская королева Елизавета II, Билл Клинтон, Герхард Шредер, Джон Мейджор, мэр Лондона Борис Джонсон и многие бывшие и действующие государственные деятели. И придут, наверняка: цена тех горбачевских уступок Западу настолько велика, что от участия в юбилейных торжествах и сегодня ни с чьей головы корона не упадет. По мнению Игоря Максимычева:

«Если бы Советскому Союзу пришлось подписывать безоговорочную капитуляцию, она вряд ли сильно отличалась от итогов Архыза (курорт на Северном Кавказе, где проходили переговоры между СССР и ФРГ – В.П.). Наложенные же на объединенную Германию ограничения были продиктованы не столько интересами СССР, сколько интересами западных союзников ФРГ».

«Запад бесплатно получал то, на что он вчера не мог надеяться в своих самых смелых мечтах, включая то, о чем вообще никогда не просил», - говорит автор. И сегодня мы пожинаем, и долго еще будем пожинать, горькие плоды бурной деятельности горбачевской команды прожженных западников и лукавых дилетантов: кровавые последствия развала СССР, тектонические сдвиги в мировом устройстве не в пользу России, настойчивое продвижение НАТО на Восток, глобализированные войны и т.д. – длинный ряд бед, потрясений, безысходного людского горя и ни грана счастья. Я видел, как безутешно рыдали жены офицеров и прапорщиков, семьи которых спешно грузили в железнодорожные эшелоны и словно по этапу отправляли в Сибирь и Забайкалье. Более 100 тыс. семей были выброшены на голое место в глухой тайге, посреди продуваемой всеми ветрами степи, где потом им долго пришлось мыкаться в палатках, в щитовых бараках без тепла, воды, с малыми детьми, на солдатском пайке. Вывод войск Западной группы был похож на бегство. Безвозмездно оставляли ухоженные военные городки, парки боевых машин, современную инфраструктуру. Если бы просто продать с торгов все, что по велению амбициозного генсека было подарено немцам, можно было бы, наверное, обуть, одеть, накормить и благоустроить всю советскую армию. Западные партнеры СССР ошибочно полагали, что этот процесс растянется лет на 10, начиная с 1994 г., и готовились к такому развитию событий, определяли сумму компенсаций для СССР. Но, как пишет Игорь Максимычев, «даже не выслушав своего посла в союзном государстве, о будущем которого шла речь, перестроечное руководство СССР решило судьбу основной опоры влияния страны на европейские дела, без раздумий дав добро на пересмотр итогов Второй мировой войны. Попутно был вынесен смертный приговор военному щиту страны на европейском направлении – Западной группе войск».

Хорошо помню, как немцы откровенно смеялись над нами и ехидно спрашивали: ну, кто кого победил? Нашу «перестройку», между прочим, они воспринимали весьма саркастически. «ГДР, Берлинская стена – это главное. Ибо тут уже не о «социализме» идет речь, а об изменении мирового соотношения сил, здесь конец Ялты, финал сталинского наследия и разгрома гитлеровской Германии… Вот что наделал Горбачев», - цитирует автор запись из дневника от 10 ноября 1989 г. помощника генерального секретаря ЦК КПСС по внешней политике А.С. Черняева. Далее, заметим, помощник генсека впадает в верноподданнический восторг и называет Горбачева «великим», «потому что учуял поступь истории». С чем Игорь Максимычев категорически не согласен. Сегодня многие политики и эксперты говорят, что главным мотивом действий генсека был страх потерять власть. По этой причине он и стремился, даже ценой жертв и великих потерь в родной стране, заслужить международное признание. 15 октября 1990 г. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира. А накануне нынешнего юбилея немецкий Bild опубликовал интервью с ним, из которого стало известно, что Горбачев начал утрачивать веру в идеалы коммунистической системы еще в 1970-е годы. Спрашивается: каким богам служил он еще два десятка лет? Но в оценке своей деятельности не скромничает: «Я смог изменить страну, Европу, весь мир. Я положил конец холодной войне».

Действительно, изменения произошли. Страшные изменения, и ни одно ни к малейшей выгоде Отечеству. И не стоило бы Горбачеву, как отозвался недавно о нем лидер ЛДПР Владимир Жириновский, «агенту мирового закулисья», уделять столько внимания – народ уже дал ему заслуженную оценку. К слову, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного накануне горбачевского юбилея в 46 регионах России, большая часть населения (73%) не смогла найти позитивных моментов в правлении первого и последнего президента СССР.

«Прочность международного положения Советского Союза зависела не только от состояния его отношений с США, но и от стабильности в европейском предполье СССР, а эта последняя определялась главным образом обстановкой на германском пространстве, представленном в основном двумя самостоятельными государствами… и бесконечно слабой Германской Демократической Республикой, выступавшей в центре континента в роли аванпоста объединений восточноевропейских социалистических стран. Именно в сфере германских дел решалось, сумеем ли мы оказаться достойными наследия Победы, доставшейся нашему народу неимоверно тяжелой ценой», - делает вывод Игорь Максимычев. С этим выводом может не согласиться только тот, кто соглашаться не захочет.

Потеря ГДР обнажила центр западного вектора безопасности России, главное евроатлантическое направление оказалось без естественного авангарда.

Нынешнее руководство России, судя по всему, хорошо понимает значение ФРГ в упрочении геополитического положения. Германия вполне обоснованно видит в России надежный противовес в трудном противостоянии с США. Но стратегическое для России место ГДР в системе европейских отношений остается пустым. Его с взаимной пользой вполне могла бы занять Украина. Увы, приходится констатировать: братства и при Викторе Януковиче не получается, но сейчас, думается, больше виновата Россия. Пора и ей, матушке, образумиться, наконец, на деле вспомнить о своих киевских корнях. Церковь, основа и опора нашего духовного родства, у нас тоже ведь исконно одна – православная.

Попутно замечу: если сравнить те исторические фрагменты, где Игорь Максимычев характеризует предзакатную ГДР, с Украиной, ее значимостью для современной России в контексте общеевропейской ситуации, совпадет почти один к одному. Можно, таким образом, без особых на то усилий получить прекрасное руководство к действию, бери, как говорится, и разумно пользуйся. Вот лишь пара штрихов в подтверждение: «ГДР была важнейшим союзником СССР в Европе и основой всей существовавшей на тот момент системы обеспечения его безопасности на европейском направлении. Советское прикрытие для ГДР представлялось таким же естественным, как американская «крыша» для ФРГ»; «Оставив ГДР на произвол судьбы, Горбачев не сумел добиться укрепления положения СССР. Стабильности в Европе не прибавилось».

Однако пора и о стене вспомнить: такое вселенское значение этому вынужденному сооружению вокруг Берлина придается, столько мифов вокруг этой кирпично-бетонной кладки накручено, что стала она поводом для многих, образно говоря, версификаций на темы новейшей истории.

Миф о том, что, якобы, разрушение стены стало последней точкой в Холодной войне, является самым расхожим. Увы, это не так. Холодная война по сей день не закончена, только формы видоизменила соответственно времени, мимикрировала в духе, извините за поликорректность, «перезагрузки», точнее – ее имитации.

И рухнула стена вовсе не по воле президента США Рональда Рейгана, как вопреки правде твердят многие евроатлантические идеологи, а наши «пламенные пропагандисты» западных «ценностей» упорно повторяют. Игорь Максимычев пишет, что Рейган, действительно, говорил: «Г-н Горбачев, откройте эти ворота (Бранденбургские – В.П.), снесите эту стену!» … но это было в июне 1987 года (не в 1989 г. – В.П.), причем его речь ввиду ее пропагандистского характера не вызвала тогда особого отклика ни в ГДР, где были сильны антиимпериалистические настроения, ни даже в ФРГ». А вот о чем чаще всего стараются умолчать, отмечает автор книги, так это о том, что «в одном, причем немаловажном, пункте немцы должны быть благодарны стене: объективные исследователи на Западе признают, что в известном смысле она предотвратила гражданскую войну в Германии». И дополняет этот тезис убедительными акцентами, например: «Пока на западе Европы создавалась атлантическая, а позже западноевропейская общность, на востоке континента развивалась самостоятельная социалистическая общность… Во все большей степени восточные немцы осознают себя как самостоятельную общность в рамках германской нации».

Подобных параллелей можно провести немало, можно также обнаружить в книге и массу аналогий с днем сегодняшним. Труд И. Максимычева изобилует такими деталями, фактами, обобщениями, которые до сих пор оставались широко не известными. По большому историческому счету, книга – о моральности политики и политиков, их ответственности перед народом. Можно скурпулезно подсчитывать экономические потери и приобретения, сравнивать количество ракет и танков, высчитывать проценты инфляции, повышения зарплат, пенсий, денно и нощно заниматься высшей государственной математикой, но достаточно арифметики, чтобы точно и быстро вывести критерий деятельности руководства любой страны. Для чего достаточно с помощью четырех арифметических действий ответить на простой вопрос: стало ли народу жить лучше и безопасней при действующей власти? После правления Горбачева как, улучшилось что-нибудь? По-моему, сейчас самое время давать Горбачеву очередной орден – Иуды, которым отметил когда-то Петр I «заслуги» гетмана Мазепы. Заочно, поскольку предатель ударился в бега вместе со шведским королем. А перед тем наградил царь гетмана орденом Андрея Первозванного. Кстати, как народу-то нынче живется в сравнении с ельцинским периодом правления?

Обратите внимание: говоря о причинах, из-за которых пала страна «реального социализма» - ГДР, Игорь Максимычев подчеркивает: «Эти обстоятельства являются в основном «заслугой» собственного руководства ГДР». И тут, как говорится, ничего не убавить, не прибавить. Хотя добавить есть что, и нужно. Книга доктора политических наук, бывшего советника-посланника посольства СССР в ГДР И.Ф. Максимычева написана настолько складно, таким хорошим литературным языком, что читается на одном дыхании.


Максимычев И.Ф. «Падение Берлинской стены. Из записок советника-посланника посольства СССР в Берлине». М.: Вече, 2011. Издание подготовлено Фондом исторической перспективы и Институтом демократии и сотрудничества (Париж) во взаимодействии с Комиссией при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie