
По линии общественной дипломатии
Интервью директора Института Русского зарубежья Сергея Пантелеева журналу "Русский век"
- Как бы вы оценили завершившийся 2008 год с точки зрения работы с российскими соотечественниками за рубежом?- Минувший год, на мой взгляд, принес много положительных моментов. Прежде всего, можно смело говорить о том, что заработала система Координационных советов российских соотечественников, причем именно как система, включая и региональную, и страновую, и международную составляющую. Наконец-то, пусть и с определенной «раскачкой», стала приносить ощутимые плоды реализация Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В минувшем году активизировалось сотрудничество организаций соотечественников с российскими государственными и общественными структурами, в частности – соотечественники приняли активное участие в обсуждении изменений и дополнений в Закон о соотечественниках. Можно говорить о том, что между Россией и нашими зарубежными соотечественниками постепенно складываются конструктивные партнерские отношения, крепнут связи по линии общественной дипломатии. Все сказанное выше было наглядно продемонстрировано на прошедшей осенью 2008 года в Москве Всемирной конференции российских соотечественников.
- В утвержденной Главой российского правительства Программе содействие развитию координирующих структур соотечественников обозначено в качестве одного из главных приоритетов. Почему, на ваш взгляд?
- Дело в том, что очень долгое время организации соотечественников в различных странах жили своей замкнутой жизнью. Не существовало понятной и прозрачной системы отношений не то, что с Россией, не то, что с организациями соотечественников в других странах, но и с другими организациями в своей собственной стране. Все это рождало различные проблемы, как то: нездоровую конкуренцию, стремление отдельных организаций стать «самыми главными» соотечественниками, несогласованность действий по, казалось бы, тем направлениям, которые должны не разъединять, а объединять… Ведь что нам нужно? Нужно, чтобы в зарубежных странах были благоприятные условия для развития русского языка и русской культуры, чтобы граждане этих стран получали объективную информацию о России, чтобы образ России был привлекательным, чтобы не нарушались права наших соотечественников. И кто, если не организации соотечественников, могут быть заинтересованы в решении этих проблем? Но чтобы подобная работа была эффективной, необходима координация усилий и внутри каждой конкретной страны, и внутри конкретного региона, скажем, – Европы или Центральной Азии, и на международном уровне. В этом плане я считаю абсолютно позитивным тот факт, что наконец-то создана и реально заработала система Координационных советов, что она патронируется Правительственной комиссией по работе с соотечественниками, которую, как известно, возглавляет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
- Но зачастую можно услышать со стороны правительств стран, в которых живут наши соотечественники, обвинения в том, что тем самым Россия создает свою «пятую колонну»?...
- Думаю, что нам нужно спокойно относиться к подобным обвинениям. В адрес России вообще в последнее время звучит много различных обвинений. И чем сильнее она будет становиться, чем заметнее она будет занимать достойное ей место на мировой арене, тем громче будут эти обвинения. Причем те, кто так громко кричит о «русской угрозе», о «руке Москвы» и так далее, на самом-то деле бояться не России. Они бояться собственной тени, они страдают той самой русофобией, которую сами же и придумали в ходе своих геополитических игр. В действительности же Россия проводит достаточно мягкую внешнюю политики, политику «мягкой силы», как сейчас принято выражаться. И что касается работы с зарубежными соотечественниками, то эта политика, на мой взгляд, могла бы быть и более активной… Когда же кто-то говорит о «пятой колоне», то это не вопрос к наличию демократии в России, в которой с демократий-то, как раз, все в порядке, это вопрос к демократичности тех политических сил, которые в прозрачной работе по линии гражданского общества, в естественной «общественной дипломатии» видят угрозу своим интересам. Ведь работа с зарубежными соотечественниками и является той самой общественной дипломатией, которая позволяет с их помощью доводить до граждан других государств правду о России, устранять те абсолютно неконструктивные мифы и фобии о русских и России, которые навязываются простым зарубежным гражданам в абсолютно конкретных политических целях.
- Здесь нельзя не вспомнить о событиях вокруг Южной Осетии и Абхазии…
- Абсолютно верно. Ведь сколько времени ушло на то, чтобы в Европе и Америке наконец-то появилась информация, хоть как-то приближенная к правде о том, кто являлся настоящим агрессором, а кто – жертвой. И если мы говорим о проблеме наших зарубежных соотечественников, то необходимо подчеркнуть, что именно их голос оказался, чуть ли не единственным, доносившим до граждан той же Европы и Америки правдивую информацию из зоны грузино-югоосетинского конфликта. Причем, что особенно важно – еще с самого начала этого кризиса, когда все западные СМИ активно тиражировали исключительно антироссийскую пропаганду. Этот пример ярко продемонстрировал, как важна координация, как важно вести и организационную, и информационную работу с соотечественниками… Эти же события ярко проиллюстрировали, кто действительно является партнером и другом России, а кто, как поется в песне Высоцкого, «и не друг, и не враг, а так…».
- Вы говорите об общественной дипломатии. Но, очевидно, она предполагает развитие отношений именно по линии гражданских обществ различных стран?
- Организации российских зарубежных соотечественников как раз и являются неотъемлемой частью гражданских обществ тех стран, где они проживают. Развивая общественную дипломатию, мы укрепляем связи как между государствами, где проживают наши соотечественники, так и между гражданским обществом России и гражданскими обществами зарубежных стран. И здесь, конечно, очень важно, чтобы российские неправительственные организации активнее принимали участие в этой работе. Чтобы они, действительно, становились полноценными партнерами и для организаций российских соотечественников, и для российских государственных структур. Я выступаю за то, чтобы в России появились «гражданские операторы» связей с соотечественниками, чтобы они были задействованы в процессе структуризации русского мира, в процессе выстраивания русских сетевых структур за рубежом.
- Что вы имеете в виду?
- Я имею в виду то, что мы живем в эпоху сетевых сообществ. Сетевым образом формируются как системы коммуникации, информационные системы (самый яркий пример – Интернет), так и многие другие стороны нашей жизни, от торговли до диаспоральных связей. И если мы сможем, например, использовать возможности сетевых информационных технологий для организации и структуризации достаточно разрозненных на данный момент русских общин, то мы можем получить очень интересный эффект.
- То есть речь идет о той же координации действий, но уже на новом технологическом уровне?
- Абсолютно верно. Например, для Интернета не существует границ и расстояний. И в этом плане он идеально приспособлен для работы с удаленными друг от друга центрами, а именно таковыми являются зарубежные русские общины. Выстраивая информационные коммуникации, мы со временем выйдем на уровень развития и коммуникаций организационных. А наличие уже не виртуальных, а вполне осязаемых контактов придаст мощный импульс развитию общей организационной структуры русского мира. Вероятно, не все из существующих сегодня организаций соотечественников будут задействованы в этом процессе. По крайней мере, уже потому, что не все готовы работать на этом технологическом уровне. Плюс, что, на мой взгляд, самое главное – не все готовы принимать единые правила взаимодействия, единые принципы целеполагания…
Я ведь все это говорю не исключительно теоретически. Мы в Институте Русского зарубежья стараемся выстраивать отношения с нашими коллегами из организаций зарубежных российских соотечественников именно исходя из этих принципов. Так, недавно, по итогам проведенного нами совместно с всеукраинским объединением «Русское содружество» круглого стола «Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине» было заключено Соглашение об организационном и информационном взаимодействии организаций российских соотечественников, открытое для всех, кто разделяет базовые положения данного документа. И многие организации, причем не только из Украины, уже подписали этот документ.
- Каковы эти базовые положения?
- Положения очень простые – единые принципы целеполагания, выработка и реализация совместных программ и проектов, взаимодействие в решении вопросов о ресурсном обеспечении совместных инициатив, обязательные к исполнению принципы взаимной поддержки и защиты, и, наконец, недопущение публичной критики России и российских органов власти.
- А по последнему пункту вас еще не успели обвинить в следовании принципу «одобрямс»?
- Успели. Причем неоднократно. Но достаточно недвусмысленно сформулированный пункт направлен лишь на то, чтобы пресечь пагубную традицию критиковать Россию только потому, что есть такая русская интеллигентская традиция критиканства. Далеко не самая лучшая традиция, надо сказать. Ведь никто не собирается закрывать глаза на существующие недостатки, и заниматься, как вы выразились, «одобрямсом». Мы просто пытаемся пагубную традицию критиканства заменить на эффективный подход экспертных оценок, направленных на совершенствование существующих сегодня механизмов в работе с соотечественниками. Надеюсь, что именно такой подход востребован сегодня и российскими государственными органами, и самими организациями российских соотечественников.
Журнал "Русский век" № 2 (16), февраль 2009