Турция на современном этапе развития
Тому, кто помнит Турцию двадцатилетней давности, сегодняшнее пребывание в этой стране может показаться нереальным. И дело не только и не столько в том, что остающееся исламским государство, большая часть территории которого расположена в Азии, ныне абсолютно европеизировано. Вызывают невольное уважение результаты бурного экономического роста еще недавно самой отсталой страны континента. Поражают изменения в национальной психологии некогда считавшихся ленивыми и безынициативными турок. Восхищают достижения в культуре и спорте, торговле и строительстве, международной политике и сфере обслуживания. Потомки Мустафы Кемаля-паши могут гордиться тем, что практически полностью воплотили в жизнь мечты "отца всех турок". Сегодняшняя Турция с полным на то правом вступает в клуб экономически развитых государств, готовится к дальнейшей интеграции в Европейское содружество и с амбиционными надеждами устремляет взгляд в будущее.
Заветы брата всех турок – выполним!
Многократно переписанная под очередной политический заказ советская историография, к сожалению, ничего или почти ничего не говорит о том периоде, когда молодые Советская Россия и только что образовавшаяся Турция были не просто партнерами, но "стратегическими союзниками" и "братьями на века". Почти не пишут у нас о том, как части Красной Армии помогали разрозненным отрядам Ататюрка громить войска Антанты. Как русские комиссары вооружали российским оружием и обучали российской тактике ведения боевых действий турецкую армию. Как эшелоны с продовольствием и предметами первой необходимости непрекращающейся вереницей следовали из голодной и полуразрушенной России в такую же нищую и воюющую против мирового империализма Турцию. Как зачитывались в этой стране работами Ленина, которого в начале 20-х годов прошлого века в этой стране именовали не иначе как "братом всех турок".
Период эйфории в развитии российско-турецких отношений, правда, длился недолго. Кемаль-паша Ататюрк быстро сориентировался в ситуации и "свернул" страну в сторону Запада. Но основы марксистско-ленинского учения усвоил верно. И передал по наследству своим приемникам.
Следует, правда, признать, что в течение многих десятилетий осознание того, что бытие определяет сознание, не находило выражения в заметном экономическом росте страны, практически всецело зависевшей от зарубежных кредитов и финансовой помощи. Однако все эти годы власти Анкары упорно претворяли в жизнь другие ленинские постулаты: "Кадры решают все" и "Учиться, учиться и еще раз учиться!". В 70-80-е годы прошлого века через европейскую "школу кадров" прошли почти все турецкие рабочие и инженерно-технический персонал, воспринимавшиеся в Старом Свете примерно так же, как в сегодняшней России гастарбайтеры с Кавказа, Украины, Молдавии и Средней Азии. Миллионы турок (к началу 80-х только в ФРГ трудилось порядка полутора миллионов турецких граждан) не просто зарабатывали неплохие деньги, но прилежно учились, перенимали все тонкости организации труда, характерные для промышленно развитого Запада, осваивали новую технику и технологии и готовились к предстоящему рывку…
Вперед – к победе турецкого капитализма!
Не уверен, появится ли когда-нибудь в истории современной России глава, посвященная вкладу нашей страны в обеспечение экономического рывка Турции, но убежден, что материалов для нее исследователи найдут немало. Подъем "железного занавеса", открытие государственных границ и расцвет в бывших советских республиках "челночного" бизнеса как нельзя более плодотворно сказались на турецкой экономике. Поток дешевых, не особенно качественных и ранее никем невостребованных товаров хлынул в нашу страну, подстегивая не только торговлю, но и все сферы народного хозяйства этой страны. Финансовые вливания наших "челноков" оказались куда более эффективными, чем донорская помощь США и Западной Европы. Российские деньги, помноженные на либеральные экономические законы, наличие квалифицированных кадров и высокий товарный спрос спровоцировали такой резкий скачок, что задачу удвоения ВВП турки решили в течение пяти лет… после развала СССР.
Возродив собственную экономику, турки не замкнулись в пределах собственной страны. 90-е годы прошлого века – период активного экспорта турецких интеллектуальных, рабочих и финансовых ресурсов в бывшие советские республики. Более дешевые, а значит, более доступные турецкие специалисты трудятся сегодня на всем постсоветском пространстве. Особой активностью турецкая экономическая политика отличается в Средней Азии и на Украине, в Молдавии и Закавказье.
Южный Кавказ вообще включен Анкарой в сферу ее жизненных интересов, и, что самое интересное, наблюдается это не только в этнически близком Турции Азербайджане или не менее близкой ей политически Грузии. Несмотря на то, что Турция до сегодняшнего дня не установила дипломатические отношения с Арменией, товарооборот между этими странами растет из года в год и, по некоторым данным, еще в прошлом году достиг 50-миллионной отметки. После ожидаемого открытия пограничного автомобильного и железнодорожного пунктов пересечения границы между этими странами названная цифра, скорее всего, утроится в течение каких-нибудь двух месяцев…
Люблю я планов наших громадье!
Годы "холодной войны" укрепили в сознании большинства россиян негативное восприятие "верного наймита мирового капитализма", как многие годы именовала Турцию наша партийная печать. Между тем, Анкару сегодня трудно назвать "послушной марионеткой международного империализма", о чем достаточно наглядно свидетельствует позиция турецкого руководства по Ираку и те ультимативные требования, которые оно предъявило Вашингтону в связи с бомбардировкой Талль-Афары, района компактного проживания этнических турок на территории этой страны. Достаточно самостоятельны, динамичны и перспективны, надо подчеркнуть, отношения Турции и с нашим государством. По официальным данным, только турецкие строительно-подрядные компании освоили в России контракты на сумму в 13,2 миллиардов долларов. Примерно на 1 миллиард долларов в год растет объем торговли между нашими странами, грозя перевалить 9-миллиардный рубеж уже в текущем году (с учетом "челночной" торговли эта сумма уже сегодня достигает 11 миллиардов!). Полутора миллиардов все тех же долларов достиг объем накопленных турецких инвестиций в России.
Приведенные цифры, возможно, ничего или почти ничего не говорят рядовому россиянину, чего не скажешь о сотнях турецких строительных объектов по всей России или десятках гигантских супер- и гипермаркетах, уже функционирующих в Москве и Московской области, Казани и Нижнем Новгороде, Красноярске и Ростове-на-Дону и еще только возводящихся в Санкт-Петербурге и Волгограде, Самаре и Новосибирске. И это не предел. В перспективе еще более тесное сотрудничество, в частности, в нефтегазовой отрасли, которую наши страны реализуют в рамках трансчерноморского проекта "Голубой поток". Весьма характерно в этой связи и заявление Президента России Владимира Путина, сделанное им накануне планировавшегося на 2 сентября с.г. визита в Анкару. "Последние примеры крупных проектов говорят о том, – сказал глава нашего государства, – что мы можем реализовывать самые грандиозные, на первый взгляд, вообще невероятные, планы". Заявление это, что и говорить, дает повод к размышлениям. И не только по северную и южную стороны Черного моря, но и за океаном…
Дружба дружбой…
История историей, но не хотелось бы, однако, впадать из одной крайности в другую. О стратегическом союзе и вечном братстве Турции и России, понятно, сегодня речь не идет. Два суверенных государства развивают взаимовыгодное сотрудничество, что ни в коей мере не исключает первостепенной заботы о защите интересов собственной национальной безопасности.
Россия внимательно и не без пристрастия присматривается к деятельности Анкары в тех субъектах Федерации, которые традиционно населены тюркскими народами, исповедующими ислам, и отслеживает турецкую экспансию вблизи своих границ, в том же Закавказье и Средней Азии. Турция, в свою очередь, не скрывает заинтересованности в ослаблении российского присутствия в указанных регионах и до настоящего времени не отказалась от идеологии и практики пантюркизма, разработанной тем самым Мустафой Ататюрком, который читал Ленина, дружил с Советской Россией, принимал помощь Красной Армии и… мечтал о восстановлении Великого Турана – от Средиземного моря Каспия, Арала и Волги.
Укрепление связей с Россией небезынтересно Турции и в плане окончательной нерешенности проблемы с вступлением этой страны в Европейский Союз. И не факт, что вопрос этот будет решен в нынешнем октябре, когда планируется опубликование доклада ЕС по Турции, или в декабре, когда для обсуждения этого вопроса будет собран саммит лидеров Еросоюза. Во-первых, воспротивиться решению своих руководителей могут европейские народы, способные провести соответствующие референдумы в своих странах. Во-вторых, весьма симптоматичным стало последнее заявление комиссара ЕС по вопросам внутреннего рынка и налогообложению голландца Фрица Болькештайна, по мнению которого интеграция в Европу 70 миллионов турецких мусульман взорвет континент. Так что позиция России в этой связи и впрямь может оказаться чрезвычайно важной…
Алексей Мазманиди
Ссылки по теме:
Секретная миссия Михаила Фрунзе
Турция на подъеме