Победить помогла вера
К 60-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)
Святейший Патриарх Сергий возглавил Русскую Православную Церковь в самый трагический период ее истории. Не дожив год до Победы в Великой Отечественной войне, он скончался в возрасте 77 лет и был погребен в Никольском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохово 18 мая 1944 года. В 1948 году над могилой Патриарха было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.Святейший (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 в Арзамасе в семье священника. Образование получил в Петербургской духовной академии. В январе 1890 г. пострижен в монахи, в апреле рукоположен в иеромонахи. С 1894 г. – архимандрит и настоятель русской посольской церкви в Афинах (Греция). В 1897-1899 гг. – помощник начальника православной миссии в Японии. С июля 1899 г. – ректор Петербургской духовной семинарии. С января 1901 г. – ректор Петербургской духовной академии. С февраля 1901 г. – епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии. С октября 1905 г. – епископ Финляндский и Выборгский. В 1911 г. Сергий вошел в состав Синода, а в марте 1912 г. возглавил Предсоборное совещание, осуществлявшее подготовку Собора, на котором планировалось выбрать Патриарха. В 1913-1915 г. – председатель Миссионерского совета. К 1917 г. Сергий был одним из наиболее авторитетных иерархов православной церкви.
…В дни, когда на страну обрушилась беда, Патриарший Местоблюститель Сергий (Страгородский) находился в опале, но проявил глубочайший патриотический порыв. 22 июня 1941 года он обратился с посланием к духовенству и верующим с призывом встать на борьбу с врагом. Оно было разослано сразу же по всем приходам, которые остались после чудовищных сталинских репрессий. Вот текст этого удивительного послания:
"Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере.
Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: "Волыни сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно "ради Иисуса, а не ради хлеба куса", как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!".
По его инициативе во время войны был организован сбор средств на оборону, на которые сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского, авиаэскадрилья имени Александра Невского. К заслуге митрополита Сергия можно отнести и то, что Сталин разрешил открыть многие храмы, монастыри, амнистировал священнослужителей.
4 сентября 1943 года Сталин и Молотов приняли трех иерархов Церкви – митрополита Сергия, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая. Эту встречу можно с полным основанием назвать исторической. Во время нее были обговорены устав Церкви и те условия, в которых она существовала до кончины СССР. После четверти века большевистских гонений на веру и верующих церковным иерархам было дано разрешение созвать архиерейский Собор и избрать на нем Патриарха Московского и всея Руси, а также образовать Синод.
Церкви для размещения Патриархии передали здание в Чистом переулке. Кроме того, Сталин дал разрешение на открытие богословского института и пастырских курсов, которые позже были преобразованы в духовные академию и семинарию. Поначалу эти учебные заведения Русской Церкви размещались в Новодевичьем монастыре, а в 1948 году их перевели в Лавру, где за два года до этого была возобновлена монашеская жизнь.
Там же, на встрече в Кремле, митрополитам сообщили об образовании при Совнаркоме СССР специального органа – Совета по делам Русской Православной Церкви во главе с генерал-майором НКВД Георгием Карповым, который готовил эту историческую встречу и присутствовал на ней.
…Ослабление гонений на Русскую Православную Церковь, начавшееся осенью 1939 года, получило решительное развитие в период Великой Отечественной войны. Во время войны Русская Православная Церковь неоднократно вносила крупные денежные суммы на военные нужды, постоянно призывала к борьбе с фашистами, во многих оккупированных немцами городах священники становились духовным центром сопротивления.
Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 года. В нем участвовало 19 архиереев. Интронизация новоизбранного Патриарха Сергия состоялась в Богоявленском патриаршем соборе 12 сентября – в день памяти святого князя Александра Невского, небесного покровителя Русской земли.
8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Георгия Карпова.
Новая политика по отношению к Церкви получила название "конкордата". Конечно, юридически это был совсем не конкордат, предполагающий равенство сторон и взаимные обязательства. Абсолютное всевластие Сталина и Политбюро исключало всякую возможность для Церкви эффективно настаивать на соблюдении своих прав, на выполнении условий договора. По существу никакого договора не было; был широкий жест "августейшей" милости безбожной власти к гонимой ею Церкви. Нельзя думать, что он проистекал из личного произвола и каприза Сталина. За этим стоял трезвый политический расчет и понимание того, что искоренение религии – цель утопическая и недостижимая. Предпочтение было отдано иному, более трезвому соображению: Карпов и его ведомство по-прежнему должны были наблюдать за умонастроениями в церковной среде, выявлять нелояльные и антисоветские элементы и беспощадно искоренять их. Но Церковь получила теперь, после встречи митрополита Сергия со Сталиным, возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы, возобновлять духовное образование и церковную печать.
Великий патриот России, он своей деятельностью еще раз подчеркнул ту высокую нравственную и духовную связь Церкви с народом, которая особенно крепка в годины суровых испытаний. Вот как оценил роль Патриарха Сергия в жизни Церкви с позиции дня сегодняшнего Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, отличавшийся глубокой, но отнюдь не "кабинетной" ученостью, он столкнулся с попыткой тоталитарных властителей полностью уничтожить канонический церковный организм. Перед лицом этой опасности – а она для православного христианина угрожает не просто кризисом церковной администрации, но, прежде всего, утратой возможности прибегать к богослужению и Таинствам, без которых немыслимо спасение, – Патриарх Сергий употребил все усилия, чтобы, не поступившись верой и канонами, как это сделали обновленцы, сохранить для верующих возможность припадать к духовной сокровищнице Церкви".