
Подальше от митингов
Уехать в Россию навсегда
С момента распада СССР прошло более двадцати лет, но количество репатриантов не уменьшается и сегодня. Это уже не отчаянное бегство, как в 90-е, скорее обдуманный и взвешенный шаг. Но Родина встречает их по-прежнему настороженно. «Взгляд» встретился с двумя женщинами, решившими начать новую жизнь в нашей губернии. Три месяца назад подруги Елена Насырова и Елена Галушкина переехали в Саратовскую область из Кыргызстана.
«ВОСТОЧНЫЕ»
ДЕВУШКИ
Приглашение родственников погостить в Энгельсе Елена Насырова расценивает как знак судьбы. Пробыв на Волге месяц, она решила, что должна здесь жить. А вернувшись из Энгельса в Бишкек, поделилась впечатлениями с подругой. Уже спустя два месяца девушки начали собирать чемоданы, чтобы уехать в Россию навсегда.
Насырова с нежеланием говорит о прошлом, о том, как была покорной восточной женой. После окончания медицинского училища полностью посвятила себя семье и детям. Высшее образование получала «под чутким руководством» супруга, который сопровождал ее на все занятия и экзамены. Так продолжалось двенадцать лет. Два года назад супруги расстались. Елена рассказывает, как попросила развод, а получила еще и официальный отказ бывшего мужа от двух детей: «Не захотел выплачивать алименты». С семилетним сыном и четырехлетней дочкой ее приютила у себя подруга.
К тому времени у нашей героини был свой бизнес в Бишкеке – фитнес-центр, пользующийся популярностью среди состоятельных людей. Ее подруга и тезка Елена Галушкина работала юристом в иностранной фирме, а еще до этого получила титул мастера спорта по карате. Многократная чемпионка Кыргызстана, Казахстана, Центральной Азии, чемпионка Европы 97-го года. «В Кыргызстане профессиональным спортом нельзя заработать себе на жизнь, это своего рода хобби», – объясняет Лена, почему ее спортивная карьера закончилась. Окончательно убедившись, что нужно менять сферу деятельности, она поступила на юридический факультет, после вуза стала помощником депутата в Жогорку Кенеш (законодательное собрание). Но пока карьера шла в гору, шансов построить личную жизнь, завести семью не просматривалось. Эта проблема и стала одной из ключевых при принятии решения о переезде в Россию. «Русских в Киргизии осталось мало, и нам, русским девушкам, сложно выйти замуж, – рассказывает Елена. – Мне предлагали стать второй женой. Кто-то на это соглашается, но это не для меня. Юридически это незаконно, а значит, у женщины официально нет никаких прав».
СТЕПНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Устройство личной жизни стало одним из основных аргументов, но не единственным. В то время как русские жалуются на политический застой, соотечественники из ближнего зарубежья мечтают о стабильности и рекомендуют не злоупотреблять митингами.
За последние несколько лет в Киргизии неоднократно менялась власть, в 2005 году расцвела Тюльпановая революция, а затем, не успев опомниться от первой, население погрузилось во вторую киргизскую революцию 2010 года. Нашим героиням политические бури Кыргызстана были не близки. Страшит их и протестная активность на исторической родине, в ней они видят угрозу тому благополучию, что надеются обрести здесь. «Митинги на Болотной и Сахарова – это рискованная политическая игра, – возмущаются они. – Те, кто не был очевидцем реальных политических переворотов, просто не представляют, к чему все это может привести». «Некоторые россияне жалуются на своего президента, а я говорю, давайте нам Путина в Киргизию, тогда хотя бы стабильность будет», – рассуждает юрист Лена. «Как-то раз мне довелось пообщаться с человеком, который был в Оше во время революции. Передо мной стояла женщина лет тридцати, у нее уже был клок седых волос. На самом деле ей было всего девятнадцать лет!» – продолжает тему Насырова. Про ужасы митингов и революций женщины могут рассказывать долго и эмоционально: «Никакие демократические институты не способны были защитить народ от произвола, творившегося за последние годы в этой стране».
После прихода нового президента был запущен процесс возврата зарегистрированных прежней властью земельных участков с формулировкой «купленные незаконным путем». «Новое руководство страны, пришедшее после Курманбека Бакиева, назвали этот процесс национализацией. Тогда это коснулось многих наших знакомых, для всех это был шок», – вспоминают переселенки.
Со сменой курса в отношении собственности, после ужесточения языковой политики в Кыргызстане, да и просто из страха перед неизвестностью, многие русские стали спешно паковать чемоданы. В школе, где учился семилетний сын Елены Насыровой, в русскоязычном классе числились всего три русских ученика. И такая картина стала привычной для многих учебных заведений. «Я не уверена, смогу ли там дать своим детям, что дали когда-то мне мои родители. В Россию мы переехали в первую очередь ради достойного будущего детей, чтобы они не узнали, каково это – жить в постоянном страхе за будущее».
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО РФ
Елена Галушкина рассказывает, что 2010 году напротив здания Российского посольства в Бишкеке красовался предвыборный щит, на котором крупными буквами по-русски было написано: «Уезжать или остаться?». На этот философский вопрос многие наши соотечественники быстро нашли ответ. Словно укрепляя в сознании русских мысль, что уезжать надо, правительство Российской Федерации с каждым годом расширяло государственную программу по оказанию помощи в добровольном переселении соотечественников, включив в нее новые регионы, готовые принять репатриантов. Программа направлена на то, чтобы залатать демографические дыры в отдаленных районах России и поддержать возвращающихся русских. Правда, по рассказам женщин, о существовании и условиях участия в программе переселения знают не многие. В Киргизии, где попасть на прием в русское консульство не просто, у людей сложились туманные представления о программе. «В Бишкеке прием граждан по вопросам переселения в консульстве ведется всего два раза в месяц, необходима предварительная запись. Если ты попадешь на прием в следующем месяце, то это уже большая удача».
Очередь у консульства нужно занимать с пяти утра. При этом часть ожидающих – киргизы, желающие сменить страну проживания на более благополучную Россию. Парадокс, но русских в очереди меньше. Не все выдерживают многочасовой марафон. Не выдержав ожидания, Насырова и Галушкина направились в офис русской диаспоры в Бишкеке. «Там нам все доходчиво объяснили, в том числе и как можно получить паспорт гражданина России, – вспоминает Насырова. – А руководитель дал совет: если надумали переехать в Россию, то нужно собираться и уезжать». Именно так они и поступили – быстро продали квартиры, созданный бизнес и в декабре прошлого года переехали на новое место.
АВАНТЮРА
ИЛИ БЛАГО?
Предчувствие переселенцев не обмануло, за три месяца девушки удачно обосновались в Энгельсе. Купили квартиры, сейчас занимаются оформлением документов. Несмотря на то, что у них пока нет российского гражданства, поступают и предложения от работодателей. Юрист Лена убеждена, что работодателям неважно, какого цвета у претендента паспорт, всех интересуют только профессиональные качества.
Они уже полюбили молодой, спокойный город, рассказывают, что в Энгельсе замечательная атмосфера, «и люди очень добрые». Все плохое осталось позади, уверены они, и трудности оформления кажутся мелочью: «Если человек действительно хочет получить гражданство, он согласится на все условия, пройдет все этапы».
«И обязательно напишите, – добавляют они. – В Россию мы уехали не из-за национальных притеснений со стороны киргизов. Просто ради себя, ради будущего своих детей».
Поскольку женщины теперь примут участие не только в устройстве будущего своих детей, но всего «спокойного города Энгельса», жителями которого они стали, называть их мигрантами как-то не хочется. Скорее, вернувшимися домой.
За оформлением документов на проживание в России Насырова и Галушкина обратились в Федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис» ФМС. Комментирует эту историю директор филиала ФГУП, в прошлом руководитель областного управления федеральной миграционной службы Надежда Смирнова:
– Одна из предвыборных статей избранного президента была посвящена национальному вопросу. И это очень актуально сегодня, ведь в Россию ежегодно приезжают много мигрантов. Президент и правительство страны ставят вопрос о том, чтобы увеличивался приток в Россию людей с образованием – высшим или средним специальным, то есть высококвалифицированных работников. На мой взгляд, две эти девушки как раз относятся к категории тех, кто будет строить новую Россию. У них высшее образование – юрист и бухгалтер. А Елена Галушкина еще и мастер спорта по карате, чемпион Европы. Было бы хорошо, если бы большинство мигрантов были такими – знающими русский язык и русскую культуру, готовыми работать и имеющими для этого необходимое образование, да еще и репродуктивный возраст. Мне эти девушки запомнились и очень понравились. Я рада, что в марте они обратились к нам в ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России. Уже сейчас они получили разрешение на временное проживание в России как первичный правовой статус для достижения основной цели – стать гражданином России.
Наше предприятие образовано в 2009 году по Распоряжению Владимира Путина. В Саратове филиал ФГУПа открыт в апреле 2011 года. Мы занимаемся консультированием российских и иностранных граждан, оказываем населению юридическую и практическую помощь, готовим документы по всем направлениям миграционной сферы. За год работы более 7 тысяч граждан получили консультации, более 5 тысяч человек воспользовались нашими услугами, получили паспорта РФ, заграничные паспорта, разрешения на временное проживание, приглашения, виды на жительство, патенты и другие услуги. К нам обращаются с различными трудностями в оформлении документов, а также те, кто не располагает лишним временем, по их желанию возможен выезд для встречи с ними. Часто обращаются и те, кто хочет легализоваться в России. Работу с мигрантами строим в тесном взаимодействии с УФМС по Саратовской области. Кстати, в июне Федеральная миграционная служба отмечает 20-летие своего образования. За 20 лет служба доказала полезность, необходимость своего существования для коренных жителей, приезжих иностранных граждан. Но с этим событием, я думаю, мы еще поздравим УФМС и трудолюбивых, погруженных в работу сотрудников службы.