"Подарок" для России?
Центральная Азия: столкновение интересов
Происходящее в последние годы соприкосновение и столкновение интересов России и США в Центральной Азии играет весьма заметную роль в общем контексте российско-американских отношений. Как в Вашингтоне, так и в Москве высказываются самые разные взгляды на эту тему, порой носящие диаметрально противоположный характер.В связи с выходом президентской гонки США на финишную прямую правильность американского курса в Центральной Азии стала даже пусть далеко и не главной, но все же частью предвыборных дебатов. Демократы, активно критикующие нынешнюю администрацию, в частности, выражают недовольство ее "попустительским" отношением к нарушениям прав человека в ряде центрально-азиатских республик и даже тем, что политика Джорджа Буша в этом регионе вообще "играет на руку" России (!).
В свете этого довольно странным стало то, что недавно эту же тему решила развить близкая к республиканцам весьма консервативная газета "Вашингтон таймс". В своей статье газета назвала решение президента Буша о самом крупном сокращении американских вооруженных сил в Европе после второй мировой войны и их переброски в США и другие регионы мира, в т.ч. страны Центральной Азии, "подарком для России".
Авторы статьи считают, что увеличение американского военного присутствия в "горячих точках" Центральной Азии в долгосрочной перспективе принесет дивиденды России за счет США. В краткосрочной же перспективе, как утверждается, США и Россия имеют общие интересы в Центральной Азии, но борьба с боевиками и распространением оружия в регионе "может привести к неожиданным результатам".
В то же время, утверждает "Вашингтон таймс", в ходе борьбы с этой угрозой Вашингтон и Москва, "возможно, совсем по-разному представляют себе будущее Центральной Азии". У авторов материала нет сомнений в "решимости Америки бороться с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, вне зависимости от страны и региона". Зато Россия, оказывается, "разыгрывает гамбит" в Центральной Азии, в ходе которого "простодушная" Америка выявит и уничтожит террористические и иные угрозы, но в процессе этого она неизбежно станет "непопулярным и нежеланным политическим и военным игроком в регионе".
Аргументируя эту точку зрения, "Вашингтон таймс" утверждает, что решение администрации Буша о выводе 70 тысяч военнослужащих из Европы и Южной Кореи и связанное с этим ожидаемое усиление американского военного присутствия в бывших республиках СССР "не очень беспокоит Кремль". Газета призывает не обращать внимания на "заявления националистов" об "агрессивных" Соединенных Штатах, "стягивающих кольцо" вокруг России, а указывает на "странное спокойствие" российских официальных лиц. В подтверждение этого приводится высказывание министра обороны РФ Сергея Иванова, который, выражая официальную позицию российского руководства, заявил, что не видит ничего страшного в этих планах, и что никаких грандиозных передвижений войск США Москва не ожидает.
Как полагает американская газета, это объясняется отчасти тем, что, несмотря на неприятный для Москвы вопрос наращивания военного присутствия НАТО в странах Балтии, Россия и США вынуждены одинаково смотреть на то, что "действительно имеет значение в нынешней международной обстановке". Т.е. на борьбу с международным терроризмом и нераспространение оружия массового уничтожения. В этих условиях Россия "вынуждена смерить свою ущемленную гордость" по поводу самолетов НАТО в Балтии, поскольку угроза религиозного фундаментализма в Центральной Азии более чем очевидна.
Тем не менее, полагает "Вашингтон таймс", новое или усиленное американское военное присутствие – в виде военных баз или мобильных подразделений – в таких странах, как Узбекистан, Киргизия и Азербайджан, создает США ряд политических проблем. Вызвано же это тем, что коррумпированные политические элиты в Центральной Азии в той или иной степени ограниченно легитимны в глазах людей, которыми они правят. Экономическое же развитие этих стран также не слишком обнадеживает. Имеют место и проблемы с соблюдением прав человека, а гражданское общество в странах Центральной Азии находится в зародышевой стадии.
В свете этого, по оценкам "Вашингтон таймс", Центральная Азия "слаба и подвержена призывам радикальных исламистов, что может создать политические и социальные структуры, которыми режимы никогда всерьез не занимались". Как полагает газета, США в данных условиях необходимо рассмотреть вопрос о том, насколько тесными должны быть их отношения с этими режимами в ходе борьбы с терроризмом и распространением ОМУ. Если же этот аспект не продумать, то США, имея в регионе заметное военное присутствие, будут восприниматься как некий "могущественный покровитель" местных непопулярных режимов. В итоге, вместо того чтобы устранять угрозы, американские военные могут как бы невольно их создавать.
В такой ситуации "Вашингтон таймс" усматривает большие проблемы для "слабых и непопулярных режимов" Центральной Азии на фоне усиления террористической угрозы. Такие режимы, предрекают авторы статьи, окажутся "зажатыми между военной сверхдержавой, преследующей свои цели в сфере международной безопасности, и местным населением, недовольным правящими элитами и иностранным военным присутствием".
Тут наступает время выводов. Какие же они? А вот какие. "Хитроумный" Кремль, "скорее всего" (!), рассчитывает именно на такой сценарий. США придут в регион и, видимо, смогут добиться некоторых успехов в обнаружении и уничтожении некоторых "элементов" международного терроризма, но политические издержки для них будут велики. Репутация Америки в регионе "будет сильно подмочена, а народ может начать свержение местных режимов". При таких обстоятельствах Россия якобы может "занять сильную позицию" в Центральной Азии.
По глубокомысленому замечанию "Вашингтон таймс", оказывается, "исторически Россию в Центральной Азии никогда не любили" (видимо, всегда очень любили Америку?). Но "хитрые русские", используют то, что "их менталитет понятен местным лидерам и населению" (кто бы мог подумать?). Поэтому де новым независимым государствам Центральной Азии просто трудно себе представить, что они когда-нибудь будут просить о долгосрочной защите такую далекую страну, как США. Россия то "всегда рядом".
Именно поэтому Россия "не видит проблемы в том, чтобы разрешить и даже помочь США в борьбе с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения в Центральной Азии". Ведь Москва, конечно, прекрасно понимает, что США либо сами в какой-то момент захотят уйти из региона, либо их попросят оттуда уйти (очень тонкое и исторически обоснованное наблюдение, не правда ли?).
Россия, делает окончательный вывод американская консервативная газета, "с удовольствием будет ждать окончания американской миссии в Центральной Азии, двигаясь в кильватере Америки, пока Центральная Азия не будет готова броситься в объятия к России". Вот такие мысли витают в американской прессе (причем близкой к республиканцам) накануне ноябрьских президентских выборов в США. Казалось бы, неужели важнее тем нет? Однако, учитывая, что "Вашингтон таймс" – это не какой-нибудь бульварный листок, следует все же полагать, что тема политики США в отношении Центральной Азии и в контексте российско-американских отношений считается в Вашингтоне достаточно важной. Можно предположить, что это обусловлено целым рядом взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.
Прежде всего, статья в "Вашингтон таймс" отражает осознание в США того факта, что Россия (отчасти благодаря выгодной для нее конъюнктуры мировых цен на нефть) гораздо быстрее, чем ожидали и в Вашингтоне и в столицах государств Центральной Азии, вернулась в регион. К тому же она не просто вернулась, а предпринимает активные шаги по укреплению там своего политического, экономического и военного влияния. В частности, недавно, в конце августе, Россия вступила в созданную два года назад организацию "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС), в который входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. За время своего существования ЦАС приобрела значительное влияние в регионе, в рамках этой организации весьма успешно сотрудничают силовые структуры государств-членов, а в мае с.г. было объявлено о расширении экономического сотрудничества и создании единого центрально-азиатского рынка, международного водно-энергетического и транспортно-коммуникационного консорциумов.
До вступления России в ЦАС лидирующее положение в ней занимал Казахстан. Теперь ситуация может несколько измениться, и Россия станет во многом задавать тон работе организации и успешно уравновешивать претензии США, Японии и Китая на главенствующее влияние в регионе в условиях ставшего в последние годы излюбленным для руководства центрально-азиатских стран принципа "многовекторности".
Все эти сдвиги в Центральной Азии происходят в неблагоприятный для нынешней администрации США момент. Демократическая партия всячески стремиться использовать ее неудачи в Ираке и внутриполитические проблемы в предвыборном контексте. Казалось бы, не досуг Джорджу Бушу заниматься вопросами глобальной стратегии. Тем не менее, президент принимает решение о передислокации американских баз и войск за рубежом. Эксперты называют это вторым после демократизации Восточной Европы и расширения НАТО на восток этапом грандиозной реконструкции всей системы американского геополитического присутствия в Евразии, производимой с учетом растущей мощи Китая, завершения определения новой роли России в мире и фундаментального характера межцивилизационного противостояния между США и исламским миром.
В этих условиях американская элита рассматривает отношения с Москвой в контексте не только конфронтации с ней, но и возможности сотрудничества, конечно, на условиях выгодных в первую очередь Вашингтону. Расчет, в первую очередь, делается на использование в американских интересах возможностей России в центрально-азиатском регионе, который для США становится одним из ключевых в плане их глобальных интересов.
Поэтому можно полагать, что статья в "Вашингтон таймс" одновременно оказывает "нужное" информационное воздействие как на американских избирателей в свете предстоящих выборов, так и на российское руководство и общественное мнение, а также и на руководство стран центрально-азиатского региона. Поэтому все рассуждения о некоем "подарке", который делает России политика США в Центральной Азии, надо воспринимать с учетом ее скрытого подтекста. Причем первое, что здесь приходит на ум, так это известная древняя мудрость, рекомендующая бояться "данайцев, дары приносящих".