logo

Хлебные крошки

Статьи

Проблемы законодательства о соотечественниках
Общество
Россия

Поддержка и защита соотечественников за рубежом как приоритет внешней политики России

Репатриация — одно из важнейших направлений

Тема соотечественников, защиты их прав, как представляется, совершенно естественным образом оказывается в последнее время на острие отечественной внешней политики.

Во-первых, тому есть вполне объективные причины. Отличие дипломатии демократического государства от внешнеполитических установок авторитарных режимов именно в объекте и целях приложения усилий: для одних первичен человек, гражданин, для других — государство и его интересы, понимаемые порой в отрыве от конкретных людей и их нужд. И то обстоятельство, что мы сегодня больше внимания уделяем отдельным личностям — процесс, можно сказать, знаковый, в какой-то мере характеризующий смену акцентов в государственной внешней политике.

Способствует «очеловечиванию» официальной дипломатии и непрерывное расширение связей страны, общества с внешним миром — россияне сегодня все активнее отдыхают, учатся, лечатся, работают за рубежом, и, значит, неизбежно лично сталкиваются с местными правовыми, политическими и прочими реалиями.

Во-вторых, мы вынуждены констатировать, что и зарубежные государства все чаще, так сказать, «переходят на личности»: граждане России и члены их семей становятся объектом тех или иных судебных или административных действий местных властей, порой весьма предвзятых и политизированных. В этой ситуации для России, можно сказать, дело принципа — «показать флаг», продемонстрировать, что неуважение к нашим гражданам есть неуважение к нашей большой и сильной стране.

И это — вполне нормальная линия поведения, отнюдь не имперская, а сугубо гуманитарная, в русле общепринятых демократических стандартов. Больше того: для демократического государства защита собственных граждан как дома, так и за рубежом и является основной конституционной миссией и обязанностью. Например, Статья 48 Конституции России гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Очевидно, что это базисное право не может ограничиваться исключительно границами государства и гражданин России должен рассчитывать на поддержку и вне пределов страны.

Но, разумеется, вопрос не только в том, чтобы оперативно реагировать на все инциденты с нашими соотечественниками за рубежом. Речь может идти только о системной работе, которая бы опиралась на анализ конкретных проблем как по направлениям (туризм, бизнес, образование, спорт и т.п.), так и по странам и регионам.

Хорошо известна ситуация, например, в сфере усыновления, сложившаяся в последние годы во взаимоотношениях с США. Число российских сирот, обретших семью за океаном, измеряется многими тысячами, и очень часто речь идет о тех, кто был бы обречен в России провести свою жизнь инвалидами, пациентами клиник и просто одинокими людьми. Однако не менее известны и случаи — к счастью, единичные — жестокого обращения с усыновленными и даже их гибели.

Разумеется, Россия неоднократно ставила вопрос перед США об ужесточении контроля за процедурой усыновления и последующим пребыванием наших детей в американских семьях, однако американская сторона обычно ссылалась на национальное законодательство, невозможность государственного вмешательства в эти процессы и т.п.

Тем не менее, настойчивость российской дипломатии (только за последний год было проведено 7 раундов переговоров), лично Президента страны привела к тому, что уже в июле будет подписано специальное соглашение между Россией и США по вопросам усыновления. Полагаю, это тот путь, которым мы должны идти в решении столь непростых гуманитарных вопросов в межгосударственном общении — не ограничиваться демаршами, а искать пути правового урегулирования.

Цели российской государственной политики на этом направлении предельно точно определены Федеральным Законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе обеспечение правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Репатриация — одно из важнейших направлений работы с соотечественниками с любой точки зрения: экономической, демографической, политической, культурной... Но мы уже убедились — в том числе, к сожалению, и на неудачном опыте — что просто заявить «приезжайте!» недостаточно. И здесь нужна стратегия, основательность и учет всех составляющих.

Очевидно, здесь далеко не все упирается только в деньги, как это часто бывает в иных ситуациях. Почему нередки случаи, когда русские за рубежом, сталкиваясь с откровенным нарушением собственных прав в государствах проживания, тем не менее не спешат в Россию, где есть и программы переселения, и демографический спад, и острая нужда с кадрами, и гигантские пустеющие территории? За 4 года функционирования программы в нашу страну решились перебраться всего 34 тыс. соотечественников — ничтожно мало по сравнению с тем, что можно было бы ожидать в сложившейся ситуации (лишь 5% от этого и без того скромного числа поселилось на Дальнем Востоке, где нехватка людских ресурсов ощущается, пожалуй, острее всего). Значит, есть моменты, которые останавливают людей, и наша задача — выявлять и последовательно снимать все барьеры и препятствия, если мы хотим, чтобы наш призыв был не риторическим.

Отрадно констатировать, что в последние годы и даже месяцы руководство страны активно этим занималось. Прошлогодние изменения, внесенные в Закон о государственной политике в отношении соотечественников значительно конкретизировали многие его положения и сделали его более, так сказать, практичным. Например, теперь соотечественникам, не являющимися гражданами Российской Федерации, предоставляются равные с гражданами Российской Федерации права при поступлении в российские ВУЗы (п. 6 ст.17).

Совсем недавно, в апреле, обе палаты российского парламента приняли важнейший закон о снижении с 30% до 13% налога на доходы (НДФЛ) соотечественников, возвратившихся в Россию, приравняв их, тем самым, к российским гражданам. Это существенная поддержка программе переселения, но, разумеется, нужно решать и прочие проблемы, с которыми сталкиваются приезжающие к нам соотечественники — ведь очень многие из раздумывающих над решением весьма внимательно следят за тем, как складываются дела у переехавших. И если они годами не могут получить российское гражданство, паспорт, регистрацию, жилье, работу, никакая программа не поможет: в эпоху Интернета об их проблемах немедленно узнают все, кому это интересно. Огромная государственная работа может пойти насмарку из-за одного бюрократа в местном паспортном столе.

Довелось недавно прочитать интервью министра абсорбции Израиля Софы Ландвер, в котором она назвала удивительные цифры: процесс превращения репатрианта в полноправного гражданина государства Израиль занимает ровно 12 минут после приземления в аэропорту имени Бен-Гуриона. В соответствии со специальной правительственной программой приезжающие получают гражданство и все необходимые документы — паспорт, медицинскую страховку, денежные пособия — прямо в аэропорту. Не удивительно, что почти половина граждан Израиля родилась в других странах и не спешит покинуть свою новую родину, хотя, как известно, обстановка на Ближнем Востоке сегодня отнюдь не всегда благоприятствует спокойной жизни.

Конечно, нам пока далеко до таких показателей (и не всегда они объективно достижимы и целесообразны в наших условиях), но очевидно, что там, где сделать можно — надо делать. Скажем, совсем недавно, 28 мая 2011 года Рособрнадзор выпустил письмо № 02-11 «О признании иностранных документов об основном общем и среднем (полном) общем образовании». В нем, содержится очень важное для многих приезжающих в нашу страну людей положение: документы государственного образца, соответствующие российским документам об основном общем образовании или среднем (полном) общем образовании, выданные образовательными учреждениями бывших республик СССР, принимаются при поступлении в российские образовательные учреждения без прохождения процедуры признания и установления эквивалентности. Ранее процесс нострификации и сертификации образовательных документов мог длиться по 6-8 месяцев, а то и дольше, требовал немалых затрат, в том числе, на поездки в Москву или Санкт-Петербург, а без диплома люди просто не могли устроиться на работу.

Однако, естественно, работа с соотечественниками не ограничивается их репатриацией. Специфика России в том, что для нас понятие соотечественников традиционно шире, чем собственно население страны, путешествующее или временно проживающее за ее пределами. Исторические катаклизмы, породившие неоднократную перекройку государственных территорий и волны миграции, привели к уникальной ситуации, которая делает миссию в отношении соотечественников не просто важной внешнеполитической опцией, а настоятельной необходимостью — и геополитической, и демографической, и культурной. Российская диаспора в мире насчитывает около 30 млн. человек — вторая после китайской. Причем речь идет не только о т.н. «ближнем» зарубежье, где много русских в силу распада СССР: только в США русских более 3-х млн., в Германии — около 2-х млн.

Нам важно сохранить позиции русского языка в мире — по числу владеющих им на планете (500 млн. человек в России и за рубежом) он занимает третье место после китайского (свыше 1 млрд.) и английского (750 млн.). Нам важно добиваться уважительного отношения к русской общине в иностранных государствах, на недискриминацию по национальному признаку. Важно, чтобы не чинили препятствий нашему бизнесу, оказывали своевременную помощь туристам, чтобы каждый россиянин мог рассчитывать на объективный и справедливый суд.

Все это находится в объективе российской политики в отношении соотечественников, которая в ближайшие три года будет определяться Программой работы с соотечественниками за рубежом на 2012 — 2014 годы, принятой недавно Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Только в 2012 году на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников планируется выделить свыше 430 млн. рублей, из которых почти 304 млн. рублей будут направлены на мероприятия в странах проживания соотечественников.

25 мая 2011 года Д.А.Медведев подписал важнейший и, можно сказать, долгожданный Указ «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», откликнувшись тем самым на инициативу, озвученную в декабре 2009 года представителями русскоязычной общины за рубежом на III Всемирном конгрессе соотечественников в Москве. Фонд, работу которого планируется начать с января будущего года, станет центральным координирующим звеном на этом направлении и главным российским адресатом для обращений зарубежных соотечественников.

Ранее, в мае этого года, в российском МИДе по поручению Президента России была также учреждена новая должность — уполномоченного по вопросам прав человека, демократии и верховенства права. В круг его обязанностей входит, помимо прочего, сбор и анализ информации о фактах и случаях нарушения иностранными государствами прав наших граждан и оперативное публичное реагирование на них.

28 июня в Госдуму был внесен законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации за рубежом» в котором предлагается дополнить перечень оснований для принятия решений в отношении иностранного гражданина о нежелательности его пребывания в России. Он наделяет правительство правом ареста находящихся в России и заграничных филиалах российских банков финансовых активов таких иностранцев, и правом эмбарго на любые их сделки с собственностью и инвестициями. Эта мера стала, по сути, реакцией на разного рода санкционные инициативы и законопроекты в отношении российских граждан, которые принимаются зарубежными странами в связи с известными судебными процессами в нашей стране. Причем, что выглядит особенно скандальным, речь идет о незавершенных процессах и расследованиях.

Разумеется, такого рода действия — экстрадиция, арест активов — это меры чрезвычайные, однако они еще раз обозначают тенденцию: государство готово идти на весьма жесткие шаги во имя защиты своих граждан, и этот сигнал, скорее политический по своему характеру, наверняка будет услышан.

У России есть немало других рычагов воздействия на ситуацию с правами наших соотечественников за рубежом, в том числе и по парламентской линии — взаимодействие с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам нацменьшинств, Комиссаром Совета Европы по правам человека, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Советом ООН по правам человека, на «площадках» Совета Европы, ОБСЕ и ООН.

Работы здесь — я бы сказал, к сожалению — еще весьма много, поскольку именно русские сегодня сталкиваются с многочисленными случаями нарушения их прав по сугубо национальному признаку. Достаточно посмотреть на ситуацию в странах Балтии, которая, к сожалению, не улучшается несмотря на их уже многолетнее пребывание в составе Евросоюза, где, по идее, вопросам прав меньшинств, прав человека традиционно придается подчеркнуто центральное значение. Тем большую озабоченность вызывает тот факт, что именно русские почему-то порой выпадают из общего правочеловеческого пафоса, с которым современная Европа обычно говорит о меньшинствах и их правах и свободах.

Мы разумеется, будем поддерживать наших соотечественников в европейских странах словом и делом. Хотел бы в этой связи напомнить, в частности, про Указ Президента № 977 от 17.06.2008 г., который устанавливал безвизовый въезд в Россию для лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в настоящее время в Латвии и Эстонии. Россия активно участвовала (в качестве третьей стороны по собственной инициативе) в рассмотрении Европейским Судом по правам человека политически значимых для нас дел по жалобам российских граждан, постоянно проживающих в Латвии и Эстонии (дела В.М.Кононова, И.В.Василевского, Н.М.Миколенко, Викуловых и др.), и эта практика, разумеется, будет продолжаться.

Когда речь заходит о российских гражданах, государство демонстрирует твердость даже в отношении ближайших союзников: всем хорошо памятна история, когда благодаря настойчивым действиям российских властей удалось добиться досрочного освобождения девяти российских граждан, находившихся под арестом в следственных изоляторах Минска по обвинению в участии в несанкционированной протестной акции 19.12.2010г.

Думаю, можно уже сегодня говорить о том, что работа на этом направлении принимает все более четкий и системный характер, и защищенность наших граждан за рубежом стала более ощутимой по сравнению даже с относительно недавним прошлым. Но, как представляется, для существенного улучшения ситуации в этой сфере одних государственных усилий недостаточно — важно и то, чтобы наши соотечественники за рубежом проявляли должную активность, способность и желание к самоорганизации и консолидации. Тогда для российского государства будет больше оснований и возможностей для отстаивания прав не только собственных граждан за рубежом, но и тех, кто сам относит себя к русским, к соотечественникам, и кто хотел бы рассчитывать на поддержку со стороны России в защите своих прав, своего языка, своей культуры и идентичности.

К. Косачев

депутат Государственной Думы, председатель Комитета Госдумы по международным делам, член фракции ВПП «Единая Россия», кандидат юридических наук.


Международный совет российских соотечественников

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie