logo

Хлебные крошки

Статьи

Прибалтика
Культура
Прибалтика

Витольд Янчис

Поэтесса Тереса Маркевич:

Нас окружает красота

Жизнь большинства людей проходит в бесконечной гонке за карьерой, работой, где платят побольше. Работа, работа, работа – и вот уже томик стихов Пушкина, Есенина или Мицкевича задвинут на книжную полку и уныло покрывается пылью, а его бывший читатель вкалывает почем зря. Вкалывает, тратит жизнь, совершенно не помня о том, что всех денег в мире еще никому не удавалось заработать, а вот забыть о красоте окружающего нас мира, о языке, на котором с нами говорит природа, и превратиться в черствого и бездушного человека легче легкого. Читатель, сегодня мне бы хотелось познакомить тебя с Тересой Маркевич, поэтессой, известной не только в Литве, но и за границами нашей страны.

- Поэзия… Кому-то стала Божьим даром, принесшим известность и славу, для других проклятием, принесшим несчастья и бедствия.

- Поэзия – это самый лучший дар, что может получить человек. Это и помощник, и защитник. Вспомним хотя бы такого творца античности как Эзоп. В баснях Эзопа с нами говорит мудрость, прошедшая через тысячелетия. И это только один пример. В творчестве поэтов можно найти ответ на каждый вопрос, который когда-либо мучил человека с той самой минуты, как он появился на свет. Зачастую нам кажется, что в нашей жизни все течет и изменяется – это правда лишь отчасти. Как говаривал один мудрец, «ничто не ново под луной, все это уже было». Все наши метания и страдания не новы. Наши отцы, деды и прадеды мучительно решали те же вопросы, что стоят сегодня перед нами, – любили, ненавидели, боролись, несли свой крест. Так на свет появились великие поэты, создавшие нетленные стихи. Мне кажется, что когда мы берем в руки томик стихов Пушкина, Мицкевича или Словацкого, мы читаем далеко не стихи. О, нет, не стихи! С нами говорят души поэтов…

- Значит, все-таки Божий дар? Но ведь такой дар дается не просто так. Подчас за него нужно заплатить.

- Да, только так и не иначе. Что же это за поэт такой, что пишет о любви, жизни и смерти, если все это ему чуждо и незнакомо? В таких стихах нет жизни, они словно гусеница, что никогда не станет бабочкой. Пушкин, Мицкевич, Словацкий, Норвид… Их стихи полны жизни, в них бьется их сердце. В жизни этих людей было все, им выпал тяжкий крест и потому они стали великими. Подчас грустно и больно, что иногда человек объявляет себя поэтом и ждет, что к нему придет слава. Как бы не так. Даже к многим известным поэтам слава пришла только после их смерти, а тут кто-то алчет дешевой славы и известности здесь и сейчас. И хотя можно научиться складывать слова в рифмы, но где же в этих рифмах жизнь и душа…

- Мицкевич и Пушкин неоднократно вспоминали времена детства, отрочества и юности.

- О детстве писали не только эти поэты. Мне кажется, что по тем временам, когда мы были маленькими детьми, зачастую скучают все взрослые. Только не всем дано признаться себе в этом чувстве и сложить стихи. И хотя моим стихам до Пушкина далеко… но я также скучаю по своему детству. Я росла в деревне, в самой замечательной семье в мире, со старшей сестрой и двумя младшими братьями. Неподалеку от родительского дома протекала речка, у нас был огромный сад. Когда я подросла, мне очень нравилось, особенно весной и летом, убежать из дому, забраться на яблоню и спрятавшись среди веток, читать книгу или, сидя на нагретом теплым солнцем камне, вслушиваться в шепот бегущей речки. Знаю, может звучит банально, но как это прекрасно: вдыхать аромат цветущих яблонь и читать хорошую книгу. Будучи ребенком, я читала все, до чего только могла дотянуться, книга была моим лучшим другом.

Отец был кузнецом, вместе с мамой они старались, чтобы у нас всего было вдосталь. И мы отвечали нашим родителям тем же. Старались помогать им по хозяйству. Правда, тут хочу предостеречь, чтобы не казалось, будто мы были эдакими ангелочками. Проказничать мы тоже любили. Мы – сестры гоняли проказников – братьев, проверяли их тетради – сделали ли они уроки. Ох, и не нравилось же это мальчишкам! Но тем не менее мы дружили и были друг за дружку горой. Чувство дружбы мы пронесли сквозь все невзгоды и неприятности, оно помогло нам выстоять, когда умерли наши родители.

- Что же сказали родители и близкие, когда дочь сказала – я буду писать стихи?

- Может показаться странным, но близкие и мои дети только и сказали: наконец-то! Еще ребенком я любила складывать слова в рифмы. Пыталась что-то сказать на своем детском языке о природе вокруг нашего дома. В школе, начиная с 4 класса, работала в стенгазете.

- И все-таки вы поэтесса кровь от крови и плоть от плоти Виленского края. А ведь критики поговаривают, что поэзия в Виленском крае давно мертва…

- Кто же эти критики? И кто из них сам написал что-нибудь, чтобы люди поняли и с удовольствием читали? А поэзия жива. Работают и творят прекрасные поэты: Александр Соколовский, Александр Снежко и многие, многие другие. Появляются и молодые поэты.

- Дом, работа, семья, деньги. Все это быт, а быт, как известно, затягивает, да и артисты, художники и поэты зачастую с деньгами не дружат.

- Не буду секретничать, своего домика в Майами, в Штатах или хотя бы усадьбы на берегу озера у меня нет. Живу в скромной квартирке в одном из спальных районов Вильнюса. Все тома поэзии, что мне удалось издать, вышли в печать благодаря друзьям из Польши. Супергонораров за свои стихи и книги я не получаю, но так, наверное, и надо. В целом жаловаться мне не на что.

- Ой, ли?

- Да, не на что. В моей жизни, как и в жизни каждого человека, были такие мгновения, когда казалось, что все, вот-вот сломаюсь. Был такой период, когда умерли родители, вскоре после их ухода из жизни трагически погиб наш самый младший братик, я осталась одна – муж потребовал развода. Вот тогда я и узнала почем фунт лиха. Даже не знаю, как мне удалось выстоять и выдержать. Когда казалось, что хуже быть не может, я начинала писать… и боль уходила.

Так или иначе, испытания выдержать удалось. Сегодня я счастливая мать и бабушка. Ирена, моя дочка, стала архитектором, живет и работает в Польше. У нее прекрасный муж. Они подарили мне замечательных внуков – Мартина и Юлию. Мой сын Кшиштоф заканчивает Литовскую академию музыки и театра по классу фортепиано и собирается поступать в магистратуру. Судьба дала мне очень многое и больше желать я не вправе.

- Не секрет, что зачастую большая часть общества смотрит на одаренных поэтическим даром людей несколько свысока.

- К сожалению, это правда. Многие люди воспринимают поэтов как чудиков, сидящих и кропающих вирши вместо того, чтобы, например, зарабатывать деньги или добиваться карьерного роста. Так в свое время мне довелось услышать обвинение, будто не я сама пишу стихи, а какой-то неизвестный доброхот пишет их для меня. Кое-кто просто завидует, не знаю даже почему… Завидовать тому, что кто-то умеет писать стихи, а вы нет – недальновидно. Стоит подумать, сколько поэту пришлось выстрадать и вытерпеть, для того чтобы творить, а не обижаться или поливать грязью.

- Тем не менее история знает множество поэтов, которые и поэтами-то никогда не были. Мания величия, знаете ли.

- Это правда. Поэтому никогда не надо забывать о самокритике. Именно благодаря самокритичности у меня никогда не было желания явить себя миру великой поэтессой. Я пишу, а насколько хорошо или плохо, пусть решат люди. Быть может, кто-то поступает и думает иначе, но мое мнение таково. Артиста, художника, певца, поэта или писателя должны судить те, для кого он творит. Планы на будущее? Здесь все предельно просто. Хочу жить. Жить и творить – для себя, для людей, для моих близких. Ведь в нашем мире столько красоты и добра, а мы все спешим и давно растеряли тот детский восторг, с которым когда-то смотрели на мир. Взгляните, как чисто улыбается и радуется ребенок, глядя на простой полевой цветок, облака или просто так. В отличие от нас, взрослых, ему не нужна орхидея или экзотический цветок, не нужно видеть северного сияния, чтобы почувствовать восторг… Именно это чувство я и хочу сохранить и передать всем, кто пожелает прочесть мои стихи. И поэтому специально всем читателям «Литовского курьера» мне бы хотелось пожелать:

Храни тебя судьба

От мрака и несчастья.

От злого языка и сильного недуга.

От умного врага и мелочного друга.

И дай тебе, Господь,

Коль это в его власти,

Здоровья, долгих лет

И много, много счастья!

"Литовский курьер"

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie