Полоцк как символ белорусско-российского единства (I)
Настоящая вольная Русь
В нынешнем году древнему Полоцку исполнилось 1150 лет. Это особенная дата не только для Полоцка и Белоруссии, но и для России, также отмечающей своё 1150-летие. Наша история начинается от единых корней, с первого упоминания Полоцка и многих других русских городов в 862 году в древнерусской «Повести временных лет». Общей колыбелью современных Белоруссии, России и Украины была Киевская Русь, свидетелями чего являются и поныне радующие своим величием три Софийских собора – в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке.
Древний Полоцк был основан на берегу притока Западной Двины – реки Полоты кривичами. Это русское племя также населяло тверские, смоленские и псковские земли. Великая княгиня Киевская Ольга, первая женщина-правительница Руси (королева ругов-русов, как ее называли западные хроники), основавшая в 974 году (по другим данным – в 947 году) Витебск, была родом из кривичской Псковской земли.
В конце Х века полоцкий князь-варяг Рогволод правил, по сути, самовластно, а подчинение Полоцка Киеву и великому князю была весьма условным. Полоцкая земля в то время была довольно обширной, она включала в себя не только область кривичей-полочан, но и часть земель славян-дреговичей, а также финских и литовских племён, простираясь от Западной Двины до Нёмана, Свислочи и Березины.
У Рогволода была красавица-дочь Рогнеда. Чтобы заручиться поддержкой Полоцка в борьбе за великокняжеский престол, Ярополк Киевский и Владимир Новгородский стали свататься к Рогнеде. Выбор пал на Ярополка. Владимир был глубоко уязвлён, взял штурмом Полоцк, во время которого были убиты Рогволод и братья Рогнеды. После убийства Ярополка Владимир стал великим князем Киевским, правителем всей Руси. В 988 году он принял христианство и обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути на Русь он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр». На что Рогнеда гордо ответила: «Княгиней родилась, ею была, ею и останусь!» Так завершился этот полный трагизма и страстей брак двух неординарных людей, имена которых навсегда остались в нашей истории.
В 989 году Полоцким князем стал Изяслав. Город при Изяславе был заново отстроен. Здесь работали многочисленные ремесленники, развивалась торговля. После принятия Владимиром христианства в 988 году на Руси стали строится православные храмы. Предположительно при Изяславе и в Полоцке появилась первая православная церковь. В 992 году в Полоцкой земле была образована православная епархия, и появился свой епископ.
XI столетие было веком наивысшего могущества Полоцкого княжества. Успехи в жизни полочан этого периода напрямую связаны с деятельностью знаменитого полоцкого князя Всеслава, позднее прозванного Чародеем. На месте сгоревшего деревянного православного храма был заложен, а затем построен Софийский собор. Стены храма издали играли на солнце, придавая храму красивый бело-красно-розовый цвет.
При Всеславе Чародее и при его непосредственном участии произошла битва на Немиге, вошедшая в историю как одна из крупнейших и наиболее кровавых междоусобных битв на Руси. Полоцкие рати сошлись с киевскими в 1067 году возле Минска. Сражение было ожесточённым, и с обеих сторон пало много русских воинов: «На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны – засеяны костьми русских сынов» («Слове о полку Игореве»). Чародей был разбит, а вскоре и захвачен в плен, перевезён в Киев и посажен в глухой поруб.
Но киевляне, помнившие о победах Чародея над кочевниками-торками, после поражения киевских дружин от половцев подняли восстание и провозгласили Всеслава Полоцкого великим князем. Такое неожиданное появление Всеслава на киевском престоле, когда он в одночасье смог освободиться из поруба и занять великокняжеский стол, привело всех современников в чрезвычайное изумление. Это казалось настолько необычным, что в те времена не нашлось иного объяснения, кроме того, что здесь не обошлось без волшебства и что Всеслав был чародеем, которого не может удержать ни одна темница. Называет Всеслава колдуном и оборотнем и «Слово о полку Игореве»: «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню рано у святой Софии в колокола, а он звон тот в Киеве слышал». Всеслав вскоре тайно покинул Киев и вернулся в родной Полоцк.
Его знаменитой внучке – Евфросинье Полоцкой суждено было войти в историю русского православия. Далеко за пределами Белоруссии хорошо известен Свято-Евфросиньевский монастырь – одна из настоящих жемчужин православной архитектуры. Обитель основана Евфросиньей. В юности она (тогда её звали Предслава) была красива, многие князья хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но сама Предслава выбрала иную судьбу и была пострижена в монахини.
По преданию однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. Здесь по почину Евфросинии в 1161 году был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) храм. Его пропорции и форма оказали большое влияние на православное храмовое строительство в других городах Руси – Смоленске, Новгороде, Рязани, Пскове. Основной характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь здания.
В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный Евфросиньевский крест, который стал настоящей общеправославной святыней. Во время Великой Отечественной войны крест Богши бесследно пропал. В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место в Спасо-Евфросиньевский монастырь.
В 1167 году на исходе жизни при большом скоплении народа Ефросинья объявила, что отправляется в Иерусалим. Многие плакали, словно чувствовали, что больше уже не увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинью с почётом и помог добраться до Царьграда, где она и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния умерла.
А Полоцк продолжал расти вширь и развиваться. При сильной княжеской власти здесь было очень влиятельным вече, что роднит его с Новгородом. Вече – это традиционная для Руси форма прямого народоправства, уходящая своими корнями в глубокую славянскую древность. В вече могли принимать участие все «полоцкие мужи», то есть главы всех семейств, и в этом случае их решения носили всеобщий характер. Законодательная власть в Полоцкой земле принадлежала вече, которое приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядников (чиновников), одобряло объявление войны или мира. В середине XII века полоцкое вече неоднократно призывало и изгоняло князей.
У полочан высоко ценилось чувство собственного достоинства. Об этом говорят подписи, использованные жителями в тех или иных документах: «мужи полочане», «добрые люди полочане». Подобное явление было характерно не только для Полоцка, но и для всех русских земель доордынского периода. Это была настоящая вольная Русь, память о которой до сих пор хранится в недрах общерусского сознания, опровергая навязываемый нам недругами миф о рабской покорности и самоуничижении русского человека.
В XIII веке на той части Руси, что была не затронута монголо-татарским нашествием, всё чаще появляются литовские князья со своими сильными дружинами. Боярство так и не смогло построить устойчивую систему власти и полностью заменить республикой княжеское правление. Чтобы противостоять захватчикам и обеспечить свою власть над горожанами, оно стремилось через вечевые сходы заключать более тесные договоры с литовскими князьями – так постепенно Полоцк стал частью Великого княжества Литовского и Русского.
В 1377 году великим князем Литовским становится Ягайло. Андрей, который был старшим сыном Ольгерда и имел все права на великокняжеский престол, выступает против Ягайлы, но, не имея достаточных для борьбы сил, на следующий год уезжает в Псков, где некоторое время княжит, затем перебирается в Москву. Там развёртываются поистине драматические события – Северо-Восточная Русь стремится избавиться от ига Золотой орды. Андрей Полоцкий не остаётся в стороне и становится ближайшим сподвижником великого князя Московского Дмитрия Ивановича, участвуя вначале в 1378 году в сражении на реке Воже, а затем и в знаменитой Куликовской битве. Куликово поле и в целом эпоха Куликовской битвы стали тем рубежом в русской истории, когда первенство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание древнерусских земель начало переходить от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Москва становилась новым общерусским центром. Именно поэтому Андрей Полоцкий осознанно встал на Куликовом поле под стяги великого князя Московского.
Некоторое время он жил спокойно, а само Полоцкое княжество было практически независимым, хоть формально и входило в состав Великого княжества Литовского и Русского. Но в события вмешалась Польша. В 1385 году великий князь Литвы и Руси Ягайло с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». На этот шаг он вынужден было пойти в связи с ослаблением государства после многолетней гражданской войны. Это вызвало резкое возражение Андрея Полоцкого, и он решился на открытую борьбу. В 1386 году Андрей, опираясь на союз с Ливонским орденом и поддержку смоленского князя Святослава Ивановича, одержал ряд побед, но потом крестоносцы перешли на сторону его врагов, и Андрей попал в плен. После освобождения из неволи Андрей Полоцкий погиб в тяжёлой битве с татарами на реке Ворскле в 1399 году.
В 1413 году в Городло (замке на Западном Буге) прошел съезд феодалов Польши и Великого княжества Литовского. Последнее было представлено католиками. Согласно Городельской унии, шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. С Городельского сейма в Великом княжестве Литовском и Русском постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. Это ещё больше усугубило противоречия между двумя составляющими Великого княжества Литовского и Русского – нового литовского католичества и традиционного православия.
В 1430 году после смерти Витовта новым великим князем был избран Свидригайло. Он был противником унии с Польшей и считал, что его православные подданные и католики должны иметь равные права. Но главное, что сделал Свидригайло, – он разорвал унию с Польшей. В Полоцке собрались на съезд православные князья и посадили Свидригайло «на великое княжение Русское». Помимо Полоцка в Великое княжество Русское вошли Витебская, Смоленская, Киевская, Северская земли, Волынь и Восточное Подолье. Таким образом, речь шла о восстановлении с центром в Полоцке самостоятельной русской государственности на той части древнерусских земель, которые в свое время оказались под властью Литвы.
Но надеждам на свободу не суждено было сбыться. 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир Свидригайло и его союзники – ливонский магистр Франк Керскорф и литовско-русский князь Жигимонд Корибутович были разбиты. В сражении погиб цвет русской воинской силы Литвы – больше десятка русских князей, 42 князя попали в плен. Сам великий князь Свидригайло с малой дружиной сумел пробиться из окружения и уйти в Полоцк.
Это было жестокое поражение, по своим тягчайшим последствиям сродни трагической битве на Калке. После катастрофы под Вилькомиром военно-дружинные силы Великого княжества Русского оказались сильно подорванными. Фактически Полоцкая земля утратила какую-либо надежду восстановить свою самостоятельность. Начался длительный период польско-литовского господства, сопровождавшийся настоящим антиправославным террором, казнями, мучениями и гонениями, в первую очередь княжеских и боярских семей.
Последней попыткой русской знати Литвы добиться независимости военным путём было восстание в 1508 году князя Михаила Глинского. Тогда вооружённое выступление князей Глинских охватило районы Мозыря, Турова, Киева и Житомира и преследовало целью восстановление восточнославянской государственности в виде Великого княжества Русского с центром на этот раз уже в Киеве. Восстание потерпело неудачу. Глинские уехали в Москву. Так завершился княжеский этап освободительной борьбы на землях нынешней Белоруссии.
(окончание следует)