Полтавское дурновкусие
В Полтаве открыта "аллея гоголевских героев"
Ключевым событием, которым полтавские городские власти решили "отметить" юбилей Николая Гоголя стало открытие так называемой "аллеи гоголевских героев" на улице Гоголя, прямо за памятником великому литератору работы Леонида Позена.
Сам памятник Гоголю, к чести устроителей, почистили, затерли швы и трещины, и даже облицевали мрамором пьедестал, что, однако не предусмотрел скульптор Позен.
Не скрою, по большому счету было забавно наблюдать, как современные типажи гоголевских произведений, все эти нынешние земляники, собакевичи и маниловы, открывали это "творение". Но, как и стоило ожидать, "скульптурное предпочтение" было отдано казацко-диканьской тематике. Известно, что для полтавских чиновников, Гоголь кроме "вечеров на хуторе" словно бы ничего и не писал, а то ведь и себя ненароком (а то и наверняка) обнаружишь в каком-нибудь Добчинском…
На открытии аллеи, городской голова (или городничий?) Полтавы удивил знаниями тонкости гоголевской души, заявив, что "Гоголь всю свою жизнь страдал от одиночества", хотя известно, что вовсе не страдал, если вообще не стремился к этому самому одиночеству.
Но полтавским городским властям, где гоголевед сидит на гоголеведе и гоголеведом машет, виднее, и потому, по словам А.Матковского, "мы решили покончить с этой несправедливостью и в день рождения земляка установить в сквере возле памятника Николая Васильевича его персонажей".
В какой же кампании теперь придется обитать бронзовому полтавскому Гоголю? Неизвестные пока скульпторы решили, что это будут восемь каменных фигур белого цвета, на котором очень хорошо пишутся маркером различные затейливые словечки.
Когда официоз покинул аллею, уведя за собой шлейф фальшивых восторгов и приторный запах заискивания, народу представилось все это белокаменное безобразие, на которое потратили изрядные деньги.
Все имеющиеся в наличии скульптуры более походят на курсовые работы подвыпивших выпускников культпросветучилища, однозначных сторонников кубизма и сюрреализма.
Итак, за правым плечом "позеновского" Гоголя расположена скульптурная композиция, изображающая совокупляющегося мужика-зоофила. Партнер его носит на голове рога. Именно этот атрибут, объясняет, что это и есть… кузнец Вакула и его потусторонний антипод.
Далее, с правой стороны аллеи стоит то, что остряки уже назвали "даблбаба" (двойная баба). С одной стороны сооружения изображена молодая дама, стыдливо прикрывающая причинное место. Она сидит верхом на метле и готовится к старту.
С другой стороны изображена торговка самогоном, на бутылочном товаре которой нацарапано слово "Солоха". Тетушка явно грустит и смахивает с щеки слезу. Видимо костлявые когти кризиса добрались и до ее бизнеса. Кстати, разделяет этих двух женщин громадный кусок сыра, которые знатоки называют "месяцем".
Две следующие фигуры введут в исступление даже серьезного знатока гоголевских произведений, специалиста по творчеству Пикассо, Дали, Мунка, любителя арт-хауса и легких галлюциногенов. Первая композиция напоминает двух прощающихся цапель, которых уже завели по ступенькам на эшафот. Есть среди зрителей и те, что говорят - это печальный итог эпидемии птичьего гриппа…
А вот напротив находится нечто лохматое, вьющееся, с дыркой в верхней части. Бытует версия, что так художники изобразили страшного Вия. Хотя некоторые уверены, что это - отрезанная борода Карабаса-Барабаса.
Первой же внятной фигурой является казак с прилагающейся шаблюкой, пистолем и усами. Даже не читающей ничего (кроме цен в "макдональдсе") молодежи, нетрудно догадаться, что это и есть… Тарас Бульба – герой нашумевшего киноблокбастера режиссера Бортко.
А вот в тылу Тараса навзничь лежит голая каменная баба, более напоминающая брутальную тумбу. Бабу (судя по толстой шее - она долго занималась тяжелой атлетикой), по всей видимости, только что сбил самосвал, ибо легковушка такое не осилит. Выросшим в период буйства социалистического реализма садово-парковых скульптур привычнее было видеть девушек с веслами. Но даже у них срам был прикрыт. Эта же разлеглась нагишом и уже однозначно возбуждает раздраженных сексуальной недостаточностью юношей пэтэушного возраста, которые не стесняясь ложатся на каменную женщину и имитируют известные телодвижения. Может это такой полтавский креатив - ответ, мол "на ваших резиновых женщин, мы ответим своими, каменными!"?
Представительниц прекрасного пола среди гоголевских персонажей встречалось предостаточно, но кто есть эта, непонятно. То ли панночка, поднимающаяся из гроба, который сделан из материала, повторяющегося формы тела. То ли Оксана, не дождавшаяся императорских черевичек. То ли отлеживающаяся после помаранчевой заразы сама ненька-Украина…
Напротив загадочной откровенной обнаженки расположен собирательный образ украинского народонаселения, которого поместили внутрь быка. По замыслу художников это и есть… "знаменитая на весь мир Сорочинская ярмарка", превращенная сегодня в трехдневный выездной филиал полтавского вещевого рынка, с обязательным развлечением в виде приезда президента, покупающего глиняные свистульки.
Венчает аллею скульптура самого Гоголя. Чтобы никто не ошибся, его поместили под стилизованную букву "Г". Писатель держит в руках предмет, который также вызывает дискуссии. Одни уверяют, что это книга – источник знаний. Другие - что это свеча источник света. Но есть более прозаичные варианты: что это долото – источник ковыряния в досках или кухонная штука-мялка - источник приготовления картофельного пюре. Сам герой тоскливо взирает в сторону городского архива или находящегося за ним злачного заведения "Княжий келих", где по вечерам бывает, гуляют подвыпившие представители провинциального бомонда, объясняя народу извечное "кто виноват" и "что делать". Так что теперь в Полтаве как в Москве – на одной улице, целых два Гоголя!
Когда-то общество возмущалось произведениями Зураба Церетели. Сегодня, среди проходящих мимо полтавчан можно услышать фразы: "Это же надо так ненавидеть Полтаву, чтобы таких мутантов установить". Уже не секрет, что многих творческих полтавчан, да и просто горожан, не лишенных вкуса, увиденное заставляет ужаснуться. Как сказала одна известная в городе преподавательница живописи: "В последние годы наш город медленно скатывался вниз, теперь же он летит, мчится в пропасть безвкусицы".
Что и говорить, восхищаться нечем, хотя… вдоль аллеи урны новые появились и их пока много, значит хотя бы мусора будет меньше…
Виктор Шестаков,
сопредседатель Общественного Комитета "Русский Гоголь"