Потребительское общество съело Россию
«Реальные девяностые. Судьба человека»
Как показал проект «Реальные девяностые. Судьба человека», многие россияне все еще испытывают ностальгию по советскому прошлому и весьма скептически воспринимают настоящее. В рамках проекта были проведены два опроса: первый был посвящен отличиям современной России от Советского Союза, второй – отличиям современных россиян от граждан СССР. Сравнение оказалось в пользу прошлого, а не настоящего. В первом опросе ответы распределились следующим образом: «Развал экономики, разгул криминала и коррупции» (33%); «Озверение общества, деградация морали»(27%); «Из великой державы мы превратились во второсортную» (19%); «Жизнь стала сложнее» (6%); «Неограниченные возможности для активных людей» (5%); «Мы снова стали частью большого мира» (4%); «Меньше лицемерия, больше возможностей для самовыражения» (3%). Эти результаты мы проанализировали в предыдущем материале проекта. Второй опрос «В чем отличие современных россиян от граждан СССР?» дал следующие результаты: «Не имеют идеалов, думают только о деньгах» (29%), «Не видят будущего своей страны» (20%), Те же люди, просто в других обстоятельствах (17%), «Сделали шаг обратно — в животный мир» (13%), «Привыкли полагаться только на себя» (8%), «Вынуждены постоянно нарушать законы (3%)», «Живут более полной жизнью» (3%), «Лучше подготовлены к борьбе за существование» (2%), «Обладают более широким кругозором» (1%). В опросе приняли участие более шести с половиной тысяч человек. Рассмотрим, в первую очередь, позитивные варианты. Меньше всего голосов набрал ответ «Обладают более широким кругозором» — и это при том, что современным россиянам доступно множество источников информации, выезд за границу ограничен только материальными возможностями, а знание иностранных языков, безусловно, улучшилось. Не пользовался популярностью и ответ «Лучше подготовлены к борьбе за существование» — хотя, казалось бы, россияне прошли жесткую школу выживания. Вариант «Живут более полной жизнью» также не показался соответствующим действительности. Тут, конечно, можно поспорить о том, что такое «полная жизнь»: для кого-то это жизнь, наполненная переменами и требующая постоянной готовности к действию, а для кого-то — возможность не думать постоянно о хлебе насущном и заниматься тем, что интересно. Объективно говоря, все три предложенных позитивных отличия имеют место, однако они представляются людям менее важными на фоне негативных сдвигов в общественном сознании. Возможно, если бы голосование было мягким и можно было выбирать несколько ответов, позитивный сектор получил бы больше голосов. Если обратиться к негативной части списка, то очевидно доминирование ответа «Не имеют идеалов, думают только о деньгах». Потеря генеральной идеи, стержня развития страны — самая значимая и болезненная утрата. Одно из принципиальных отличий российской цивилизации от западной в том, что люди Запада выработали в себе умение получать удовольствие от самого ощущения жизни, а в России практически каждый не удовлетворен тем, что имеет, и хочет чего-то иного. Жизнь в России воспринимается как непрерывное стремление что-то изменить, получить, улучшить. В пору СССР конфигурация материальных стремлений была очень простой и понятной – квартира, дача, машина. Помимо этого оставались силы и потребность думать о вещах более возвышенных. Освоение космоса, арктические экспедиции, горные восхождения, строительство БАМ и т.п. интересовали в той или иной степени всех советских людей. Именно такие глобальные проекты давали ощущение течения жизни, сопричастности к развитию страны в правильном направлении. А партийные съезды никто не принимал всерьез – это была бутафория, не игравшая никакой роли в жизни среднестатистического советского человека. Сейчас проектов, цементирующих общество и дающих ощущение смысла существования страны, практически не осталось. Общей темой стала, пожалуй, проблема терроризма, но от сопричастности к ней удовлетворение получить сложно… В результате непомерное место в жизни людей заняли деньги. Общество потребления тысячами способов убеждает человека, что то, что он имеет, недостаточно хорошо. Шопотерапия стала общераспространенным термином в досуговых журналах. Если ты не можешь беспрерывно покупать что-то новое, то ты просто неполноценный человек. Десятки миллионов девочек по всему миру мечтают о туфлях от Джимми Чу, которые для них олицетворяют счастье. Но хорошенькими туфельками освоение космоса и героические экспедиции в Арктику не заменишь. А строить свою жизнь сами, игнорируя общественный разброд, россияне пока не научились. Да и зачем тогда вообще государство! Недавно я провела несколько дней на молочной ферме в австралийской глубинке. Муж и жена держат сто коров, автоматизированная система доения и стерилизации, еще есть несколько свиней, пара десятков кур, кролики. Дважды в день – дойка, каждая занимает два часа. Фермер и его жена встают в 5 утра и заняты буквально каждую минуту. Выходных, как вы понимаете, у коров не бывает, отпуска тоже. Люди живут так всю жизнь и довольны. Они получают удовлетворение от того, что это их земля, их дом и их коровы. Они сами себе хозяева. Им хватает денег на жизнь, они ни от кого не зависят. Честно говоря, не могу себе представить россиян, которые были бы способны жить такой жизнью и получать от нее удовольствие. Большинство не любят повседневности и монотонности, хотят героики и шальной удачи. Соответственно, капитализм в России получается суверенный – как и демократия. Между тем, в странах, где с капитализмом имеют дело давно, заняты активными поисками новых идей — не денежных, не потребленческих. Западные философы и экономисты начинают склоняться к мысли, что экономика — это не столько деньги, сколько содержание жизни. Человек может получать много, но не чувствовать удовлетворения от жизни и работы. Человек может получать немного, но быть счастлив и удовлетворен. Люди хотят гордиться тем, что они делают, видеть нужность своей работы, понимать ее смысл, быть уверенными, что они производят действительно хороший продукт – и зачастую это гораздо важнее денег. Именно к такому выводу пришли в своей новой книге Identity Economiks известные ученые George Akerlof и Rachel Kranton. Да, все эти истины банальны. Но они игнорируются общественной системой современной России, которую «заклинило» на деньгах. А в той же Австралии борьба с потребительским обществом начинает носить все более системный характер. «Когда ты покупаешь ворох одежды и обуви, ты переводишь в пыль, в мусор, воду и леса, будущее нашей планеты», — убеждают ведущие австралийские газеты. И небезуспешно. Когда австралийцев агитируют покупать отечественные товары («Купи австралийское — купи работу своим детям» — один из самых популярных местных лозунгов), то за этим стоит еще и призыв пользоваться вещами, которые изготовлены на экологически чистом производстве, и при этом не увлекаться «шмоточничеством» – купить не пять дешевых футболок из Китая, а одну австралийскую. Люди хотят гордиться своей страной. Понимать, что она занимает достойное место в мире, что она справедлива и гуманна, ответственна за общее будущее человечества. Без этого невозможно быть счастливыми. Если, конечно, это люди, а не животные с большим ртом.